![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие дизонтогенеза.
Повреждения мозга в период его созревания не только нарушают психические функции, но и саму динамику развития мозга, изменяя его потенциальные возможности. Ущерб от раннего повреждения мозга можно обнаружить в последующем в виде различных резидуальных состояний (остаточных проявлений нарушения работы нервной системы). Как отмечает Г. Е. Сухарева, в клинической картине резидуальных состояний можно выделить два основных синдрома — синдром дефектного состояния и синдромы задержанного и нарушенного развития. Первый из них отражает прямой ущерб, нанесенный болезнью, и проявляется либо в виде деградации всей психической деятельности (органическая деменция), либо в преимущественном необратимом поражении определенной сферы психики. Вторые отражают частичные или общие нарушения онтогенеза и проявляются в виде инфантилизма (задержек психического развития) или олигофрении и психопатии (нарушенное развитие). Различные нарушения психического развития также объединяются общим понятием «психический дизонтогенез», обозначающее расстройства, отклонения в индивидуальном развитии ребенка в период морфологического созревания органов и систем организма, несоответствие интеллекта и психики в целом возрастным нормам. Дизонтогенез отличается от нарушений, возникающих при поражении сформированных органов и систем: в первом случае имеет место нарушение психического развития, во втором — приобретенная патология нормальных до того функций. Этиология и патогенез дизонтогенеза обусловливаются действием ряда факторов как биологического, так и средового (в частности социального) плана: генетическими, внутриутробными нарушениями; патологией родов; интоксикациями; органическими повреждениями; травмами; вредными экологическими воздействиями; недоеданием; депривацией; педагогической запущенностью; неблагоприятными условиями воспитания и др. Дизонтогенез характеризуется нарушением развития отдельных психических функций, а также межфункциональных связей. Механизмы этих нарушений описываются в следующих терминах: · регресса — временный или стойкий возврат функции на более ранний этап возрастного развития; · распада — выпадение функции; · изоляции и фиксации функции — нарушение ее взаимодействия с другими психическими функциями и невключение ее в сложные системы иерархических связей. Указанные механизмы формируют различные типы частных и общих нарушений, а также асинхроний развития — диспропорций в развитии психической сферы ребенка в виде: · ретардации — незавершенности отдельных периодов развития; · патологической акселерации — чрезвычайно раннего развития отдельных психических функций; · сочетания ретардации и акселерации разных психических функций. Конкретные виды дизонтогенеза зависят от ряда факторов: 1) функциональной локализации нарушения; 2) времени поражения; 3) взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом; 4) наличия нарушений межфункциональных взаимодействий (Лебединский В. В., 2003). Виды и формы дизонтогенеза: · олигофрении; · различные варианты клинического инфантилизма, замедления темпа психического развития, ЗПР; · аутизм; · психопатии; · нарушения психического развития, обусловленные сенсорным дефицитом (повреждением или недоразвитием анализаторных систем); · неспособность к обучению, к которой относят трудности при овладении чтением, письмом, счетом, — дислексии дисграфии, дискалькулии, гиперактивность, дефицит внимания и др.
|