![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие стрессового интервью.
Стрессовое интервью — это собеседование, на котором кандидата пытаются вывести из равновесия, поставить в ситуацию, когда он почувствует себя некомфортно или же просто сделать то, к чему соискатель не готов. В стрессовом интервью человек проверяется на терпимость; снисхождение к чужим слабостям; конфликтность; умение не растеряться; и найти подход к любым людям, крепость нервов, умение принимать решение в считанные секунды, готовность брать на себя ответственность. Главный секрет успеха на стрессовом интервью - спокойствие. Разнообразие приемов стресс-интервью зависит от фантазии проводящего собеседование, но, тем не менее, можно выделить несколько наиболее типичных. Ожидание в коридоре или в кабинете/переговорной ПРИМЕР: «Собеседование я провалила. Меня " забыли" в коридоре минут на сорок, и я, видимо, расслабилась и " продала" себя плохо…» Расслабление – это наверно одно из самых приятных, но редких состояний в такой ситуации. Как правило, кандидаты, когда время ожидания начала собеседования затягивается по непонятным причинам, испытывают несколько другие эмоции: гнев, раздражение, появляется нервозность, чего собственно и добивается работодатель и что в итоге приводит к провалу. Не назначайте несколько собеседований подряд с небольшими временными промежутками между ними: ведь если на первом собеседовании вас заставят ждать, вы автоматически не успеете на следующее и уже на первом будете нервничать и злиться. ЦЕЛЬ: Кандидата вынуждают почувствовать себя не в своей тарелке. Интервьюеру становится ясно, как он обычно реагирует на хамство, неуважение или дефицит времени. НЕОБХОДИМО: 1. Не терять самообладания, выдержки, уважительного тона к будущему собеседнику и окружающим людям, а также высокой степени концентрации. Последнее особенно важно – потеря концентрации, вызванная расслаблением или раздражением, не позволит на самом собеседовании продемонстрировать себя с лучшей стороны, если необходимо, «разрядить» напор интервьюера или наоборот – зарядить энергичностью, если тот будет демонстрировать отсутствие интереса к кандидату. 2. Использовать время ожидания с пользой для себя: понаблюдать за взаимоотношениями коллег в коллективе; послушать, о чем говорят, проходящие мимо сотрудники; в каком настроении большинство из них пребывает; оценить степень их вовлеченности в рабочий процесс; какой дресс-код принят в компании; насколько дружелюбно секретари на ресепшен отвечают на входящие звонки; каков средний возраст сотрудников и т.п. То есть прочувствовать внутреннюю атмосферу компании, ее климат, и представить себя сотрудником этой организации. А вот повторять самопрезентацию, нервно заучивая «правильные» ответы на «правильные» вопросы не стоит – в состоянии повышенного напряжения, что имеет место быть и на простом интервью, и тем более на стресс-интервью, эти действия будут, скорее, антиэффективными. НЕЛЬЗЯ: подбегать каждые пять минут к секретарю на ресепшен с вопросами, типа: «А где же Иван Иванович? Он что про меня забыл?» или «А у вас ТАК принято?»; звонить интервьюеру на контактный телефон с аналогичными вопросами; ворчать, предъявлять претензии секретарю и/или проходящим мимо сотрудникам и любыми другими способами демонстрировать свое недовольство и раздражение. Возможно, долгое ожидание - никакое и не стресс-интервью, а интервьюер застрял в пробке, лифте или совещание на Совете директоров затянулось по независящим от него обстоятельствам. Но если это не так и цель у работодателя – выявить, как вы себя будете вести в подобной стрессовой ситуации, стоит помнить, что, возможно, за вами наблюдают по системе видеонаблюдения или дружелюбно настроенный секретарь делает специальные пометки в блокноте. Пятеро на одного… ПРИМЕР: «Второе собеседование я должен был проходить с начальником отдела продаж. Подготовил самопрезентацию, изучил корпоративный сайт компании, прочитал о конкурентах... – в общем, подготовился к собеседованию на уровне. А в итоге мне устроили перекрестный допрос целых четыре сотрудника: HR-менеджер, начальник отдела продаж, руководитель Департамента продаж и коммерческий директор. Я не успевал ответить на вопрос первого, как второй перебивал и задавал следующий вопрос, причем, совершенно из другой области, начинал отвечать на этот вопрос, меня перебивал третий и т.п. В результате, я не смог ответить ни на один вопрос полностью и мне кажется, мои ответы были неубедительны и малоэффективны…» Также, для этого приема характерно противоположное поведение интервьюеров: один будет настроен дружелюбно, а другой – агрессивно, третий займет позицию наблюдателя, а четвертый - модератора. Если представители работодателя поймут, что кандидат говорит неправду или это станет ясно из ранее проведенной проверки рекомендаций, то стоит ждать одинаковых вопросов, но сформулированных по-разному. ЦЕЛЬ: «Выбить почву» из-под ног кандидата; усыпить его бдительность и дождаться момента, когда тот выдаст сам себя, в случае, если кандидат говорит неправду; проверить гибкость, умение быстро адаптироваться к новым условиям и одновременно работать над несколькими разными заданиями и, естественно, стрессоустойчивость в подобных ситуациях. НЕОБХОДИМО: Продержаться и не потерять самообладания, уважительного тона к собеседникам. Именно этого от вас ждут в ответ на некорректное поведение. Для этого необходимо заранее подготовиться к собеседованию: 1. «Проработать» слабые места в биографии, если таковые есть: например, значительные перерывы в работе, или несколько смен специализаций, или увольнение через три месяца работы по собственному желанию (в понимании работодателя этот факт трактуется, что сотрудник не прошел испытательный срок) и т.п. 2. Подготовить эффективную самопрезентацию. То есть продумать рассказ о себе, как о профессионале, констатировав факты успешных проектов, реализации идей, навыков и компетенций. Как правило, в самопрезентации должны находить отражение ответы на следующие вопросы: - Расскажите о себе. - На каков уровень зарплаты вы рассчитываете? - Вы уверены, что ваш опыт работы позволяет соответствовать этому размеру зарплаты? - Чего вы достигли на предыдущих местах работы? - Чем вы отличаетесь от других? - Почему мы должны взять именно вас? - Почему вы уволились с предыдущего места работы? - Ваша мотивация к поиску работы - Как долго вы готовы работать в нашей компании? - Почему вы хотите работать в нашей компании? - Почему вы считаете, что соответствуете этой должности? - А что вы будете делать, если я скажу, что у вас слабая самопрезентация? - Приведи примеры, когда ваша работа подвергалась критике. Что вы делали в этом случае? - Ваши цели (на ближайший год, три года и т.п.)? - Ваши сильные стороны? - Ваши слабые стороны? - Какие качества вы хотели бы в себе развить? - Компания мечты – какая она? - Ваши ошибки? - Какой опыт вы вынесли из своих ошибок? - Как вы расстались с последним работодателем? - Каковы ваши отношения с коллегами, руководителем? - Если мы сейчас позвоним в вашу бывшую компанию, как вы считаете, какую характеристику нам дадут? - Предупреждали ли вы работодателя о том, что ищете новую работу? - Если нет, то, как вы планируете сообщить ему об этом? - А если на ваше заявление об уходе вам сделают контрпредложение, что вы выберите? Некоторые из этих вопросов уже изначально носят стрессовый характер (выделены жирно, хотя граница между стрессом и не стрессом у всех различается), поэтому заранее подготовившись к ним в частности и к собеседованию в общем, вам будет не нужно задумываться над «правильными» ответами на эти вопросы во время самого интервью и вы сможете эффективно и достойно выдержать напор интервьюеров. НЕЛЬЗЯ: поддаваться на провокацию со стороны интервьюеров, врать, дерзить относительно поведения интервьюеров и т.п. Если вы не согласны с мнением одного из интервьюеров, как правило, того самого, который настроен агрессивно, то при полной уверенности в себе, в своих профессиональных знаниях и навыках, можно поспорить с ним, но делать это необходимо дружелюбно, без проявления встречной агрессии и трезво. Возможно, именно этого от вас и добиваются. А в ответ тишина… ПРИМЕР: «На интервью со мной просто не разговаривали: собеседник «уставился» на меня и долго молчал, я не знала, как быть, то ли у него голоса нет (возможно, простыл), то ли разговаривать не хотел. Я начала невнятно рассказывать о своем опыте работы на последнем месте работы, но обратной реакции не видела. Мне не задали ни одного вопроса. Промаявшись так полчаса я покинула компанию…» ЦЕЛЬ: Проверить умение завладеть и удерживать внимание собеседника, не смущаясь того, что вы ему неинтересны. Как правило, такой прием используется при приеме на работу менеджеров по продажам и других специалистов в области прямых продаж, обязанностью которых является «холодные» звонки и «превращение» нелояльного клиента в потенциального и затем постоянного. НЕОБХОДИМО: Вывести собеседника на диалог. В этом опять поможет заранее подготовленная самопрезентация. Начните рассказ с ответа на вопрос «Расскажите о себе». На практике, это один из самых распространенных первых вопросов. Продолжайте доброжелательно рассказывать о себе и своем опыте, навыках и знаниях. Как правило, минут через 10 вашего монолога собеседник должен включиться в диалог и начать задавать вопросы по ходу вашего рассказа. Если не включится, закончите вашу подготовленную речь и скажите фразу, типа: «А теперь, Иван Иванович, я готов ответить на ваши вопросы». Если собеседник и на это не отреагирует, спросите разрешения задать интересующие вас вопросы, которые вы должны подготовить также заранее, и задайте их. Эти вопросы могут касаться работы компании в целом, отдела в частности, а также любые другие вопросы, которые вас интересуют. Очень хорошо, если эти вопросы будут носить не общий характер, типа: «Каков график работы в компании?», а частный – например, «Принято ли в вашей компании поздравлять постоянных клиентов с праздниками?» или «Как в отделе принять разруливать ситуацию, когда один менеджер «уводит» клиента другого?» и т.п. НЕЛЬЗЯ: Молчать в ответ; теребить визитку собеседника или глядеть, как и он, в окно, интересоваться, почему тот молчит; неуверенно мямлить и т.п. Глупые или неудобные вопросы ПРИМЕР: «Валерия мои профессиональные качества почему-то интересовали слабо, зато он заметно оживился на личных вопросах. Спросил, замужем ли я. Я ответила, что нет. Он начал выпытывать, почему. Я ответила общей фразой. Тогда он спросил о молодом человеке. Его у меня тоже не оказалось. После этого он начал спрашивать меня, когда я рассталась со своим последним бойфрендом, почему так вышло, и не считаю ли я себя неудачницей…» К подобным вопросам также относятся: «А почему у вас нет детей?» (задается, в основном, тем, кто состоит в браке), «Как вы относитесь к людям нетрадиционной сексуальной ориентации?», «Были ли у вас контакты с их представителями?», «Какова норма алкоголя для вас?» и т.п. ЦЕЛЬ: Спровоцировать вас на агрессивные, заносчивые поступки или слова. Такая проверка на прочность обычно очень хорошо срабатывает и позволяет отсеять на собеседовании тех кандидатов, которые могут повести себя неадекватно в конфликтной ситуации. НЕОБХОДИМО: Решить для себя, где заканчиваются рамки приличия, и начинается банальное невежество. Ответить в спокойной манере на те вопросы, которые, на ваш взгляд, допустимы с точки зрения этики. А от ответа на остальные вы имеете полное право отказаться. Это добавит вам больше положительных очков в глазах невежливого интервьюера. НЕЛЬЗЯ: также, как и в случае с вопросами, носящими стрессовый характер, поддаваться на провокацию, дерзить, хамить в ответ и т.п. Трудовой договор и его содержание. В ст. 56 ТК РФ дается определение трудового договора. Это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом РФ. законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка.
|