Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Общая характеристика русской классической литературы XIX века:
Общая характеристика русской классической литературы XIX века: — золотой век русской поэзии (первая треть столетия); — эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие); — роль литературы в духовной жизни русского общества. Общее понятие об историко-литературном процессе.
Проверка ЗУН: письменный ответ на вопрос.
Русская литература первой половины XIX века А. С. ПУШКИН. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» («IX. И путник усталый на Бога роптал...»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень» (отрывок), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «(Из Пиндемонти)». Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы. «Медный Всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей. «Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии. Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества. Вн.чт. Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского и др.
Проверка ЗУН: выразительное чтение наизусть, анализ стихотворения, сочинение. М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...». Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В. Г. Белинский). Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова. Вн.чт. «Демон».
Проверка ЗУН: выразительное чтение наизусть, сочинение.
Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры. Литературные направления первой половины XIX века — романтизм и реализм (общая характеристика). Проверка ЗУН: тестирование. Русская литература второй половины XIX века Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка. Проза И. А. ГОНЧАРОВ. Жизнь и творчество. «Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание. Вн.чт. «Обыкновенная история». Проверка ЗУН: анализ эпизода, тестирование. А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).
«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы. Вн.чт. «Бесприданница». Проверка ЗУН: сочинение, тестирование. И. С. ТУРГЕНЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). «Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа. Вн.чт. «Дворянское гнездо».
Проверка ЗУН: сочинение, тестирование.
|