Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






С. А. Ярушин






УДК 371.7

ББК Ч56(0)

Педагогическое обеспечение формирования здоровья студентов

С. А. Ярушин

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»,

Челябинск, Россия

lza@csu.ru

Рассмотрена проблема формирования здоровьеобеспечивающей компетентности студенческой молодежи. Предлагается решение данной проблемы через персонализацию, индивидуализацию, активность и самостоятельность личности студента.

Ключевые слова: здоровьеобеспечивающая компетентность, активное формирование здоровья студентов.

Актуальность темы исследования. В современной парадигме развития общества (переход от постиндустриального к информационному, информационно-экологическому, от повышения производительности труда к увеличению продуктивности использования ресурсов) институт отечественного образования рассматривается как важнейший ресурс социально-экономического и политического развития страны, как одно из базовых оснований активной подготовки и включения подрастающего поколения в преобразовательные социально-экономические и политические процессы. Необходимость модернизации отечественного образования обусловлена двумя основными факторами. Во-первых, это обращенность образования к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования). Во-вторых, это переход общества к рыночной экономике, в которой одним из ее объективных признаков является повышенная профессиональная мобильность людей.

Обращенность образования к личности обучающихся и изменение социально-экономического устройства общества закрепляются в нормативных документах соответствующей целевой установкой, которая ориентирует российскую систему образования на формирование разносторонней личности, способной реализовать свой творческий потенциал в данных условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. В этой целевой установке принципиальным является положение о необходимости развития, повышения и реализации индивидуального творческого потенциала. При этом успешность реализации проявляется через персонализацию, индивидуализацию, активность, самостоятельность, инициативность, здоровьесоответствие личности, как по отношению к обществу, так и к самому себе [2; 3; 5; 8; 10; 11; 12; 13; 14].

Высшие учебные заведения играют ключевую роль в развитии науки, культуры и производства, осуществляют решающий вклад в формирование человеческого капитала, отвечающего потребностям современной цивилизации. В соответствии с социально-экономическими особенностями российского общества, его дальнейшим развитием, и исходя из сущности высшего образования, физическое воспитание и физкультурное образование в вузах должно обеспечить гармонизацию телесно-духовного единства, способствовать формированию таких общечеловеческих ценностей, как физическое, психическое и социальное благополучие, повышению жизненных ресурсов человека, к числу важнейших из которых относится здоровье. Укрепление здоровья повышает резервные возможности организма, способствует качественному обучению и профессиональной дееспособности будущих специалистов.

Вместе с тем, проблема здоровья студенческой молодежи приобретает всё большую актуальность. Количество студентов специальной медицинской группы составляет 20–25%, а в некоторых вузах достигает 40%, и прогнозируется дальнейшее увеличение до 50% от общего количества студентов. Следует подчеркнуть, что за время обучения в вузе здоровье не улучшается, а ухудшается. Ко второму курсу количество случаев заболеваний повышается на 23%, а к четвёртому – на 43 %. Четверть студентов переходят в более низкую медицинскую группу. И это проявляется на фоне увеличения числа первокурсников с отклонениями в состоянии здоровья, заболеваниями хронического характера, различного рода физическими и психическими перенапряжениями, травмами [1; 7; 16]. Низкий уровень физического здоровья выпускников школ, отсутствие у них сформированных ценностных ориентаций на поддержание и укрепление здоровья, дефицит двигательной активности в рамках учебных программ образовательных учреждений, крайне слабая ориентированность на формирование и развитие активности, самостоятельности и индивидуальности учащихся, их разнообразных способностей и склонностей требует существенного обновления физкультурного образования и физического воспитания в направлении повышения резервов здоровья, формирования готовности студентов к текущей учебной и будущей профессиональной деятельности, а юношей – и к воинской службе. Это определяется невозможностью решения данной проблемы в рамках учебных программ, слабой координированностью и участием заинтересованных (и обязанных) сторон в повышении эффективности процесса физического совершенствования и самосовершенствования, а также возросшими требованиями к вузовскому образованию, различной профессиональной деятельности и воинской службе в Вооруженных Силах РФ.

При этом должны найти конкретизацию и практическое преломление новые концепции и программы физического воспитания и физкультурного образования подрастающего поколения [2; 4; 6; 9; 10; 11; 13; 14; 15], прогрессивная направленность которых не вызывает сомнения. Принципиальным их достижением является отказ от унитарных подходов в данной сфере, создание возможности выбора педагогическими коллективами и педагогами собственных путей в реализации подходов, рекомендованных той или иной программой по физическому воспитанию и физкультурному образованию.

Традиционная система высшего образования утратила свою оздоровительную направленность и требует существенной перестройки физического воспитания и физкультурного образования. При этом проявляется комплекс противоречий между:

– потребностями общества в интеллектуально развитом, физически здоровом подрастающем поколении и недостаточной разработанностью педагогических программ, методик и технологий повышения резервов здоровья учащейся молодежи;

– постоянно возрастающими требованиями к учебной и профессиональной подготовленности и снижением уровня здоровья, физического развития и физической подготовленности студентов;

– необходимостью реализации современных технологий повышения резервов здоровья и отсутствием педагогической системы активного формирования здоровья студентов;

– целесообразностью развития самостоятельности в повышении персонального здоровья и недостаточной здоровьеобеспечивающей компетентностью студентов;

– констатацией поливариантности и многообразия подходов к формированию физической и спортивной культуры личности студентов и их программно-методическим обеспечением.

Потребность минимизации выявленных противоречий определяет проблему разработки теоретико-методологических и программно-методических основ активного формирования здоровья студентов, обеспечивающую природосообразность лечебных, профилактических, оздоровительных, обучающих, тренирующих, воспитательных воздействий.

Характеризуя общий подход к разрешению сформулированной проблемы, целесообразно выдвинуть следующую ведущую идею исследования: выявить основные факторы и условия активного формирования здоровья студентов и разработать программно-методическое обеспечение по их реализации.

Этим обусловлен выбор темы исследования «Педагогические основы активного формирования здоровья студентов».

Цель исследования. Разработать концепцию педагогического обеспечения активного формирования здоровья студентов; определить основные направления их реализации в высших учебных заведениях.

Объект исследования. Процесс активного формирования здоровья студентов.

Предмет исследования. Педагогическое обеспечение формирования здоровьесоответствующего потенциала для текущей учебной и будущей профессиональной деятельности студентов.

Выявленные противоречия в теории и практике активного здоровьеформирования в высших учебных заведениях, актуализирующаяся в связи с ними проблема, поставленная цель исследования определяют формулировку научной гипотезы.

Становлению активного здоровьеформирования студентов будут способствовать практически реализованные условия проектирования, организации и управления процессом образования, в котором предполагается:

– рассмотрение повышения здоровья студентов с позиции системного, эволюционного и синергетического подходов, где здоровье студентов – это процесс и результат, выступающий в качестве системообразующего фактора различных педагогических воздействий;

– достижение паритета высокого уровня образованности и здоровья студентов в теории и практике высшего образования;

– выявление доминантных факторов и условий, определяющих эффективность активного здоровьеформирования студентов;

– формирование здоровьеобеспечивающей компетентности студентов;

– реализация высокого потенциала двигательной активности для расширения резервов здоровья студентов;

– разработка программно-методического обеспечения активного здоровьеформирования студентов, ориентированное на природосообразность, самостоятельность, индивидуализацию и персонализацию педагогических воздействий.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены основные задачи исследования.

1). Выявить и обосновать специфику научных подходов к активному формированию здоровья студентов.

2). Установить основные факторы и условия повышения резервов здоровья студенческой молодежи.

3). Определить критерии эффективности активного формирования здоровья студентов.

4). Разработать программно-методическое обеспечение формирования здоровьесоответствующей компетентности студентов;

5). Предложить концепцию педагогического обеспечения активного здоровьеформирования и определить педагогические возможности ее реализации в высших учебных заведениях.

Общей методологической основой исследования является представление активного формирования здоровья студентов как сложного многостороннего процесса, эффективность которого определяется комплексным влиянием социально-экономических, биологических, интеллектуальных, технологических факторов, требующих системного изучения.

Философский уровень исследования определяется принципами современной диалектики, соответствующими реалиям и объективным потребностям развития современного образования: единства всеобщего и конкретного, теории и практики, социального и биологического, гуманизации и здоровьесоответствия человеческой деятельности.

Общенаучный уровень исследования построен на комплексе идей и научных положений, обусловленных концепциями: здорового образа жизни (А. М. Амосов, И. И. Брехман, С. Г. Сериков, А. Г. Щедрина); личностно-ориентированного образования и воспитания (А. Г. Асмолов, А. С. Белкин, А. В. Петровский); общего адаптационного синдрома (А. А. Виру, Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова, H. Celye).

Конкретно-научный уровень исследования составляют закономерности развития кинезиологического потенциала человека (В. К. Бальсевич, Н. А. Фомин); основные положения теории и методики физической культуры (М. Я. Виленский, В. М. Выдрин, В. И. Ильинич, Л. П. Матвеев, Н. И. Пономарев); концепция двигательной активности и ее роль в стимуляции жизнедеятельности подрастающего поколения (В. К. Бальсевич, Э. Г. Булич, В. А. Запорожанов, Л. М. Куликов, И. В. Муравов).

Исходя из методологических основ, цели и задач исследования, определяется логика научного поиска, который осуществляется и будет осуществлен в течение 2003–2015 гг. Данный период включает в себя три этапа научных изысканий.

На первом (2003–2010 гг.), теоретико-экспериментальном этапе, имевшем преимущественно поисковую направленность, проводился теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, изучались нормативные документы по организации физического воспитания, физкультурного образования и спортивной подготовки в высших учебных заведениях, анализировался и обобщался опыт лечебно-профилактической, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, определялись цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. На данном этапе был апробирован и установлен комплекс методов исследования, разработана концепция педагогического обеспечения активного здоровьеформирования в высших учебных заведениях, выполнены экспериментальные исследования по оценке двигательных и морфофункциональных возможностей студентов младших курсов, оптимизации теоретического и практического материала дисциплины «Физическая культура».

Методы исследования. Осуществлялось изучение научно-методической литературы по проблеме исследования; проводился констатирующий эксперимент с применением методов педагогического наблюдения, контент-анализа, опроса, тестирования, оценки состояния здоровья и психофизиологических возможностей студентов. При этом применялись оригинальные методики, в частности, метод Газоразрядной Визуализации (ГРВ). Изучение литературных источников и обработка результатов констатирующего эксперимента сопровождалось применением методов сравнения, анализа, синтеза, обобщения, моделирования (теоретического), статистической обработки.

На втором (2011–2012 гг.), опытно-экспериментальном этапе, имеющем формирующий характер, осуществлялась проверка эффективности и последующее внедрение концепции педагогического обеспечения активного формирования здоровья студентов. Концепция предполагает разработку алгоритма повышения индивидуального (персонального) здоровья студентов, формирование здоровьеобеспечивающей компетентности, условия и программно-методическое обеспечение их реализации.

Методы исследования. Изучение литературных источников в области теории здоровья и оздоровительных технологий, моделирование. Проведен формирующий педагогический эксперимент с использованием методов наблюдения, опроса, тестирования, оценки состояния здоровья и морфофункциональных возможностей, математической статистики.

На третьем (2013–2015 г.), обобщающем этапе, будет осуществлен педагогический анализ и обобщение полученных материалов, их систематизация и интерпретация, формирование выводов и литературное оформление работы. Результаты исследования предполагается внедрить в практику работы высших учебных заведений Челябинской области, в том числе использовать в учебном процессе ФБГОУ ВПО «Челябинский государственный университет».

Основные методы исследования: анализ и синтез, аналогии и обобщение, описание (вербальное, графическое, математическое), системный подход.

Обоснованность и достоверность результатов проводимой работы обусловлена применением системного, эволюционного и синергетического подходов как ведущей методологической базы; взаимной дополняемостью и согласованностью научных теорий, выбранных в качестве методологических оснований; применением на каждом этапе исследования теоретических и эмпирических методов, соответствующих решаемым задачам; представительностью опытно-экспериментальной базы и репрезентативностью выборки; проведением педагогической экспертизы результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента; широкой апробацией и внедрением результатов исследований в систему высшего образования. Опытно-экспериментальной базой исследования являются высшие учебные заведения Челябинской области.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал