Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Педагог
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
От 18 октября 2013 г. N 544н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
" ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО,
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)"
В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт " Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
2. Установить, что профессиональный стандарт " Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Министр
М.А.ТОПИЛИН
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 октября 2013 г. N 544н
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПЕДАГОГ
(ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ, НАЧАЛЬНОМ ОБЩЕМ,
ОСНОВНОМ ОБЩЕМ, СРЕДНЕМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ)
(ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐
│ 1 │
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
Регистрационный
номер
I. Общие сведения
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐
Дошкольное образование │ │
Начальное общее образование │ │
Основное общее образование │ 01.001 │
Среднее общее образование │ │
─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
(наименование вида профессиональной деятельности) Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐
│ Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам│
│ образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) │
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
Группа занятий:
|
| Преподаватели в средней школе
|
| Персонал дошкольного воспитания и образования
| |
| Преподаватели в системе специального образования
|
| Преподавательский персонал специального обучения
| |
| Преподавательский персонал начального образования
|
|
| | (код ОКЗ < 1>)
| (наименование)
| (код ОКЗ)
| (наименование)
|
Отнесение к видам экономической деятельности:
| 80.10.1.
| Услуги в области дошкольного и начального общего образования
| | 80.21.1.
| Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования
| | (код КВЭД < 2>)
| (наименование вида экономической деятельности)
|
II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)
| Обобщенные трудовые функции
| Трудовые функции
| | код
| наименование
| уровень квалификации
| наименование
| код
| уровень (подуровень) квалификации
| | A
| Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
|
| Общепедагогическая функция. Обучение
| A/01.6
|
| | Воспитательная деятельность
| A/02.6
|
| | Развивающая деятельность
| A/03.6
|
| | B
| Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
| 5 - 6
| Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
| B/01.5
|
| | Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования
| B/02.6
|
| | Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
| B/03.6
|
| | Модуль " Предметное обучение. Математика"
| B/04.6
|
| | Модуль " Предметное обучение. Русский язык"
| B/05.6
|
|
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
| Наименование
| Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
| Код
| A
| Уровень квалификации
|
|
| Происхождение обобщенной трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
| |
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Возможные наименования должностей
| Учитель,
Воспитатель
|
| Требования к образованию и обучению
| Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки " Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
| | Требования к опыту практической работы
| Требования к опыту практической работы не предъявляются
| | Особые условия допуска к работе
| К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
|
Дополнительные характеристики
| Наименование документа
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
| | ОКЗ
|
| Преподаватели в средней школе
| |
| Преподаватели в системе специального образования
| |
| Преподавательский персонал начального образования
| |
| Персонал дошкольного воспитания и образования
| |
| Преподавательский персонал специального обучения
| | ЕКС < 3>
| -
| Учитель
Воспитатель
| | ОКСО < 4>
|
| Образование и педагогика
|
3.1.1. Трудовая функция
| Наименование
| Общепедагогическая функция. Обучение
| Код
| A/01.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
| |
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Трудовые действия
| Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
| | Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
| | Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
| | Планирование и проведение учебных занятий
| | Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
| | Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
| | Формирование универсальных учебных действий
| | Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)
| | Формирование мотивации к обучению
| | Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
| | Необходимые умения
| Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
| | Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
| | Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
| | Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
| | Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-
компетентность (отражающая
профессиональную ИКТ-компетентность
соответствующей области человеческой
деятельности)
| | Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
| | Необходимые знания
| Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
| | История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
| | Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
| | Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
| | Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
| | Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
| | Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
| | Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
| | Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
| | Конвенция о правах ребенка
| | Трудовое законодательство
| | Другие характеристики
| Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
3.1.2. Трудовая функция
| Наименование
| Воспитательная деятельность
| Код
| A/02.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
| |
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Трудовые действия
| Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
| | Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
| | Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
| | Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
| | Проектирование и реализация воспитательных программ
| | Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
| | Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
| | Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
| | Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
| | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
| | Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
| | Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
| | Необходимые умения
| Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
| | Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
| | Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
| | Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
| | Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
| | Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
| | Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
| | Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
| | Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
| | Необходимые знания
| Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
| | История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
| | Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
| | Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
| | Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
| | Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
| | Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
| | Другие характеристики
| Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
3.1.3. Трудовая функция
| Наименование
| Развивающая деятельность
| Код
| A/03.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
| |
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Трудовые действия
| Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
| | Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
| | Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
| | Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
| | Оказание адресной помощи обучающимся
| | Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
| | Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
| | Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
| | Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
| | Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения
| | Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
| | Необходимые умения
| Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
| | Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий
| | Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ
| | Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
| | Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося
| | Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
| | Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
| | Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик
| | Формировать детско-взрослые сообщества
| | Необходимые знания
| Педагогические закономерности организации образовательного процесса
| | Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
| | Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
| | Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
| | Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
| | Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
| | Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
| | Другие характеристики
| Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
3.2. Обобщенная трудовая функция
| Наименование
| Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ
| Код
| B
| Уровень квалификации
| 5 - 6
|
| Происхождение обобщенной трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
| |
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Возможные наименования должностей
| Учитель,
Воспитатель
|
| Требования к образованию и обучению
| Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки " Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
| | Требования к опыту практической работы
| Требования к опыту практической работы не предъявляются
| | Особые условия допуска к работе
| К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
|
Дополнительные характеристики
| Наименование документа
| Код
| Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
| | ОКЗ
|
| Преподаватели в средней школе
| |
| Преподаватели в системе специального образования
| |
| Преподавательский персонал начального образования
| |
| Персонал дошкольного воспитания и образования
| |
| Преподавательский персонал специального обучения
| | ЕКС
| -
| Учитель
Воспитатель
| | ОКСО
|
| Образование и педагогика
|
3.2.1. Трудовая функция
| Наименование
| Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
| Код
| B/01.5
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
| |
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Трудовые действия
| Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
| | Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации
| | Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
| | Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
| | Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
| | Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
| | Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития
| | Формирование психологической готовности к школьному обучению
| | Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья
| | Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства
| | Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов
| | Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
| | Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
| | Необходимые умения
| Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства
| | Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации
| | Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения
| | Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
| | Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
| | Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
| | Необходимые знания
| Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста
| | Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
| | Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
| | Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
| | Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
| | Современные тенденции развития дошкольного образования
| | Другие характеристики
| Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
3.2.2. Трудовая функция
| Наименование
| Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования
| Код
| B/02.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
| |
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Трудовые действия
| Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной
| | Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе
| | Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования
| | Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек
| | Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника
| | Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
| | Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе
| | Необходимые умения
| Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы
| | Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания
| | Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования
| | Необходимые знания
| Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов
| | Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ
| | Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий
| | Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях
| | Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования
| | Другие характеристики
| Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
3.2.3. Трудовая функция
| Наименование
| Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
| Код
| B/03.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
| |
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Трудовые действия
| Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира
| | Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития
| | Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся
| | Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования
| | Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения
| | Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения
| | Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.
| | Необходимые умения
| Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
| | Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
| | Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой
| | Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение
| | Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую
| | Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности
| | Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе
| | Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)
| | Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования
| | Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием
| | Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
| | Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками
| | Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
| | Необходимые знания
| Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)
| | Программы и учебники по преподаваемому предмету
| | Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности
| | Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
| | Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения
| | Основы экологии, экономики, социологии
| | Правила внутреннего распорядка
| | Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды
| | Другие характеристики
| Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
3.2.4. Трудовая функция
| Наименование
| Модуль " Предметное обучение. Математика"
| Код
| B/04.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
| |
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Трудовые действия
| Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность
| | Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств
| | Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики
| | Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ)
| | Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример
| | Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий
| | Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например - вычисления)
| | Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики
| | Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно
| | Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам
| | Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.
| | Развитие инициативы обучающихся по использованию математики
| | Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации
| | Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов
| | Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях
| | Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся
| | Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий
| | Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики
| | Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания
| | Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных
| | Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения
| | Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности
| | Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения
| | Необходимые умения
| Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся
| | Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения
| | Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи
| | Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады)
| | Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации
| | Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом
| | Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера)
| | Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях
| | Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.
| | Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала
| | Владеть основными математическими компьютерными инструментами:
визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов;
вычислений - численных и символьных;
обработки данных (статистики);
экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)
| | Квалифицированно набирать математический текст
| | Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся
| | Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов
| | Обеспечивать коммуникативную и учебную " включенности" всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)
| | Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры
| | Необходимые знания
| Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики
| | Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений
| | Теория и методика преподавания математики
| | Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении
| | Другие характеристики
| Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
3.2.5. Трудовая функция
| Наименование
| Модуль " Предметное обучение. Русский язык"
| Код
| B/05.6
| Уровень (подуровень) квалификации
|
|
| Происхождение трудовой функции
| Оригинал
| X
| Заимствовано из оригинала
|
|
| |
| Код оригинала
| Регистрационный номер профессионального стандарта
|
| Трудовые действия
| Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации
| | Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся " чувства меняющегося языка"
| | Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого " бытового" подхода (" народной лингвистики")
| | Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций
| | Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции
| | Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате
| | Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства
| | Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
| | Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся
| | Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов
| | Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)
| | Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка
| | Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав
| | Необходимые умения
| Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному
| | Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья
| | Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы
| | Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона
| | Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся
| | Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики
| | Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека
| | Необходимые знания
| Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики
| | Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений
| | Теория и методика преподавания русского языка
| | Контекстная языковая норма
| | Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды
| | Другие характеристики
| Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
|
IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐
│ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего │
│ профессионального образования города Москвы " Московский городской │
│ психолого-педагогический университет" │
│ │
│ Ректор Рубцов Виталий Владимирович │
│ │
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘
4.2. Наименования организаций-разработчиков
|
| Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 109
|
--------------------------------
< 1> Общероссийский классификатор занятий.
< 2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
< 3> Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н " Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел " Квалификационные характеристики должностей работников образования" (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638).
< 4> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
|