![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Имплицитные функции психикиСтр 1 из 3Следующая ⇒
Функции психики Мозг и нервная система – органы психической деятельности, выполняющие имплицитные функции координации взаимодействия организма со средой. К имплицитным (заданным изнутри) функциям относятся гностические, аффективные и реактивные формы психической деятельности. Психика и органы чувств – инструменты психологической деятельности, выполняющие эксплицитные (заданные извне) функции координации взаимодействия человека с миром вещей, людей и самим собой. К эксплицитным функциям относится коммуникативное, информационное, когнитивное, эмотивное, конативное, креативное содержание предметно-преобразовательной деятельности человека. Имплицитные функции психики Координирующая деятельность психики совершается посредством следующих имплицитных функций: гностических, аффективных, регуляторных. Они вытекают из нервно-психической деятельности мозга, в процессе которой мозг с помощью органов чувств принимает воздействия внешнего мира и ассимилирует их в сведениях о предметах взаимодействия, тем самым, осуществляя гностические функции. В то же время мозг соотносит сведения о свойствах предмета с их полезностью или вредностью для организма и вырабатывает аффективное отношение к предмету в целом; тем самым он определяет соответствие данного предмета потребностям организма. Одновременно мозг по проводящим путям нервной системы посылает ответные импульсы (команды) в мышечно-двигательную систему, вызывая соответствующие мышечные сокращения, которые, в свою очередь, проявляются в телесных движениях и в предметных действиях, направленных либо на овладение предметом, либо на отталкивание его (избегание), тем самым осуществляет регуляторные функции. Таблица Имплицитные функции психики
Гностические функции психики Гностические функции психики выполняют осведомительную роль в процессах естественного контакта человека с внешним миром. Они доставляют информацию конкретно-чувственного свойства об объектах взаимодействия, которая оформляется в психических образах. Гностические функции под влиянием сознательной регуляции трансформируются в познавательную деятельность, где задача получения знаний становится главным (доминирующим) мотивом психической активности человека. Знания являются продуктом гностических функций психической деятельности человека и составляют интеллектуальный потенциал человека, трансформируясь в качества ума — важнейший компонент структуры личности. Посредством гностических функций человек ассимилирует потоки психофизических воздействий внешнего мира во внутренние психические процессы (ощущения, восприятие, память), перерабатывает эти воздействия в сведения (представления) о физических свойствах объектов, оперирует с ними в своем сознании, совершая тем самым процессы мышления и воображения. В результате человек получает ситуативные и перспективные сведения об объектах и среде своего обитания, предвидит возможные последствия своего взаимодействия, планирует свои действия, поступки и деятельность, вырабатывает представление о мире. Аффективные функции психики Аффективные функции психики проистекают из нашего отношения к объектам взаимодействия. Любой психический акт представляет собой единство гностических и аффективных процессов, знания и отношения. Источником нашего отношения к объектам взаимодействия являются психофизиологические состояния нашего организма. В знаниях отражаются сведения о свойствах объекта, а в отношении — актуальная потребность нашего организма в этом объекте. Если объект отвечает нашим актуальным потребностям, то у нас возникает стремление овладеть им, если нет, то мы безразличны к нему. Гностические функции позволяют нам определить полезность—бесполезность объекта вообще, а аффективные — нужность—ненужность в конкретной ситуации. Кроме того, аффективные функции предупреждают нас об опасности объекта для нашего организма; предупреждение приходит в виде отрицательных эмоций, которые этот объект вызывает. Положительные эмоции притягивают нас к объекту, а отрицательные — отталкивают. Например, холодный объект в одном случае может оказаться приятным, если мы разгорячены напряженной работой. В другом случае этот же объект вызовет отрицательную эмоцию, если у нас повышенная температура тела в результате сильной простуды. В первом случае мы постараемся удержать объект в своих руках, во втором постараемся избежать соприкосновения с ним. Непроизвольные эмоциональные реакции контролируются гностическими функциями в процессах переживания и подвергаются субъективной оценке, которая переносится на объект взаимодействия. Эта оценка производится по шкале «плохой—хороший», которая связана со шкалой отношения «нравится — не нравится». При этом сначала возникает отношение и лишь потом оценка. Оценка в результате переживания своей эмоции может перестроить наше отношение к объекту под влиянием перспективных мотивов необходимого взаимодействия с ним. В этом случае происходит переосмысление значимости объекта для перспективных (отсроченных) потребностей субъекта. Оценка снимает напряжение между эмоциональной привлекательностью—непривлекательностью объекта и его практической значимостью. Она результирует процесс переживания наших отношений к объекту. В качестве примера можно напомнить сюжет басни «Лиса и виноград». Вы помните, что виноград сначала нравится (отношение) лисе, но поскольку его ей не достать, привлекательность винограда подвергается переоценке (зелен). Лиса таким способом вытесняет свою актуальную потребность через оценочное искажение образа винограда (объекта), перестраивая первичное эмоционально-психическое отношение к нему на оценочно-чувственное с противоположным знаком, чтобы сохранить свое личностное достоинство. Переживания эмоций через оценку (аксиологическую деятельность) трансформируются в чувствах, которые являются важнейшим компонентом структурной организации личности. В чувствах ассимилируются аффективные процессы и состояния в результате интеллектуальной рефлексии. В них отражается устойчивое отношение человека к объектной реальности внешнего мира. Они предопределяют субъектные установки и позиции человека, будучи источником индивидуализации личности и субъективности в поведении и деятельности. Аффективные функции выступают психофизиологическим источником субъективности в психической деятельности человека. Аффективная субъективность лежит в основе непроизвольных (подсознательных) отношений человека к объективной реальности, а вместе с гностическими функциями — в основе произвольных (сознательных) отношений. Эти отношения трансформируются в структуре личности в конкретные черты характера. Регуляторные функции психики Регуляторные функции психики направлены на координацию внутренних психических процессов, на управление взаимодействием с предметами внешнего мира, на налаживание отношений с окружающими человека людьми. Координация внутренних психических процессов осуществляется на основе безусловных рефлексов, механизм которых врожден и, следовательно, обусловлен биогенетически. Он проявляется в паттернах инстинктивных реакций. Например, моргание, сужение или расширение зрачков, непроизвольное отдергивание руки и т. п. Управление взаимодействием с предметами внешнего мира происходит по закономерностям динамики условных рефлексов и ориентировочно-исследовательской деятельности в пространстве своего бытия. Например, по запаху пищи вы определяете ее полезность или вредность для употребления, по сигналу светофора останавливаетесь или переходите улицу. Налаживание отношений с окружающими людьми происходит по законам психологической, социально-психологической и социальной деятельности, Например, мы выбираем партнера для совместной деятельности, который подходит нам по конкретным качествам своей личности. Во всех случаях регуляторные функции проявляются в направленных на какой-либо объект телесных движениях, которые трансформируются в предметные действия, поступки и поведение человека. Регуляторные функции психики в человеческих отношениях проявляются через поступки человека, которые всегда содержат нравственный компонент социального поведения. Механизмы такого поведения заключены в особых правилах и символике общественной жизни (ритуалах, обычаях, традициях, законах). Регуляция предметных действий и поступков требует от человека значительного волевого напряжения. Поэтому воля становится базисным процессом регуляторных функций психики. В волевых качествах происходит ассимиляция регуляторных функций психики. Воля — это стержневой компонент структурной организации личности. Например, с ее ослаблением (абулией) связан распад личности, что отмечается в клинической практике психических расстройств. Имлицитные функции психики производны от нервной деятельности мозга. Поэтому они внутренне присущи организму человека и проистекают из морфологических особенностей мозга и закономерностей высшей нервной деятельности, которую мозг осуществляет. Эта зависимость психической деятельности от деятельности мозга выражена формулой «Психика есть функция мозга».
|