![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация структурных компонентов психики ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Логическая последовательность предполагает сначала рассмотреть эту проблему по степени конкретности—обобщенности психических образований. По этому критерию их можно дифференцировать на общие, особенные и единичные. К общим психическим образованиям отнесены сенсорно-перцептивные, психомоторные, мнемические, интеллектуальные, креативные, аффективные, мотивационные, темпераментные, рефлексивные, регуляторные, коммуникативно-речевые, нравственные. Каждое из них репрезентирует ту или иную сторону психической организации человека в связи с функциональными отношениями его с внешним миром по всем пяти векторам взаимодействия. Это означает, что каждое из этих психических образований вбирает в себя все многообразие психических свойств, правда, в превращенном виде. Эти психические образования перекрывают собой всевозможное содержание психической и психологической деятельности человека. Сенсорно-перцептивные, мнемические и интеллектуальные психические образования складываются в основном из психофизических свойств, выступающих первоосновой их возникновения и функционирования. Другие психические свойства включаются в эти психические образования на ролях второго плана. К особенным сенсорно-перцептивным психическим образованиям относятся ощущения и восприятие, которые являются феноменами конкретно-чувственного познания. К особенным мнемическим психическим образованиям относятся представления и память, которые являются феноменами конкретно-логического познания. Композиция 7 Обобщенная модель структурной организации психики
К особенным интеллектуальным психическим образованиям относятся мышление и воображение, которые являются феноменами абстрактно-логического познания. Аффективные, мотивационные, регуляторные и темпераментные (психодинамические) психические образования складываются в основном из психофизиологических свойств, которые трансформируются в процессах субъектной активности в особенные аффективные психические образования, к которым относятся эмоции и чувства — феномены субъективного переживания собственных состояний и субъектных отношений в мире вещей и людей; в особенные мотивационные психические образования, представленные потребностями, влечениями, склонностями, желаниями, которые являются продуктами субъективного отражения психофизиологических состояний телесной организации человека. К мотивационным психическим образованиям относятся еще и интересы, намерения, ценностные ориентации, мечты — продукты отражения внешней среды как предмета актуальных и потенциальных потребностей человека. К особенным регуляторным психическим образованиям следует отнести волю и внимание — продукты психического и психологического самоуправления. При этом необходимо заметить, что регуляторную функцию выполняют практически все частные психические образования, так как она является сквозной функцией психической деятельности. К особенным темпераментным психическим образованиям следует отнести энергетизм, динамизм, реактивность, нейротизм и им подобные, которые являются продуктами нейропсихической деятельности мозга. Психомоторные и креативные психические образования формируются в процессах предметно-практического взаимодействия человека, особенность которого — деятельностное отношение со средой. Задачи такого отношения решаются посредством телесных движений, перемещающих человека в пространственно-временной перспективе и вместе с тем преобразующих объекты внешнего мира в предметы потребностей человека. В этих психических образованиях происходит трансформация деятельностно-психологических свойств психической организации человека. К особенным психомоторным психическим образованиям следует отнести все телесные движения человека (произвольные и непроизвольные, а также идеомоторные акты), которые приобретают различные формы выразительного (экспрессивного) поведения (невербального и вербального). В их ряду нужно рассматривать и манипулятивные предметные действия. К особенным креативным психическим образованиям следует отнести общие и специальные способности, мастерство, талант, гениальность, стиль деятельности, которые являются продуктом деятельностно-психологической активности человека как творца предметной среды, субъекта преобразовательной деятельности. Коммуникативно-речевые и нравственные психические образования формируются в процессах взаимодействия людей друг с другом по поводу совместных проблем жизнедеятельности. Они относятся к социально-психологическим образованиям в структуре психики. Обязательным условием их возникновения и существования является общение людей, в процессе которого происходит трансформация психического потенциала первичных свойств психики (психофизиологических, психофизических, психорефлексивных). К особенным коммуникативно-речевым психическим образованиям следует отнести речь (внутреннюю и внешнюю; устную и письменную), языки (словесные, жестовые и др.), средства общения (непосредственного и опосредствованного), которые являются продуктом социально-психологического взаимодействия людей при жизни их в сообществах. К особенным нравственным психическим образованиям нужно отнести все многообразие человеческих отношений, среди которых выделяются общественные отношения (правовые, экономические, этнические, конфессионально-религиозные, политические); межличностные отношения (моральные, этические, эстетические, половые, возрастные, волевые, лидерские, эмоциональные, дружеские, конфликтные, состязательные и др.), являющиеся продуктами социально-психологического взаимодействия людей. Рефлексивные психические образования, производные от трансформации психорефлексивных процессов психической и психологической деятельности, включаясь в различные контексты жизнедеятельности, продуцируют особенные психические образования, раскрывающие содержание внутреннего мира человека. К их числу относятся следующие психорефлексивные образования: сознание и самосознание, дух и душа, Бог и совесть; вера, надежда, любовь. Они являются результатами самоотражающей идеальной деятельности психики человека. Итоговые продукты этой деятельности — Я-образы, Я-концепция, картина мира. В итоге классификационную модель психических образований можно представить в виде композиции общих, особенных, единичных психических образований с дифференциацией их по пяти классам психических свойств (психофизиологических, психофизических, психорефлексивных, деятельностно-психологических, социально-психологических). Основное назначение этой композиции состоит в содержательной конкретизации системы теоретических понятий, в которых описывается психическая организация человека. По логике этой композиции возникает эмпирическая определенность психических явлений, рассматриваемых научно-теоретической гносеологией. Конкретизированные абстракции становятся доступными для эмпирических исследований по логике науки. Особенно важно, что данная модель позволяет содержательно интерпретировать научные конструкты психической организации человека.
|