![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пневматические системы автоматизации
Для обеспечения надежности работы пневматических систем автоматизации применяют вспомогательные устройства, обеспечивающие требования к качеству воздуха; — фильтры, редукторы давления, позиционеры, панель управления, клапаны. Фильтр служит для очистки сжатого воздуха от пыли, влаги и масла. В пневмоавтоматических системах применяют исключительно сухие пористые фильтры, в которых в качестве фильтрующего материала используется ткань. Устройство фильтра показано на рис. 1, а. Воздух, поступающий через штуцер 2 во внутреннюю полость корпуса 4 фильтра, снижает свою скорость, частицы пыли и влаги оседают на дно корпуса. Затем воздух проходит через фильтрующие прокладки 1, между которыми проложены металлические сетки, очищается дополнительно и выходит через штуцер 5 к редуктору. Вентиль 3 служит для спуска выделяющейся влаги. Фильтр рассчитан на максимальное статическое давление воздуха 980 кПа. Направление потока воздуха указывает стрелка, изображенная на корпусе фильтра. Редуктор давления воздуха (рис. 1, б) служит для регулирования и стабилизации давления сжатого воздуха и представляет собой мембранный регулятор прямого действия. Редуктор может быть настроен на поддержание выходного давления в пределах от 49 до 245 кПа. Принцип работы редуктора заключается в следующем. Воздух от фильтра поступает через штуцер 4 в камеру редуктора 10. В камере размещена втулка 8, в верхней части которой запрессовано сопло 5, По оси сопла проходит шток золотника 6, образуя кольцевую щель для прохождения воздуха. Свободный конец штока жестко соединен с мембраной 3. В верхнем торце золотника установлен вкладыш 9, снизу золотник поджимается пружиной 7, закрывая сопло. Величина регулируемого давления на выходе штуцера 11 зависит от степени открытия сопла, которая устанавливается регулировочным винтом 1. При вращении его сжимается пружина 2 и прогибает резиновую мембрану 3, которая через шток отводит золотник 6 от сопла 5. Таким образом, устанавливается определенное давление в полости камеры 12. При снижении давления воздуха в пневмопроводе резиновая мембрана 3 прогибается вниз под действием пружины 2 и происходит дополнительный пуск воздуха, который доводит давление в полости камеры 12 и на выходе штуцера 11 до заданной величины. Позиционер — это пневматический усилитель, предназначенный для увеличения перестановочного усилия. На рис. 1, в показана принципиальная схема позиционера. Воздух от регулятора поступает в полость между сильфонами 6 и уравновешивается пружиной 5. Дно сильфонов жестко связано с клапаном 9 пневматического усилителя. Воздух от компрессора через фильтр 12 и редуктор 11 поступает в камеру пневматического усилителя, которая соединена трубкой 7 с головкой 1 мембранного исполнительного механизма. При повышении давления воздуха, поступающего от регулятора, сильфон пропорционально перемещает клапан 9 вверх, приток воздуха в камеру усилителя увеличивается, а выход в атмосферу уменьшается. Давление воздуха над мембраной в головке 1 исполнительного механизма возрастает, мембрана прогибается, и шток 13 перемещает плунжер регулирующего клапана. Жесткая обратная связь, состоящая из рычага 15, укрепленного на штоке 14, и рычагов 2 и 3, увеличивает сжатие пружины 5 и восстанавливает равновесие в позиционном реле. При этом клапаны 9 перемещаются в направлении, обратном первоначальному. Манометры 8, 10, 13 служат для контроля давления воздуха в соответствующих линиях. Требуемый коэффициент обратной связи устанавливается подвижным шарниром 4. Панель управления пневматическая ПП12.2 (рис. 1, г) предназначена для дистанционного ручного управления исполнительным механизмом, плавного перехода с ручного управления на автоматическое регулирование и обратно в схемах автоматических регуляторов, встраиваемых в приборы типа КС-3, КС-4 и др. Давление питания от штуцера / через тумблер /// при установленном рычаге в положение А (автоматическое) поступает в управляющую камеру выключающего реле регулятора 4 и управляющую камеру пневматического реле //. Пневматическое реле срабатывает, соединяя выход задатчика 1 с исполнительным механизмом 3 камерой изодрома 2. В качестве дискретных сигналов, управляющих выключающим реле регулятора, применяют сигналы «0» и «1». Давление в исполнительном механизме изменяется поворотом ручки задатчика и контролируется манометром IV. Нижняя стрелка манометра показывает величину давления на выходе регулятора до выключающего реле 5. Перевод с ручного управления на автоматическое регулирование осуществляется следующим образом. Ручкой задатчика, встроенного в прибор типа КС-3, изменяют давление выхода регулятора до тех пор, пока нижняя стрелка манометра не остановится против верхней. Затем переходят с ручного управления на автоматическое регулирование путем переключения рычага пневматического тумблера III в положение А. Переход с автоматического регулирования на ручное управление осуществляется переключением рычага пневматического тумблера III из положения А в положение Р, предварительно совместив показания верхней стрелки манометра с нижней путем изменения величины выходного давления задатчика. Диапазон изменения входных и выходных аналоговых сигналов следующий: 2—10 МПа (0, 2— 1, 0 кгс/см2). Клапан электропневматический трехходовой ЭПК-1/4 является преобразователем электрического сигнала в пневматический и предназначен для подачи сжатого воздуха на пневматические приборы (мембранный клапан, пневмопровод и т. п.) При включении и выключении электрического тока. Клапаны изготовляются двух модификаций: «ток открывает» — тип ЭПК-1/4 (ТО), «ток закрывает» —тип ЭПК-1/4 (ТЗ). Первый осуществляет подачу сжатого воздуха на прибор при включении катушки электромагнита и сбрасывает воздух из прибора в атмосферу при обесточивании. Действие второго клапана обратное: воздух подается на прибор при обесточивании катушки электромагнита и сбрасывается в атмосферу при включении. Клапан (рис. 2) состоит из электромагнита и клапанного устройства. Конструкции клапанов ТО и ТЗ аналогичны и различаются расположением уплотнителей и седел по отношению к плунжеру 10. Через верхний штуцер Л (для клапана ТО) и В (для клапана ТЗ) осуществляется сброс воздуха в атмосферу. Средний штуцер С служит для присоединения прибора— потребителя сжатого воздуха. К нижнему штуцеру В (для клапана ТО) и Л (для клапана ТЗ) присоединяют линии питания сжатым воздухом. Клапаны устанавливают на каркасах щитов, стенах и металлоконструкциях. Корпус клапана заземляют. Максимальное давление осушенного сжатого воздуха 0, 2 МПа. Питание осуществляется от сети переменного тока напряжением 127 и 220 В, частотой 50 Гц, Клапаны рассчитаны на работу при температуре окружающего воздуха— 30ч-+ 50 °С. После монтажа клапана все соединения пневматических линий проверяют на герметичность сжатым воздухом давлением 0, 2 МПа.
Рис. 1. Вспомогательные элементы пневматических систем автоматики: а —фильтр; б — редуктор давления воздуха; в — позиционер; г — панель управления пневматическая ПШ2.2
Кнопки управления и универсальный переключатель. Кнопки управления представляют собой простейшие электрические аппараты с ручным управлением. Кнопочная станция – комплект кнопок, установленных на общем основании. По числу кнопок кнопочные станции бывают двух- и трех- кнопочные. Кнопка управления К-2 имеет два замыкающих контакта, которые срабатывают при нажатии стержня-толкателя. Кнопки управления и кнопочные станции выпускают различных конструкций и назначений. Их подразделяют по числу нормально открытых (НО) и нормально закрытых (НЗ) контактов, способу монтажа, виду защиты от окружающей среды (открытое, защищенное, герметическое, взрывобезопасное исполнение). Широко применяемые кнопки типа К и кнопочные станции типа КУ-121, КС-1, ПЭ предназначены для дистанционного управления электрическими аппаратами переменного тока напряжением до 500В и постоянного тока до 400В. Контакторы и магнитные пускатели. Контакторы являются электромагнитными реле. Которые имеют мощную контактную систему и предназначены для коммутации рабочих цепей электродвигателей. Контакторы подразделяют на контакторы постоянного и переменного тока. Контакторы переменного тока служат для коммутации цепей переменного тока, на их обмотку подается переменный ток промышленной частоты. Напряжением до 500 В. Число главных контактов от 1 до 5, кроме них имеются также маломощные блок-контакты, предназначенные для самоблокировки, коммутации дополнительных цепей и т.д. Магнитные пускатели представляют собой контакторы, которые служат для дистанционного управления трехфазными асинхронными двигателями. Их подразделяют на два вида – нереверсивные и реверсивные. Для защиты двигателей от перегрева в магнитных пускателях установлены тепловые реле, допускающие протекание больших кратковременных пусковых токов в двигателях, но размыкающие цепи питания двигателей при длительных перегрузках. Для защиты двигателей от токов короткого замыкания установлены плавкие предохранители. Схема состоит из двух частей: силовой и управляющей. Силовая часть включает двигатель 1, два тепловых реле 1 РТ и 2РТ, две группы рабочих контактов: 1 РК 1, 1 РК 2, 1 РК 3 – контакты первого контактора, 2 РК 1, 2 РК2, 3 РК 3 – контакты второго контактора и плавкие предохранители 2. Управляющая часть включает обмотку 1 К первого контактора и 2 К второго контактора, кнопочные выключатели 1 П и 2 П, блок-контакты контакторов БК 1 и БК 2, кнопочный выключатель Ст, контакты 1 РТ, 2 РТ тепловых реле и блок-контакты взаимной блокировки 1 К1 и 2К1. Системы блокировки широко применяют в системах промышленной автоматики для исключения нарушения нормальной эксплуатации различных объектов. В схемах с кнопочным управлением реле Р, магнитными пускателями и контакторами К аппараты включают с помощью кнопок управления П (пуск) с замыкающими контактами, а отключают – с помощью кнопок Ст (стоп) с размыкающими контактами. При нажатии на кнопки управления они замыкают (размыкают) свои контакты, а при отпускании под воздействием пружин возвращаются в исходное положение. Рисунок 1 - Схема реверсивного магнитного пускателя Для нормальной работы релейной схемы рисунок 2а с кнопочным управлением применятся самоблокировка реле, контактора или магнитного пускателя. При самоблокировке // контактам пусковой кнопки П включается замыкающий контакт реле Р или контактора К. Рисунок 2 - Схемы блокировок управляющих элементов Благодаря этому после включения, например, контактора К с помощью кнопки П сохраняется цепь питания катушки независимо от положения пусковой кнопки. При необходимости управление реле, контакторами или магнитными пускателями с разных мест (местное и дистанционное управление) или при осуществлении автоматического режима включающие кнопки П, замыкающие контакты управляющих реле (ЗКУР), включается //, а отключающие кнопки Ст и размыкающие контакты управляющих реле (РКУР), используемые для отключения, включаются последовательно. С помощью блокировок обеспечивают определенную последовательность технологических операций, включения и отключения исполнительных механизмов и других устройств. Рисунок 3 - Схема последовательного включения исполнительных электродвигателей На схемах рисунка 3 а) и б) реализуется последовательное включение трех исполнительных электродвигателей М1, М2, М3. Схема на рисунке 3 а обеспечивает независимое включение М1 и включение М2 и М3 после включения соответственно М1 и М2. В случае отключения М1 автоматически отключаются М2 и М3 и при отключении М2 отключается М3. На рисунке 3 б приведена схема последовательного включения исполнительных электродвигателей с центрального пульта кнопкой управления П. Остановка осуществляется либо с центрального пульта кнопкой Ст, либо в аварийных случаях кнопками Ст1, Ст2, Ст3. Напряжение к каждому электродвигателю рисунок 3 в подводится через автоматический выключатель АВ с электромагнитным или тепловыми расцепителями, обеспечивающими отключение АВ при коротких замыканиях и перегрузках и через главные контакты контакторов К. При необходимости включения резервного агрегата используют различные схемы автоматического включения резерва (АВР). Простейший пример такой схемы на рисунке 4. Двигатели М1 и М2 подключают совместно с соответствующими цепями управления через автоматы АВ1 и АВ2 к различным источникам питания. Для обеспечения включения эл.двигателя резервного агрегата при отключении рабочего в цепи его управления включается размыкающий контакт контактора рабочего эл.двигателя. Если агрегат с двигателем М1 находится в работе, а с М2 – в резерве, то универсальный переключатель УП должен быть установлен в левое положение (М1 раб.), а его контакт 2 замкнут. При этом контакт К1 в цепи катушки К2 разомкнут. При отключении М1обесточится катушка К1 и замкнется размыкающий контакт К1, что обеспечит замыкание цепи катушки К2 и включение резервного агрегата. При начальном запуске агрегата УП находится в среднем положении. Если агрегат с двигателем М1 находится в резерве, а рабочим является агрегат М2, то АВР осуществляется аналогично, только УП переключается в правое положение (М2 раб.). Рисунок 4 -Релейно-контактная схема включения резервного агрегата при исчезновении питания основного агрегата На рисунке 5 представлена релейно-контактная схема автоматического управления компрессором. Рисунок 5 - Релейно-контактная схема автоматическим управлением компрессора Датчиком давления является электроконтактный манометр ЭКМ. Компрессор включается кнопкой П при ручном управлении (переключатель УП установлен в левое положение) или замыканием контакта реле РП 1 в цепи катушки магнитного пускателя ПМ при автоматическом управлении (переключатель УП повернут вправо). Если давление в системе упадет до установленного на ЭКМ минимального значения, то будет подан сигнал на включение компрессора. При работе компрессора давление в системе будет повышаться. Что приведет к размыканию контактов ЭКМ min. Однако благодаря самоблокировке реле РП1 не отключается и компрессор будет продолжать работать. Если давление в системе превышает установленное на ЭКМ, то вызовет отключение компрессора. В результате периодичного включения и отключения компрессора обеспечивается двухпозиционное регулирование давления в пределах от минимального до максимального заданного значения. Тепловые реле РТ и расцепители автоматов АВ предназначены для отключения электродвигателя при перегрузках и коротких замыканиях.
|