Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неужели стресс однозначно вреден?






Рабочий стресс. Как с ним бороться?

 

Стресс и хроническая усталость — постоянные спутники людей, которые активно делают карьеру. Борьба с этими напастями порой напоминает латание дыр на старой одежде: в одном месте зашиваешь — в другом тут же рвется. Так что же такое стресс — справедливая плата за стремительный профессиональный рост или явление, мириться с которым глупо и опасно?

 

Профессиональная деятель­ность зачастую связана со стрессом. Его специфика за­висит в том числе и от формы соб­ственности компании, в которой ра­ботает человек. Так, в частных фир­мах основным источником беспо­койства для сотрудников часто яв­ляется владелец, рассматривающий работу и личную жизнь как единое целое. Причиной стресса в государ­ственных структурах нередко стано­вится необходимость выдерживать баланс между «приличным» поведе­нием и таким, которое поможет в продвижении по карьерной лест­нице. Актуальность данной пробле­мы подтверждает тот факт, что ко­личество тренингов, посвященных теме рабочего стресса, за послед­ний год выросло втрое. Статистика свидетельствует, что косвенные рас­ходы на «ликвидацию стресса» в не­которых организациях достигают 30-50 % фонда оплаты труда со­трудников. Однако на сегодняшний день больше внимания уделяют са­мой проблеме рабочего стресса, чем путям его преодоления.

Неужели стресс однозначно вреден?

Принято считать, что существу­ют такие уровни стресса, которые можно назвать «условно полезны­ми». Так, когда человек пребывает в состоянии эйфории (характеризу­ется выбросом адреналина в кровь, учащенным пульсом), включается сигнал мозга «выжить». Однако по достижении цели «гонка» не закан­чивается. Как только решена одна задача, ей на смену приходит следу­ющая. Перегрузки истощают даже «железный» организм и наступает состояние хронического стресса. Дальнейший сценарий развития со­бытий хорошо известен — истоще­ние, агрессия, апатия.

Одной из главных причин воз­растающей «застрессованности» со­временных офисных работников психологи называют постоянную информационную перегрузку. Элек­тронная почта, ICQ, мобильный телефон - все эти средства, придуман­ные в свое время для облегчения ра­боты и общения, сегодня преврати­лись в сильнейшие раздражители. Работодатели ожидают от сотрудни­ка готовности и умения моменталь­но реагировать на ситуацию, а тру­довая деятельность в условиях по­стоянной зависимости от настрое­ния руководства вызывает напряже­ние и агрессию.

Наибольший стресс пережива­ет человек, когда система его лич­ных ценностей не совпадает с сис­темой ценностей, пропагандируе­мой в организации. Как правило, это случается, если в компании аб­солютно не задумываются о над­лежащей мотивации персонала.

 

«Вирус переутомления»

Специалисты условно разделя­ют рабочий стресс на два вида: вирус переутомления и моббинг-стресс. Первый возникает из-за недостаточного умения организо­вывать свое время. Второй — «мобинг» (от англ. mob — нападать) — наблюдается у работника, когда его «выживают» из коллектива. Сегодня мы остановимся на виру­се переутомления.

Планируя свое время, мы стал­киваемся с тем, что наряду с основ­ными задачами приходится выпол­нять еще и массу не связанных с ни­ми дел. Это и «текучка» на работе, и такие неизбежные занятия, как прием пищи, домашние хлопоты, походы по магазинам, поездки, сон... Список можете продолжить сами. Проблема заключается в том, что дела, обязательно присутствую­щие в распорядке каждого дня, за­тягивают нас и вызывают усталость. Добавим сюда и случайные препят­ствия, возникающие в жизни любо­го человека. Поступки других лю­дей также не всегда поддаются на­шему контролю: вас могут попро­сить (или, если речь идет о началь­стве, попросту приказать) сделать что-нибудь такое, чего вы заранее не вносили в ежедневник. Словом, каждый день чреват неожиданно­стями, незапланированными затра­тами времени и сил.

Описанная картина могла бы охладить пыл любого человека, пожелавшего навести порядок в собственной жизни, если бы не одно «но»... Достоверно известно, что существует множество людей, научившихся справляться с подоб­ными трудностями. Попробуйте вспомнить своих знакомых, род­ственников, коллег. Наверняка среди них найдется по крайней мере один человек, отличающий­ся большей организованностью и работоспособностью, чем вы. Хотя бы раз в жизни вам приходи­лось, беседуя с кем-нибудь, вос­клицать: «Не понимаю, как ты ус­певаешь делать так много!» Одна­ко не стоит думать, что люди, ус­певающие больше вашего, устрое­ны иначе. Конечно, все мы раз­ные, отличаемся друг от друга и врожденными свойствам темпе­рамента, и особенностями харак­тера, и приобретенным жизнен­ным опытом. Но все мы похожи в одном: обладаем огромным по­тенциалом еще не использован­ных сил и способностей! Это ис­тина, которую вновь и вновь по­стигают те личности, которые ре­шаются взять жизнь в свои руки и ставят перед собой цель — до­биться большего.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал