Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определяем свое состояние ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Прежде чем вносить глобальные изменения в планирование своего времени, необходимо определить текущее состояние дел. Вполне возможно, что вы не можете приспособиться к временному ритму коллег, начальства или повседневной жизни из-за ухудшения состояния здоровья. Учимся планировать успешный рабочий день Если вы определили, что ваше состояние нуждается в изменениях, воспользуйтесь предложенными ниже рекомендациями. Они помогут составить персональные правила, которые позволят сделать рабочий день успешным. Эти правила всегда индивидуальны, хотя некоторые наиболее общие моменты в них могут совпадать. 1. Высыпайтесь и хорошо завтракайте. Напомним, что сон должен быть «качественным», а завтрак — обеспечивать организму достаточную «стартовую энергетику» для начала нового дня. Критерии идеального завтрака: • небольшой объем (завтрак должен быть легким, иначе в ближайшие полдня основной вашей деятельностью будет переваривание пищи); • оптимальное содержание калорий (допускаются такие высококалорийные продукты, как сладости и жиры; разумеется, и здесь важно помнить о чувстве меры — в роли сладостей может выступать, например, кусочек шоколада, а в роли жиров — намазанное на хлеб масло); • употребление основной суточной дозы витаминов (лучше не в виде таблеток, а нехитрого фруктового или овощного салата, стакана свежеприготовленного фруктового или овощного сока); • наличие в составе белков (молочные продукты, мясо, рыба, яйца); • наличие энергетических напитков — крепкого кофе или чая (для тех, кто тяжело просыпается по утрам). 2. Начинайте день с хорошего настроения. Эмоциональное состояние, с которым вы проснулись, во многом определяет ваше настроение на весь день. Утром необычайно важно сделать что-либо позитивное, это приведет вас в радостное и оптимистичное расположение духа. Приготовьте себе вкусный завтрак, сделайте зарядку, послушайте любимую музыку, поиграйте с домашним животным и т. п. Для создания такого настроя обычно требуется не более 10-15 минут, а эффект сохраняется до вечера. 3. Не опаздывайте на работу, всегда имейте запас времени на дорогу. Даже у человека, который считает опоздания привычным делом, все равно остается чувство вины, страха, тревоги. Если мы находим сотню оправданий нашим опозданиям, в подсознании все равно накапливается негативный багаж, который снижает наше чувство удовлетворенности трудом. Звучит парадоксально, но именно опоздания делают работу субъективно «плохой» и снижают степень нашей вовлеченности в нее. 4.Вырабатывайте привычку — начинайте работать в одно и то же время. Важно понимать, что психологически комфортная работа во многом является ритуалом. Иными словами, это жесткая, постоянно воспроизводимая схема поведения, придерживаясь которой, мы знаем, что все идет так, как надо. Фиксированное время начала работы - один из элементов такого ритуала, который в значительной мере повышает ее эффективность. 5.Начинайте работу с «организационных моментов» - планирования дня, согласования контактов, подготовки рабочего места и т. п. Для того чтобы работа была продуктивной, разумеется, некоторое время придется потратить на самоорганизацию. Если этого не сделать, то потом (в течение дня) может обнаружиться множество «сюрпризов» — забытые встречи, неподготовленные документы, неизвестно где оставленные бумаги и т. п. Все эти сюрпризы автоматически становятся похитителями времени, чего можно было бы легко избежать, выделив несколько минут на подготовку к работе. 6.В начале дня без «раскачки» приступайте к выполнению самых важных (в том числе самых сложных и комплексных) и срочных задач. Это правило не является абсолютным (существуют люди, для которых, наоборот, гораздо эффективнее постепенно «врабатываться», переходя от решения простых вопросов к более сложным), но определенная логика в нем есть. Во-первых, в начале дня человек еще не устал; во-вторых, если при выполнении приоритетных дел возникнут какие-либо сложности, то еще останется определенный «оперативный простор», который позволит вовремя скорректировать планы. 7. Для наиболее важных задач отводите то время, на которое приходится пик работоспособности. Если вы не можете точно определить ритм своей работоспособности, то исходите из того факта, что у большинства людей пики суточных биоритмов приходятся на периоды с 9.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00. 8. Избегайте импульсивных незапланированных действий. Обычно они возникают из-за плохой самодисциплины и низкого самоконтроля, когда нечто увлекательное завладевает нашим внимание заставляет нас отклониться от намеченного плана. 9. Категорически отказывайтесь от немедленного выполнения всех случайных дел, за исключением жизненно важных. Иногда главную опасность для успешной реализации планов представляет чрезмерная мягкость и податливость человека, неумение говорить «нет» окружающим. В данном случае можно сильно пострадать из-за того, что на вас будет «навешано» много чужих дел и поручений. 10.Выработайте и соблюдайте индивидуальный ритм труда и отдыха. Общеизвестный ритм — деление рабочего дня на две половины: до обеда и после обеда. Но внутри этих половин также важно ввести собственные микроциклы (ритмы) чередования труда и отдыха. Гигиенисты и специалисты по психологии труда давно установили, что для повышения эффективности работы необходимы функциональные паузы (перерывы) продолжительностью 5-15 минут через каждый час-два. Конкретное соотношение времени работы и функционального перерыва зависит от характера деятельности. Например, секретарям, работающим с большими объемами информации, рекомендуется делать перерывы по 10-15 минут после каждого часа работы. 11.Постоянно сверяйтесь с вашим органайзером (планом на день) и корректируйте свою работу. Конец рабочего дня посвятите «постановке точки» и завершите хотя бы одно дело. Обязательно подведите итоги, составьте план работы на следующий день. 12. Найдите за что себя похвалить и с хорошим настроением отправляйтесь домой. По аналогии с энергетическим ритмом рабочей недели каждый рабочий день также имеет свой «вход» и «выход». Для нормального отдыха очень важно психологически «не остаться на работе» после ее завершения. Для этого нужно в конце каждого рабочего дня поставить «позитивную точку», то есть осознать и «прочувствовать» основные достижения. Важно, чтобы «выход» из рабочего дня содержал в себе момент поощрения: за достижения можно похвалить себя, похвастаться перед близкими, сделать себе маленький подарок и т. п. Помните, что самым эффективным методом борьбы со стрессом является активное желание изменить существующую ситуацию. Не ждите, что ваше самочувствие улучшится само по себе. Действуйте, и результаты не заставят себя долго ждать! Как сказал Уильям Теккерей: «Посейте поступок — и вы пожнете привычку, посейте привычку — и вы пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу».
|