Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первое занятие. В некоторых случаях знакомство с ребенком происходит только на первом занятии
В некоторых случаях знакомство с ребенком происходит только на первом занятии. Если есть направление на терапию, я не провожу предварительной диагностики. Я уже говорила, что мне не нужны никакие специальные диагностические тесты. Я не трачу на них время и сразу начинаю терапевтические занятия, ведь наблюдающая диагностика является их составляющей. Раньше я советовала родителям взять для ребенка на первое занятие его любимую игрушку (что-то родное, чтобы он чувствовал себя увереннее в незнакомой ситуации). Игрушка поначалу помогала мне установить диалог с ребенком. К тому же любимая игрушка является интересным источником информации. Пример Если ребенок приходит с пушистой мягкой игрушкой, значит, повышенная чувствительность кожи ему не свойственна. Прыгалки свидетельствуют о других потребностях для питания органов чувств. Важно, чтобы помещение для занятий было хорошо и удобно организовано, чтобы мелкие предметы не валялись где придется. Для внутреннего настроя терапевта при первом контакте важно следующее: - быть непредвзятым, не оценивать мать и ребенка; - принимать обоих такими, какие они есть, не пытаться изменить их {последнее под силу только им самим); - не набрасываться на ребенка, дать ему время сориентироваться; - никогда не разделять мать и ребенка; - дать понять матери и ребенку, что от них не требуется какого-то особого поведения; - использовать и подчеркивать (вербально и невербально) сильные стороны ребенка; - начинать с тех двигательных упражнений, которые ребенку наиболее интересны, чтобы он мог воспользоваться своими основными видами чувствительности; - позволять матери участвовать в игре или, если ребенок сильно стесняется, начинать игру с матерью; - «необузданного», гиперактивного ребенка следует сразу научить «волшебному слову» стоп. Ясно показать ему границу, которую нельзя переступать, и в то же время обратить внимание на то, что допустимо, что можно делать, не спрашивая разрешения; - оставить ведущую роль за ребенком, следовать за ним -при условии, что правила игры будут соблюдены; - с самого начала показать ребенку, что ему ничего не надо делать в моих интересах. Напротив, надо помочь ему научиться действовать в своих интересах. Только тот, кто, побуждаемый здоровым эгоизмом, научился действовать в своих интересах, может осознать и удовлетворить свои внутренние чувства, ощущения и потребности, что в итоге способствует саморегуляции. Только тот, кому действительно удается насытить свой голод, в состоянии от всего сердца делиться с другими, не ощущая при этом, что ему приходится постоянно отрывать что-то от себя; - сформировать основу для доверия. Доверие Чувство уверенности в себе возникает тогда, когда ребенок находится в уравновешенном состоянии. Доверие к другим строится на основе уверенности в самом себе. Если я смогу помочь ребенку лучше ощутить самого себя, он обретет в себе уверенность и сможет мне довериться. Уже на первом занятии и ребенок и мать сталкиваются с временными границами терапии. Обоим с самого начала приходится привыкать к четкой структуре занятий. Чем лучше ■ организован терапевт, тем легче тем, с кем он занимается, понять эту структуру и включить ее в свою жизнь. На первом занятии я иногда сразу могу решить, какие условия обучения - индивидуальные или в группе из двух или более участников - будут оптимальными для ребенка (и его матери). Это решение должно оправдать себя на практике. Основным критерием для выбора формы занятий - индивидуально или в группе - я считаю то, насколько хорошо ребенок осваивает механизмы саморегуляции в условиях терапии, насколько я могу отпустить «невидимые поводья». Чем сильнее они натянуты, тем больше аргументов в пользу индивидуальных занятий. На занятия с чересчур рассудочными детьми или детьми, поведение которых слишком сильно приспособлено к миру взрослых, я часто беру второго ребенка, чтобы живой пример помог перейти к естественной детской игре. Сама я, как бы хороши ни были мои актерские способности, всегда остаюсь только актером. Игра для меня всегда будет занятием искусственным, ведь она не соответствует моему возрасту. У меня очень хорошо получалось работать с разновозрастными группами. Занятия, в которых одновременно участвуют четырех-, шести- и семилетние дети, воспроизводят вполне естественную семейную ситуацию. Социальное поведение детей в таких условиях заметно улучшается. Поскольку на занятиях нет поводов для ревности и конкуренции, характерных для отношений между детьми, живущими в одной семье, нам удавалось создать абсолютно новые модели поведения. Например, дать почувствовать, как приятно помогать, если помогать никто не заставляет. При этом чаще случается, что старшие дети ориентируются на четырехлетних, а не наоборот. Инге Флемиг в таких случаях повторяет французскую поговорку: Reculer pour mieux sauter - «отступить, чтобы лучше прыгнуть». Нередко я приглашала старших детей (12-14 лет) помочь мне на занятиях с младшими. Наблюдать, как они копируют
|