Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В помещении для терапевтических занятий
В наш «век эзотерики» процветает множество идей о воспитании чувств. Многие кажутся мне недостаточно продуманными или не продуманными вовсе. Центр обоняния расположен в стволе мозга, так сказать, в центре управления. Реакция на запахи возникает моментально, хотя и не всегда осознается. Когда-то в древности эта система помогала нам выживать. Почуяв врага, мы бросались бежать. Обоняние помогало нам отделить съедобное от несъедобного. В мире упакованных в полиэтилен продуктов, ароматизированных или с нейтральным запахом, это трудно себе представить. Именно дети с нарушениями восприятия часто пытаются интенсивно использовать обоняние, когда им в руки попадает новый предмет или новый продукт питания. Выходит, что нужда заставляет нас обращаться к тому, что называют древним, примитивным (родовым) чувством, инстинктом? Научные исследования подтверждают это предположение. Инстинктивное поведение является врожденным, а не приобретенным. Инстинкты (ученые различают 15 инстинктов) наследуются, и их формирование в большой степени зависит от индивидуального опыта*. Так называемая ароматерапия превозносит курительницы и ароматические палочки с их разнообразным воздействием на человека, но не объясняет, как определить, каким образом отреагирует ребенок на тот или иной аромат, какой запах окажется благотворным, а какой вызовет агрессию. И как очистить помещение от запаха перед началом следующего занятия? Наверное, всем знакома ситуация, когда в обществе сильно надушенной приятельницы вдруг начинает болеть голова. А если ей придет в голову обняться на прощание, вам не удастся избавиться от назойливого запаха в течение нескольких часов. * Feldenkrais M. The Elusive Obvious. Cupertino, California: Meta Publications, 1981. Чтобы не упустить дополнительного шанса на успех в работе с детьми, страдающими нарушениями восприятия, я рекомендую проводить занятия в помещении с нейтральным запахом. При покупке матов и других предметов из искусственных материалов следует обратить внимание на их запах. Установлено, что запах может спровоцировать нарушения поведения, хотя он и не является их причиной- Как бы мило ни смотрелись выращенные под колпачком гиацинты, чувствительный ребенок может полностью утратить равновесие из-за их благоухания, а никому и в голову не придет, что во всем виноваты прелестные цветочки. Если возможно, постарайтесь на время занятий воздержаться от использования столь любимых всеми духов, геля для волос и прочей парфюмерии. Тем, кто курит, часто трудно понять, как неприятны для некурящих (наших детей) могут быть пропахшие табаком пальцы, одежда. Тут не поможет даже жвачка с ментолом (извините, но это так!). И в этом случае в языке обнаруживается немало ярких выражений: «я тебя на дух не переношу!», «тут дурно пахнет!», «запахло жареным», «дело пахнет скверно».
|