Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свет, цвет и атмосфера в помещении для занятий
Интерьер многих помещений для терапевтических занятий определяется их функциональными характеристиками. Но внутренняя атмосфера зависит от способа освещения и цвета стен, а также от терапевтического оборудования. Разумеется, приятнее всего естественный дневной свет; помещение, выбранное для терапевтических занятий, обязательно должно быть светлым. Холодное люминесцентное освещение в любом случае лучше заменить мягкой подсветкой стен и потолка. Подумайте о младенцах и людях с тяжелыми нарушениями, занимающихся лежа на спине, - яркий свет будет бить им прямо в глаза. (Специалисты считают, что люминесцентные лампы утомляют человека своим постоянным миганием.) Примеры воздействия цвета: Вспомните уроки физики, на которых с помощью призмы демонстрировали, что белый свет состоит из семи спектральных цветов. При этом нам объясняли, что отдельные цвета образованы потоками лучистой энергии. Я слушала, смотрела, но ничего не поняла! Много лет спустя я вспомнила об этом уроке, когда прочитала об опыте с незрячими от рождения людьми, никогда не видевшими цветного мира. Этих людей приводили в помещение, полностью окрашенное в один цвет, к примеру, в красный, синий или оранжевый. Удивительным образом описываемые ими ощущения атмосферы в этих помещениях с большой степенью точности совпадали с ощущениями зрячих. В одной американской тюрьме проводился такой эксперимент: стены корпуса, где содержались люди, наказанные за Идеальное помещение для проведения терапевтических занятий по методу сенсорной интеграции в диалоге особенно жестокие преступления, покрасили в розовый цвет. Результаты исследования показали, что это снизило агрессию заключенных в несколько раз. Знакома вам ситуация, когда утром вы почему-то надеваете красную футболку, хотя вечером, стоя перед шкафом, думали, что завтра обязательно наденете синюю рубашку! Что заставляет нас предпочитать одни цвета другим в различных ситуациях и в разные периоды жизни? (Если, конечно, вы не слепо следуете моде!) Рудольф Штайнер, основоположник вальдорфской педагогики, с провидческой уверенностью соотносил стадии развития детей с определенными цветами. Вы найдете примеры такого использования цветов во многих вальдорфских детских садах и школах. Основы же учения о воздействии цвета на восприятие были заложены И.В. Гёте. Считается, что цвета обладают различной энергией и целебной силой. Опыты с незрячими показывают, что человек воспринимает цвет не только глазами. Я проходила длительную стажировку в родильном отделении крупной больницы в Бонне. Родильные палаты там были окрашены в теплый розовый цвет. Специально подогретые полотенца, постельное белье - все было розовым. Можно было плавно притушить освещение или, в экстренном случае, включить яркий, как в операционном зале, свет. Здесь детей действительно рожал и, а не в муках производили на свет. Помещение, в котором я веду теперь свои занятия сенсорной интеграцией в диалоге в Гамбурге, находится в Доме Миньон (Институт амбулаторной лечебной педагогики и раннего развития). Выбирая маты, я остановилась на синем цвете. Считается, что синий успокаивает (в отличие от красного), но холоден - это впечатление немного смягчается дощатым полом и предметами из натурального дерева. Когда я обставляла помещение, мне случайно подвернулся мини-батут оранжевого цвета, ставший ярким, энергичным пятном на фоне синего и поначалу белых стен. Сам по себе батут является очень сильным средством терапии. «Эксперт по цвету» из антропософов посоветовал мне нанести на стены матовую оранжевую лессировку восьмерками (лемнискатами), наложенными в несколько слоев с разной, в зависимости от угла падения света, интенсивностью. Оранжевый цвет является дополнительным по отношению к синему, а дополнительные цвета нейтрализуют друг друга, образуя гармоничное сочетание. Я как будто снова оказалась на том уроке физики. Но на этот раз я увидела и почувствовала, как изменилось помещение. Приходившие ко мне на занятия дети и их матери тоже были поражены произошедшей переменой. Другие цвета в помещении представлены пастельными тонами мягких подушек и тяжелых мешочков с песком и фасолью. Дети, одетые в яркую одежду, и различное терапевтическое оборудование, цвет которого определяет производитель, добавляют сочные цветовые акценты. Я не преследую цели создать в помещении единый колорит: важна гармоничная, позволяющая избежать «кричащих» сочетаний цветовая гамма, в которой находят место все случайно попадающие сюда цвета.
|