Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика звеньев бюджетной системы






 

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

Основными функциями федерального бюджета являются:

· перераспределение национального дохода и ВВП;

· государственное регулирование и стимулирование экономики;

· финансовое обеспечение социальной политики;

· контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 2004 год. Он был утвержден по расходам в сумме 1193482, 9 млн. рублей и по доходам в таком же размере исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 7750 млрд. рублей и уровня инфляции 12, 0%. Таким образом, бюджет 2004 года является бездефицитным бюджетом.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые,

они составляют 93, 5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

· обеспечение деятельности Президента Российской Федерации,

Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

· функционирование федеральной судебной системы;

· осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

· национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

· проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

· обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней;

· финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и др.

Также средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ[5].

Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью

регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

В бюджеты субъектов РФ в 2004 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов и сборов:

· налога на прибыль предприятий и организаций – по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации;

· налога на доходы физических лиц – в размере 99% доходов;

· акцизов на этиловый спирт-сырец, спирт питьевой, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории РФ – в размере 50% доходов;

· акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть, природный газ, легковые автомобили и т.д. – в размере 100% доходов;

· лицензионных и регистрационных сборов – в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· платежей за пользование недрами - по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;

· платы за нормативные, сверхнормативные выбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду – в размере 81% доходов;

· прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10%[6] превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. В конце 2004г. собственные доходы бюджетов городов составляли 23, 9 %, поселков - 11, 9 %, сельских районов - 11, 8 %, сельских поселений - 5, 8 %. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.[7]

Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру, 42 % - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 67 % - на образование.[8] Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер ля решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно.

Рассмотрим структуру расходов и доходов местного бюджета на примере Брянска.

Объем поступлений доходов бюджета г. Брянска в 2005 г.

Наименование источника Сумма, тыс.руб.
Налоговые доходы  
Налоги на прибыль (доход), прирост капитала  
Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы  
Налоги на совокупный доход  
Налоги на имущество  
Платежи за пользование природными ресурсами  
Прочие налоги, пошлины и сборы  
Неналоговые доходы  
Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности  
Административные платежи и сборы  
Безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней  
От бюджетов других уровней  
Субсидии  
Субвенции  
ВСЕГО ДОХОДОВ  

 

А теперь мы разберем структуру расходов бюджета г. Брянска по функциональной структуре.

Направление расходов Сумма, тыс. руб.
Государственное управление местное самоуправление  
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства  
Промышленность, энергетика и строительная индустрия  
Сельское хозяйство и рыболовство  
Охрана окружающей среды  
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика  
Развитие рыночной инфраструктуры  
Жилищно-коммунальное хозяйство  
Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий  
Образование  
Культура, искусство и кинематография  
Средства массовой информации  
Здравоохранение и физическая культура  
Социальная политика  
Обслуживание государственного и муниципального долга  
ВСЕГО РАСХОДОВ  

 

Из всего вышесказанного можно увидеть, что объем капитальных расходов бюджета составил 127506000 руб., а объем текущих расходов – 1671742400 руб. бюджет развития утвержден в сумме 63000000 руб. Бюджет развития г. Брянска является составной частью бюджета города и используется для финансирования и гарантированного обеспечения планируемых расходов.

Бюджет г. Брянска на 2005г утвержден по доходам и расходам в сумме 17 992 484 000 тыс. руб.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал