Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность межбюджетных отношений






Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.

Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. Анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:

Ø сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;

Ø законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;

Ø наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;

Ø использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины расходов;

Ø закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников;

Ø установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов и т.п.

Российская модель бюджетного федерализма формально строилась в соответствии с описанным «стандартом». Она опиралась на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями и исходила из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в стране налогов. В её рамках использовался «формульный», внешне свободный от субъективизма механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам РФ[9].

Главной проблемой российского бюджетного федерализма является его низкая эффективность. Одной из основных причин этого является очень значительная дифференциация регионов по уровню доходов. Так по оценке Министерства финансов, 66% всего налогового потенциала страны сосредоточено в 12 субъектах РФ.

 

Заключение

 

После рассмотрения данной темы можно сделать следующие выводы,:

Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и эко­номической системы государства.

Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Каждому звену системы финансов присущи специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды.

Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финан­сы являются одним из инструментов социального менеджмента.

Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования и декомпозиции при исследованиях.

Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса, может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения.

Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др.

При проектировании финансовой системы необходимо обес­печить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осущест­влять в реальном масштабе времени.

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В данный момент государственная бюджетная система РФ включает три звена или три уровня:

· федерального бюджета;

· 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт – Петербурга, 10 бюджетов автономных округов, бюджета Еврейской автономной области;

· около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

Анализируя состояние финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой можно сказать, что оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочению бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета и их соответствия федеральному классификатору консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов.

Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

Список литературы

 

1. Бюджетный кодекс РФ.

2. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 1996.

3. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2004, № 11. - С. 10.

4. Булатова А. С. Экономика. М.: Бек. 1999.

5. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. Железнодорож­ный, М.О., НПЦ Крылья, 1998

6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факторы развития современных финансов. М. 1997.

7. Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий (учебное пособие), Томск 2000.

8. Ковалев В.В. Финансовый анализ.-М.: 1998.

9. Ковалева А.М. Финансы фирмы. Учебник.-М.: 2000.

10. Колб Р.У. Финансовые деривативы. -М.: Филинъ. 2001

11. Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 1998. - №3.

12. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 1998, № 6.

13. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2001. - №3. – с.16.

14. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //Финансы, 2001, № 11.

15. Орланюк Л.А. О понятиях и факторах финансовой устойчивости страховых компаний// Вестник Финансовой академии, 1998, №1, с 31-39.

16. Приоритеты бюджетной политики (материалы расширенного заседания коллегии Минфина РФ) //Финансы №3, 2003. с. 3-7

17. Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы. 2001. № 8.

18. Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 2002.

19. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Г л. 9, 10, 19.

20. Силуанов А.Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2002 году //Финансы - 2001 - №9 - с.3-6.

21. Соснин А.Е. Государственный долг – благо или зло? // Финансы. 2001 №10

22. Финансы/ Под ред. Казак А.Ю. Сергеев Л.И.- СПб: 2000.

23. Финансы. Денежное обращение. Кредит./Л.А. Дробызина. М.: ЮНИТИ, 2000.

24. Финансы, денежное обращение и кредит.// Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт- М. 2001.

25. Черник Д. Г. Местные налоги // Финансы. 2003. № 10.

26. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. -М. Страховой полис, ЮНИТИ, 2004.

 


[1] Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, Юнити, 1999. С. 164.

[2] Попков В. В. Коммерческие банки России: год после кризиса. //Деньги и кредит – №9, 2004. С. 37.

[3] В настоящеевремя в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ утратил силу.

[4] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

[5] Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 15.

[6] Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2004, № 11. - С. 10.

[7] Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //Финансы, 2001, № 11. С. 11.

[8] Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 1998, № 6. - С. 20.

[9] Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 1998. - №3. – с.20


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал