Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность межбюджетных отношений ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах: распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации. Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. Анализ построения бюджетно-налоговых систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма: Ø сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы; Ø законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории; Ø наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности; Ø использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины расходов; Ø закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников; Ø установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов и т.п. Российская модель бюджетного федерализма формально строилась в соответствии с описанным «стандартом». Она опиралась на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями и исходила из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в стране налогов. В её рамках использовался «формульный», внешне свободный от субъективизма механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам РФ[9]. Главной проблемой российского бюджетного федерализма является его низкая эффективность. Одной из основных причин этого является очень значительная дифференциация регионов по уровню доходов. Так по оценке Министерства финансов, 66% всего налогового потенциала страны сосредоточено в 12 субъектах РФ.
Заключение
После рассмотрения данной темы можно сделать следующие выводы,: Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства. Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Каждому звену системы финансов присущи специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и нормативной деятельностью финансы являются одним из инструментов социального менеджмента. Возможны широкая и узкая трактовка предмета финансов, связанные с использованием положений теории систем, известных как процедуры агрегирования и декомпозиции при исследованиях. Аргументом в пользу того, что финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса, может быть то, что движение денежных средств носит как пространственный, так и временной характер. При этом движение во времени существует объективно и всегда вне зависимости от воли хозяйствующих субъектов. Такое движение объективно обеспечивает перераспределение денежных средств даже тогда, когда нет их пространственного движения. Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое число разнородных элементов, эмергентность, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, устойчивость и др. При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в области управляемых состояний не менее заданной, а управление осуществлять в реальном масштабе времени. Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В данный момент государственная бюджетная система РФ включает три звена или три уровня: · федерального бюджета; · 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт – Петербурга, 10 бюджетов автономных округов, бюджета Еврейской автономной области; · около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Анализируя состояние финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой можно сказать, что оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочению бюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета и их соответствия федеральному классификатору консолидация в бюджет региональных внебюджетных фондов. Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития. Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ. 2. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 1996. 3. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2004, № 11. - С. 10. 4. Булатова А. С. Экономика. М.: Бек. 1999. 5. Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. Железнодорожный, М.О., НПЦ Крылья, 1998 6. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факторы развития современных финансов. М. 1997. 7. Гринкевич Л.С. Основы финансов предприятий (учебное пособие), Томск 2000. 8. Ковалев В.В. Финансовый анализ.-М.: 1998. 9. Ковалева А.М. Финансы фирмы. Учебник.-М.: 2000. 10. Колб Р.У. Финансовые деривативы. -М.: Филинъ. 2001 11. Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 1998. - №3. 12. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 1998, № 6. 13. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2001. - №3. – с.16. 14. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //Финансы, 2001, № 11. 15. Орланюк Л.А. О понятиях и факторах финансовой устойчивости страховых компаний// Вестник Финансовой академии, 1998, №1, с 31-39. 16. Приоритеты бюджетной политики (материалы расширенного заседания коллегии Минфина РФ) //Финансы №3, 2003. с. 3-7 17. Родионова В. М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы. 2001. № 8. 18. Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 2002. 19. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Г л. 9, 10, 19. 20. Силуанов А.Г. Государственный бюджет и экономическая политика в 2002 году //Финансы - 2001 - №9 - с.3-6. 21. Соснин А.Е. Государственный долг – благо или зло? // Финансы. 2001 №10 22. Финансы/ Под ред. Казак А.Ю. Сергеев Л.И.- СПб: 2000. 23. Финансы. Денежное обращение. Кредит./Л.А. Дробызина. М.: ЮНИТИ, 2000. 24. Финансы, денежное обращение и кредит.// Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт- М. 2001. 25. Черник Д. Г. Местные налоги // Финансы. 2003. № 10. 26. Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. -М. Страховой полис, ЮНИТИ, 2004.
[1] Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, Юнити, 1999. С. 164. [2] Попков В. В. Коммерческие банки России: год после кризиса. //Деньги и кредит – №9, 2004. С. 37. [3] В настоящеевремя в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ утратил силу. [4] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. [5] Бюджетный кодекс Российской Федерации, ст. 15. [6] Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2004, № 11. - С. 10. [7] Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //Финансы, 2001, № 11. С. 11. [8] Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 1998, № 6. - С. 20. [9] Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 1998. - №3. – с.20
|