Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2.3 Системы аналоговой записи и воспроизведения звука
1. Системы записи. 2. Принцип магнитной записи. 3. Функциональные узлы магнитофона. 4. Процессы записи, воспроизведения и стирания.
Около 90 % вещательных программ звукового и телевизионного вещания передается в записи. Запись программ вещания позволяет повторно воспроизводить наиболее интересные и важные события, осуществлять междугородный и международный обмен программами без загрузки каналов связи. Звукозапись и видеозапись на многие годы позволяют сохранить выступления выдающихся политических деятелей, лучшие образцы исполнительского мастер-ства. IB применении к вещанию это означает, что программа, записанная несколько лет назад, может быть повторена многократно. Помимо чисто технических удобств (для передачи программы не требуется созывать исполнителей), указанное обстоятельство позволяет удешевить стоимость вещания, так как эту стоимость нужно разделить на число воспроизведений. Организация передач центрального радио и телевизионного вещания в отдаленные районы страны из-за большой разницы во времени невозможна без предварительной записи программ, учитывающих эти временные сдвиги. / (Для записи звука и изображения нашли применение фотографический (оптический), механический и магнитный способы записи. / Фотографическая запись сигналов звука (или фотография при фиксации изображений) заключается в образовании в светочувствительном слое кинопленки фотографического изображения. \Прн записи звука на светочувствительный слои воздействует световой луч, модулируемый по интенсивности пли ширине сигналами звука. После сложной фотохимической обработки образуется дорожка переменной оптической плотности или шириныЛ В вещании кинопленка используется в качестве носителя изображений, так как фотография обеспечивает высокое качество получаемого изображения. Тиражирование вещательных программ позволяет обмениваться ими между телецентрами. Из-за того что в телевидении используются разные стандарты, этот способ консервации изображений широко применяется при организации международного обмена программами телевизионного вещания. фотозапись звука используется только для озвучивания кинофильмов. £ К недостаткам фотографии следует отнести необходимость сложной фотохимической обработки и невозможность повторного использования носителя для получения новой записиГ! 2 ^Механическая запись или грамзапись позволяет обеспечить вьгеококачественную передачу звука. Носители записи — грампластинки— тиражируются промышленным способом и используются в основном для воспроизведения звука в домашних условияхГ| В последнее время механическая запись используется для записи изображений. Видеопластшжи используются пока только в быту. [Недостатком механического способа записи применительно к вещанию является трудоемкость операций, снижающих оперативность записи; невозможность повторного использования носителя для записи, а также монтажа программу 3 ^Наибольшее распространение в вещании получила магнитная запись, что обусловлено ее преимуществами: 1) Высоким качеством записи, не ухудшающимся при многократно^ использовании фонограммы. 2) ^Технологичностью, Осуществить магнитную запись просто, воспроизвести можно сразу же после записи, без обработки магнитной ленты^По сравнению с фотографической записью, где кинопленка должна пройти' фотохимическую обработку, оперативность магнитной записи значительно выше. [3. Число повторных использований магнитной ленты ограничивается только физическим износом магнитной ленты и не за-висит_от числа перемагничиваний^ ? *4.|_Магнитную ленту можно монтировать, разрезая ее и склеивая в нужной последовательности?!! } вещании этим широко пользуются для соединения в единое целое лучших вариантов записи, для удаления дефекта или помехи. 5. Стоимость однор^Гас:;.! передачи с использованием магнитной ленты ниже, ч_еМпр\других способах записи. L§". Программа, записанная на магнитной ленте, легко может быть размножена с помощью копирования или перезаписи. & Магнитная лента с записью может долго храниться. При правильном хранении качество записи не ухудшается в течение десятков летЛ..............-.. " Х.Как видно из перечисленного, преимущества магнитной записи очень существенны. К ее недостаткам следует отнести то, что она невидима. Это затрудняет монтаж фонограмм и особенно видеограмм. Для монтажа последних требуется специальная аппаратура. Магнитная лента непрочна, легко растягивается и рвется. * ^& МЕХАНИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ £ _3тот метод записи заключается в том, что записываемый акустический сигнал воздействует на резец рекордера, производящий механические колебания, вырезающий на поверхности вращающегося носителя записи (имеет форму диска) канавку, конфигурация которой отображает записанный сигнал. Рекордеры являются электромеханическими преобразователями. К ним от микрофона после усиления подводят электрические сигналы ззуковой частоты. При записи плоский диск, покрытый слоем лака, вращается с постоянной скоростью, рекордер с помощью червячной передачи перемещается вдоль радиуса диска от края к центру. При отсутствии сигнала резец рекордера не колеблется и вырезает на поверхности диска спиральную канавку без изчилин — немую канавку. Такая канавка образуется в паузах, ею начинается и заканчивается любая звукозапись (-gjAF. iI& eHj?). В поперечном разрезе канавки характеризуются следующими параметрами; шириной а, глубиной /г, радиусом закругления у. Расстояние между углублениями двух канавок — I 25-5336 Рис. ^1^.2. К пояснению способа ме-ханическв$ записи стереофонических сигналов 385 Рис. 15.1. Виды канавок
шаг aanucajhpn подаче сигнала на рекордер резец начинает колебаться и внфезать извилистую канавку (модулированную). Конфигурация модулированной канавки определяется направлением колебаний резца рекордераГ]Канавки могут быть глубинными — перпендикулярно поверхности диска, поперечными —вдоль радиуса диска, комбинированными (поперечно-глубинными) (■ ^ыа^^Л^й^Ш^). При записи монофонических программ применяется поперечная запись, при записи стереофонических — комбинированная. Запись, произведенную на диск, размножают в виде грамофонных пластинок. Процесс размножения состоит из металлизации поверхности диска, снятия гальваническим путем металлических копий и получения грампластинок с этих копий методом прессования. Современные пластинки — небьющиеся изготовляются из синтетической смолы — винилита. ^При воспроизведении грампластинка вращается с той же частотой, что и диск при записи. Игла звукоснимателя движется по канавке^Стенками канавки концу иглы сообщаются вынужденные механические колебания, преобразуемые звукоснимателем в электрические сигналы, которые после соответствующего усиления могут быть поданы к громкоговорителю. Одним из основных параметров системы механической записи является плотность записи (А, канавка/см), определяемая числом канавок, укладывающихся в сантиметре поля записи. ([^Длительность программы в минутах, которая может быть за-пи-сана на одной стороне гра мпластинки [7 = /д7«Г7 (15.1) где / — длина поля записи по радиусу пластинки, см; я—частота вращения диска, o6/mhhJ Для увеличения длительности записи необходимо увеличивать диаметр грампластинки и плотность записи и уменьшать частоту вращения диска. У ранее выпускаемых грампластинок, рассчитанных на частоту вращения 78 об/мин, плотность записи была около 38 канавок/см, и время проигрывания одной стороны пластинки диаметром 25 см составляло около 5 MiyJjpB настоящее время промышленностью выпускаются долгоиграющие пластинки, имеющие диаметры 30, 25 и 17, 5 см при частоте вращения 33/3 об/мин- Для увеличения плотности записи используют переменный шаг записи. Запись паузы или сигналов с малыми амплитудами ведется с повышенной плотностью — амплитуда смещения резца уменьшается, а при записи сигналов больших амплитуд — амплитуда смещения максимальна. У долгоиграющих пластинок шаг записи в среднем составляет 100 мкм и средняя плотность записи Д=100 канавок/см. На каждой стороне таких пластинок в зависимости от диаметра можно записать программу длительностью соответственно 27, 18 и 9 мин. При записи стереофонических программ широко применяется система 45/45. В такой системе сигналы правого и левого стереоканалов записываются соответственно на двух взаимоперпендикулярных стенках канавки, каждая из которых образует с поверхностью пластинки угол 45 °. Рекордер имеет две обмотки, по которым проходит ток, вызванный появлением сигнала в правом и левом каналах. Появление тока в одной обмотке вызывает появление записи на одной стенке канавки, а появление тока в другой обмотке—на второй стенке. На рис. 15.2 показаны направления движения резца, канавка с записью только левого и канавка с записью только правого канала. На рис. 15.1, г приведено изображение канавки при одновременной записи левого и правого каналов. Грампластинку со стереофонической записью можно воспроизводить в монофоническом воспроизводящем устройстве, т. е. образующаяся стереофоническая запись совместима с монофонической. (При воспроизведении записи применяются магнитные и ПЗ. В пьезоэлектрическом звукоснимателе игла крепится к пье-зоэлементу. Работа его основана на том, что при изгибании (деформации) пьезоэлемента, происходящем в процессе движения иглы по канавке, на его выводах появляется переменное напряжение, соответствующее записываемому сигналу" } Достоинством ПЗ является высокая чувствительность в зависимости от типа звукоснимателя, колеблющаяся от десятков до сотен милливольт. К их недостаткам следует отнести сравнительно узкий диапазон частот {Щ^\. 10 000 Гц) при большой неравномерности частотной xag> KfeWcTHKHj По этой причине ПЗ используют в электропрО£ и*|> ь1в; 1ГО! |\их устройствах сравнительно невысокого класса ^ В устройствах высокого класса качества (первого и применяют магнитные^звукоснАматели, имеющие малые искажения в широкой полосе частот/ Магнитные звукосниматели разделяются на звукоснимателйур переменным магнитным сопротивлением с подвижными магнидам и с подвижными катушками. Упрощенное изображение гол^авкиЧтереозвукоснимателя с переменным магнитным сопротивлением приведено на рис. 15.3, а, б. Магнитная схема звукоснимателя состоиХиз двух одинаковых магнитных цепей, общей частью которых является подвижный иглодержатель 6, сделанный из ферромагнитного материала. Колебания
Рис. 15.3. Головка звукоснимателя с племенным магнитным сопротивлением
ZQ 50-100 500 2.000 10Q00 200 ЮОО 5000 Гц Рис. 15.4. Частотные.характеристики' каналов записи У, воспроизведения 2 и записи-воспроизве-дення 3
иглодержателя в магнитной цепи, образованной иглодержателем, магнитом 7, магниДчшроводом 5 с полюсными наконечниками 3 и 4, вызывают изменения магнитного потока, индуцирующего в катушках правого/ и левого 2 каналов, ЭДС. Для / лучшего разделения каналов к'атушки расположены под прямом углом. При колебаниях игл^й под углом 45° ЭДС появляется только в одном канале (оис 15.3, 6). При колеба-. ниях иглы под любым другим углом ЭДС будет возникать в обеих/катушках. Чувствительность магнитных звукоснимателей невелика и колеблется от десятых долей до нескольких милливольт на/1 см/с. Магнитный звукосниматель обладает достаточно равном/ерной частотной характеристикой в диапазоне 20... 20 000 Гц. / Частотная характеристика канала записи при частотах вращения 33 и 45 об/мин показана на |(ис. 15.4 (кривая Г). При использовании магнитного звукоснимателя эта характеристика корректируется в усилителе воспроизведения, имеющем обратную частотную характеристику (кривая 2) с тем, чтобы сквозная частотная характеристика записи —воспроизведения имела вид прямой 3. Такой выбор характеристик каналов записи и воспроизведения обеспечивает улучшение отношение сигнал-шум, так как основные шумы приходятся/на область высоких звуковых частот. С помощью механической записи записывают квадрафонические и телевизионные сигналы. Для квадрафонических сигналов используется способ стереофонической записи 45/45. Запись сигналов матричной квадрДфонии не вызывает особой сложности, так как при этом записываются два кодированных сигнала, несущих информацию о четырех сигналах А, А\; В и й,. Для полной квадрафонин необходимо записать эти четыре сигнала раздельно. В системе квадрафонической записи СД-4 (совместимая дискретная четырехканальная система) спектр записываемых частот увеличивается до 45 кГц. £ fa одной стороне канавки в звуковом спектре 30... 15000 Гц записывается суммарный сигнал А-\-Аи а в спектре 20... 45 кГц.с/помощью частотной модуляции записывается разностный сигнау/Л —Л]. На другой стороне канавки" таким же образом записываются сигналы В-\-В: и В — Ви При воспроизведении сигналы Л, А\, В и В\ разделяются и направляются/каждый к соответствующей акустической системе (см. цис. 6.12(а). Система СД-4 совместима со стереофонической, что позволяет воспроизводить квадрафоническую запись через воспроизводящую аппаратуру стереофонической системы. При механической записи телевизионного сигнала изображение и сопровождающий звук записываются с помощью модуляции канавки по глубинеДЗри этом информация о звуке содержится в записываемом телевизионном сигнале благодаря предварительной модуляции строчных импульсов по длительности сигналами звука. Запись изображений нач/аиск видеопластипки стала возможной вследствие значительното\увеличения плотности записи, которая достигает 140 канавок/ммЛйо время воспроизведения луч от маломощного лазера направляется на поверхность пластинки и, отражаясь от нее, -попадает на ф^одиод. Модулированный сигнал демодулируется, -'разделяется на сигналы звука и изображения и направляется Ж телевизору. С видеб^иска диаметром 30 см воспроизводится' программа продолжительностью 30 мин. 2 /7 HtfUNrftf С Устройство магнитной записи-воспроизведения. Магнитная запись основана на свойстве ферромагнитных материалов намагничиваться при воздействии на них магнитного поля и сохранять остаточное намагничивание после прекращения его воздействия. На рис.^Н1п5-приведена упрощенная схема устройства, предназначенного для магнитной записи и воспроизведения. На вход устройства поступает сигнал, подлежащий записи. После усиления в усилителе записи УЗ сигнал поступает на головку записи ГЗ, которая создает магнитное поле, изменяющееся во времени в соответствии с изменениями входного сигнала. Носитель записи НЗ, изготоа-ленный из ферромагнитного материала (лента, проволока и т.п.), с помощью механизма протяжки равномерно протягивается перед ГЗ и намагничивается по длине в соответствии с временным изменением сигнала. Такой намагниченный НЗ в общем виде называется магнитной сигналограммой. При записи звуковых колебаний его называют фонограммой, при записи телевизионных сигналов — еидеограм-мой. Магнитная запись воспроизводится путем перемещения намагниченного носителя записи перед головкой воспроизведения ГВ. Индуцированная в головке ЭДС прикладывается ко входу усилителя воспроизведения УВ. Далее сигнал поступает в усилительный тракт или на звуковоспроизводящее устройство. Для предварительной подготовки носителя в аппаратах магнитной записи стираются следы пре-
Л Структурная схема канала магнитной записи-вое-произведения Р/j С / осп ИЗ будущей записи с помощью головки стирания ГС, питаемой от генератора высокочастотных колебаний Г. При записи с высокочастотным подмагничиванием ВЧП сигнал от генератора подается Магнитные головки. В зависимости от назначения различают записывающие, воспроизводящие и стирающие магнитные головки. Магнитные головки являются электромагнитными преобразователями. Головка записи преобразует колебания электрического тока в колебания магнитного поля, головка воспроизведения осуществляет обратное преобразование. В стирающей головке электрическая энергия преобразуется в стирающее магнитное поле. В бытовых магнитофонах функция воспроизводящей и записывающей головок часто выполняет одна, универсальная головка. По числу одновременно образуемых дорожек записи различают однодорожечные головки и к.цогодорожечные блоки головок. Устройство магнитной головки показано на рис. 15.6, а. Основой является сердечник 5, на котором размещается каркас с катушками 4, Сердечники изготовляются из магнитомягких материалов, обладающий высокой магнитной проницаемостью и малой. коэрцитивной силой. У таких материалов узкая петля гистерезиса (см. рис. 15.10) и поэтому малые. потери на перемагничивание. В качестве материалов для сердечника используются пермаллой ((х«20000), сендаст (fx = 35000) и, ферриты. Сердечник состоит из двух механически соединенных V половин—полусердечников. Часть поверхности сердечника 2, соприкасающаяся с носителем записи 6, тщательно полируется. В местах соединения полусердечников с помощью немагнитных прокладок (стекло, бериллневая бронза) образуют рабочий / и при необходимости дополнительный 3 зазоры. Мимо рабочего зазора движется магнитная лента, и рабочий зазор обеспечивает магнитную\ связь головки с ней. Ширина рабочего зазора определяется назначением головки. Стирающая головка имеет рабочий зазор, с шириной примерно рав-
Рнс. 15.6. Магнитная головка: а — устройство; 6 — электрическая схема; в — магнитный поток в области '.рабочего зазора головкн записи \ нып 0, 3... 0, 2 мм. Ширипк рабочего зазора записывающей головки достигает 20...25 мкм. Универсальные головки и ГВ изготовляются с шириной рабочих зазоров, измеряемой единицами микрон, Дополнительный зазор предназначен для предотвращения остаточного намагничивания при ваписи и поэтому бывает только у записывающих головок (обычно 30... 40 мкм). В профессиональных аппаратах магнитной записи наиболее распространены головки, у\которых сердечники для уменьшения потерь на перемагничивание склеены из большого числа тонких пластин магиитомягкого материала. В бытовых магнитофонах применяют головки, у которых сердечники собраны из одной или нескольких пластин. \ Магнитная головка обладает комплексным электрическим сопротивлением. Оно определяемся активным сопротивлением потерь в сердечнике R\, активным сопротивлением потерь обмотки Я2, индуктивностью L и собственной емкостью обмотки С (рис. 15.6, 6). Резонансные явления в головках в рабочем диапазоне частот нежелательны, поэтому предпочитают использовать головки с небольшим числом витков и малой индуктивностью, позволяющими сместить резонансную частоту \за пределы рабочего диапазона частот. В транзисторных магнитофонах индуктивность записывающей головки стараются выбирать.не более 20... 30 мГн, так как при большем значении требуется значительное напряжение высокочастотного подмагничивання, которое трудно обеспечить при низком питающем напряжении. Универсальные головки в транзисторных магнитофонах имеют индуктивность L —60... 100 мГп. М*рнят1тыё" нбсители заггаси/Для магнитной звукозаписи в качестве носителя применяют ферромагнитную ленту, состоящую из основы, на которую нанесен слой ферромагнитного вещества (рабочий слой). В. качестве основы ленты применяют диацетил-целлюлозу, триацетилцеллюлозу, л a BcaHj Наилучшим материалом для основы является лавсан (полиэтиЭ? нтерефталат). Для изготовления рабочего слоя магнитных лент применяют гамма-окисел железа, феррит кобальта, двуокись хрома и др. Наибольшее распространение получил гамма-окисел железа. В настоящее время применяется порошок гамма-окисла железа с частицами игольчатой формы и размером 0, 1... 0, 5\мкм. Объемная концентрация магнитного порошка в рабочем слЬе у разных лент 30... 45%. Современные магнитные ленты характеризуются следующими значениями остаточной намагниченности насыщения tfs = 60......100 кА/м и коэрцитивной силы As=20...26 кА/м. Относительная магнитная проницаемость лен\ы зависит от уровня намагничивающего поля и находится в пределах [i—1, 7...3, 5. Типы ленты обозначают комбинациейХиз пяти элементов. Первый элемент—буквенный, обозначающий назначение ленты А—звухо-запись; Т—видеозапись; В — вычислительная техника; И — точная запись. Вто- рой элемент—цифровой (от 0 до 9), обозначающий материал основы: 2 — ди-ацетилцеллюлоза; 3 — триацетилвдллюлоэа; 4 — молиэтнлентерефталат. Третий элемент — цифровой (от 1 до^9), обозначающий толщину ленты: 2—! 5... 20 мкм; 3 — 20... 30; 4 — 30... 40 \лш; 6 — 50... 60 мкм; 9 — свыше 100 мкм. Четвертый элемент — цифровой (Ьт 01 до 99), обозначающий номер технологической разработки. Пятый элемент — численное значение номинальной ширины ленты в миллиметрах. \ После пятого элемента применяется дополнительный буквенный П —для перфорированных лент; Р—для лент, используемых в радиовещании; Б — для лент к бытовым магнитофонам. \ Пример. Магнитная лента А 4400—6Б означает ленту для звукозаписи (А) на лавсане (4), с общей толщиной зАмкм (4), шириной 6, 25 мм (6), применяемую в бытовых магнитофонах (Б). Порядковый номер разработки —09. Геометрические размеры магЧштных лент стандартизованы. Ленты для звукозаписи имеют и^ирину 6, 25±0, 05 мм и 3, 81± ±0, 05 мм. Ленты с шириной 3, 81 мм применяют в кассетных магнитофонах. Для видеозаписи используют ленты различных размеров: 50, 8; 25, 4 и 12, 7 мм. Свойства магнитных лент оценивают по следующим показателям: физико-механическим, определяющим свойства лент при механических и климатических воздействиях; магнитным, определяющим их свойства в магнитном поле; и рабочим. Рабочими свойствами называются свойства магнитных лент, характеризующие их чувствительность к намагничиванию полезным сигналом при записи и отдачу при воспроизведении (значение ЭДС головки воспроизведениях а также искажения этого сигнала в процессе магнитной записи\—воспроизведения. Рабочие свойства каждой ленты определяют при номинальном токе подмагничиванйя. В качестве последнего принимают ток, соответствующий максимальной отдаче при записи синусоидального сигнала частотой 1000 Гц. (для лент, иепдльзуемых при всех скоростях, кроме 38, 1 см/с) или в 1, 2 раза больший чем ток максимальной отдачи при записи 400 Гц (для лент, используемых при скорости 38, 1 см/с). Часть рабочих свойств ленты при звукозаписи определяется относительно типовой ленты, специально выбранной для сравнения. Главные электроакустические (рабочие) показатели: чувствительность на средней частоте (определяется относительно типовой ленты); \ амплитудно-частотная характеристика (определяется на верхней частоте рабочего диапазона также относительна типовой ленты); коэффициент третьей гармоники при номинальном уровне записи; относительный уровень шума намагниченной ленты (ивЪаузе); относительный уровень сигналов копирэффекта; \ относительный уровень стирания, показывающий, насколько может быть ослаблена в результате размагничивания предыдущая запись,: \ Показатель .средняя чувствителъ- Относительная ность, дБ Относительная частотная характеристика, дБ \ Коэффициент 3-й гармоники, % Относительный уровень шума намагниченной ленты, дБ, не\более Относительный уровень копирэффекта, ДБ А4407-6Б — 1, 5 —4 2, 5 —42 —50 А4409-6Б —0, 5 —2 1, 8 —43 —54 +0, 5 0 1, 2 -46 -55 В табл. 15.1 приведены основные рабочие показатели нескольких типов отечественн\ых лент. Лентопротяжные Механизмы (ЛПМ). Основное назначение ЛПМ заключается в протягивании магнитной ленты с постоянной скоростью при записи \ воспроизведении. Обычно в магнитофоне бывает несколько рабочих скоростей. Скорость продвижения л^нты относительно головок должна поддерживаться с высокой точностью. В современных магнитофонах средние скорости стандартизованы и имеют следующие значения; 38, 1; 19, 05; 9, 53; 4, 76; 2, 38 \м/с. Лентопротяжный механизм должен обеспечить достаточно кпотное прилегание ленты к магнитным головкам. Кроме режимов записи и воспроизведения ЛПМ имеют режимы ускоренной пейсмо'1 к и „чситы вперед и назад. Наиболее распространены цомпланарные ЛПМ, в которых передающий узел, подающий ле\пу к головкам, приемный узел, обеспечивающий прием ленты, и\ головки расположены в одной плоскости. Компланарные ЛПМ стлэоят по типам открытой и закрытой петли. На рис. 15.7 приведена кинематическая схема ЛПМ типа открытой петли профессионального (студийного) магнито-
Рис. 15.7. Кинематическая схема ЛПМ типа открытой петли фона, смонтированного на прямоугольной панели 1. На валу двигателя пода ющего\ узла 2 устанавливается рулон ленты 4, намотанный на сердечник 3 (или помещенный в кассету). Лента заводится вокруг левых обводных роликов 5, 6 и проходит перед магнитными головками 8. Плотный контакт ленты с головками в профессиональных магнитофонах обеспечивается надлежащим выбором угла огибания, головок лентой. В данной конструкции для прижима ленты служат прижимные ролики 7. Однако могут применяться и специальные лентоприжимные устройства. Транспортировка ленты во\время работы обеспечивается ведущим двигателем 9, у вала которого она прижимается обрезиненным роликом 10. Затем лента огибает правые обводные ролики 11 и закрепляется на валу двигателя приемного узла 12, Во время рабочего хода вал двигателя 12 вращается в том же направлении, что и вал двигателя 9 и обеспечивает требуемое натяжение ленты. Вал двигателя приемного узла 2 вращается в обратном направлении и обеспечивает плотную намотку ленты. К двигателю 9 прикладывается полное, а к двигателям 2 и 12 — неполное напряжение. Лентопротяжный механизм позволяет ускоренно перематывать ленту впереди обратно. В первом случае на двигатель 12 подается полное, на двигатель 2 — неполное напряжение, во втором случае полное напряжение подается на 2, а неполное на 12. В этих режимах работы ведущий двигатель отключается и отводится от ленты. \ В бытовых магнитофонах обычн^ применяют одномоторные конструкции ЛПМ. В этих конструкциях ведущий двигатель с помощью ременных передач обеспечивает также вращение подающего и приемного узлов. \ Недостатком ЛПМ типа открытой петли является то, что колебания частоты вращения двигателей приемного и передающего узлов приводит к нестабильности средней^ скорости движения ленты vcp. Скорость движения ленты будет совершать периодические
Рйс. 15.8. Кинематическая схема ЛПМ типа закрытой п тли и непериодические колебания Ло около среднего значения, т. е. От этого недостатка свободны ЛПМ типа закрытой петли. В этой конструкции (рис. 15.8) блок магнитных головок 6 изолирован от подающего Рта приемного 2 узлов с помощью роликов 3, 4, прижимающихся к кцлу двигателя 5. Прижимные ролики препятствуют распространению возмущений, создаваемых колебаниями частоты вращения двигателей 1 и 2, к части пленки (закрытой петле), находящейся в\< онтакте с блоком головок. \ Процесс намагничивания ферромагнитных материалов. Ферромагнитные материалы, из которых изготовляются НЗ, состоят из отдельных областей (доменов), самопроизвольно намагниченных до насыщения. Если такой материал не подвергается воздействию внешнего магнитного поля, то домены ориентируются в разных направлениях, причем результирующее магнитное поле равно нулю. Ъ, л 'На рис. 1£ От-л-для примера в ферромагнитном образце показано четыре домена, ориентированных так, что внешнее проявление намагниченности материала отсутствует. При воздействии на образец внешнего магнитнохо-поля (например, при помещении его в катушку соленоида — рисяп-д^5) ориентация доменов упорядочивается, вследствие чего после снятия внешнего магнитного поля материал становится источником собственного магнитного поля,
Рис.~5Н=$г; Кривая намагничивания ромагнитного образца ромагнитного образца намагничивания фер- или, как говорят, намагничивается (рис. №& & &), Магнитное поле, образуемое намагниченным телом, характеризуется намагниченностью /=(ц.— 1)Н, где \i — относительная магнитная проницаемость материала; И — напряженность магнитного поля, С увеличением напряженности внешнего магнитного поля И намагниченность ферромагнитного образца также увеличивается. Однако зависимость эта нелинейна. На рис.2_ННФ приведен график, характеризующий процесс намагничивания ферромагнитного материала. Если материал предварительно размагнитить (ориентация доменов имеет хаотический порядок), то процесс намагничивания идет по кривой /, называемой начальной кривой намагничивания. При достаточно сильном внешнем поле наступает магнитное насыщение. В этом случае все домены образца ориентируются в направлении внешнего магнитного поля дальнейшее увеличение напряженности этого поля не приводит к увеличению намагниченности тела /. Если напряженность внешнего поля довести до значения Hs, при котором наступает насыщение, а затем постепенно уменьшить до нуля, то намагниченность ферромагнитного материала будет убывать по кривой 2, приняв значение /гмакс при Н=0. Величина /ГМакс называется максимальной остаточной намагниченностью. Если напряженность магнитного поля была доведена до значения #i и затем снята, то остаточная намагниченность будет равна Jr\. Таким образом, чем большее значение намагниченности было достигнуто под действием внешнего магнитного поля, тем больше будет остаточная намагниченность Jr. Однако зависимость между Jr и Н также нелинейна. ^~f Для устранения остаточной намагниченности необходимо изменить направле]! ^ внешнего магнитного поля на обратное. Напряженность /магнитного поля, необходимая для уменьшения остаточной намагниченности от максимального значения до нуля, называется уюэрцитивной силой Нс. Остаточная намагниченность и коэрцитивная сила, являются параметрами НЗ. Если продолжать увеличивать напряженность магнитного поля (по абсолют-ному^начению), то намагниченность примет значение — /макс, т. е.! /направление намагниченности материала изменится на обрат-^цЕли внешнее магнитное поле уменьшить до нуля, а затем вновь изменить направление, то характеристика намагниченности примет вид замкнутой кривой, называемой петлей гистерезиса.^ " \_3апись сигналов на магнитную ленту. При подключении головки записи к усилителю через ее обмотку проходит переменный ток, вызывающий появление в сердечнике переменного магнитного потока. В области рабочего зазора головки происходит выпучивание магнитных силовых линий (ем^-р*да4#? #гв). Магнитное поле, сосредоточенное над рабочим зазором головки, воздействует на магнитную ленту, образуя в ее рабочем слое остаточную намагниченность. При рассмотрении процесса записи для простоты полагаем, что напряженность Н над рабочим зазором головки записи одинакова по всей ширине зазора, равном 26, и пропорциональна току записи. Рассмотрим случай записи сигнала, ток которого в катушках изменяется по синусоидальному закону /Wosin 2л/г (/о — амплитудное значение тока). Напряженность поля над головкой в силу пропорциональности также изменяется по синусоидальному закону H = H0$in2nft. Если пренебречь нелинейными искажениями (это можно сделать применительно только к рассматриваемому случаю), то можно считать, что при движении магнитной ленты относительно головки записи со скоростью v, образующаяся остаточная намагниченность по длине ленты будет изменяться также по синусоидальному закону где " k — v/f — длина волны записи; x — vt — смещение участка ленты по направлению движения ( Рабочий слой ленты попеременно намагничивается то в одном, то в другом направлениях, образуя продольную сигналограмму. Как показано на рис.^^р1, рабочий слой ленты с такой сигнало-граммой представляет собой как бы совокупность элементарных постоянных магнитов, ширина которых равна ширине сигнало-граммы, а длина — половине длины волны записи /./2. При постоянной скорости движения ленты: p = const с увеличением частоты записываемого сигнала длина волны записи \ = vff будет уменьшаться. Как показано на рис.^Ё^5!, остаточный магнитный поток замыкается через внешнее пространство. Этот поток воздействует на головку воспроизведения, наводя в пей ЭДС. Запись может быть осуществлена без под\тлгничивания и с подмагничи-вапием высокочастотным 1ЮлемГ7 При записи* без подмагничивания на предварительно размагниченную ленту процесс намагничивания можно изобразись временной диаграммой (рис. 15Л2, а), по оси /бсцисс отложена на-пряженностр магнитного поля, создаваемого головкой записи и фодольная сигналлогряммй Рис. 15.12. Запись на размагниченный магнитоноситель: а —без подьыгничивания; б— с высокочастотным подмагничнванием
воздействующего на магнитную ленту, по оси ординат —остаточная намагниченность ферромагнитного слоя ленты Jr. Из диаграммы видно, что такому способу записи свойственны большие нелинейные искажения сигнала: синусоидальному изменению напряженности внешнего поля 1 соответствует нелинейное изменение остаточной намагниченности 2 (а, следовательно, и воспроизведенного сигнала\ который пропорционален намагниченности ленты). Причиной этихЧискажений является нелинейность начальной кривой намагничивания магнитной ленты 3. Поэтому для звукозаписи этот способ нечприменяется. При использовании, способа с ВЧП в головку записи кроме полезного сигнала подается синусоидальный ток высокой частоты от генератора Г (см. рис.. 15.5). В результате этого на магнитную ленту, проходящую над \рабочим зазором будет воздействовать суммарное намагничивающее поле, состоящее из поля звуковой частоты и поля высокочастотного подмагничивания ВЧП. Частота тока ВЧП выбирается такого чтобы каждый участок магнитной ленты в районе рабочего зазора перемагнитился несколько раз. Для этого частоту генератораУвыбирают в 5... 10 раз больше верхней частоты сигнала. Так в ■ студийном магнитофоне МЭЗ-102 частота генератора ВЧП равна 120 кГц при верхней частоте сигнала записи равной 16 кГц. \ Влияние тока ВЧП /вчп сказывается на форме и крутизне кривой намагничивания. Из зависимости остаточной намагниченности ленты от тока ВЧП (рис. 15.13, а) при постоянном токе сигнала записи /c=const видно, что Лри /вчп=0 ее форма 1 такая же, как и на рис. 15.12, а. При Хвчп = /вчпз кривая линеаризуется и процесс намагничивания характеризуется диаграммой рис. 15.12, 6. Как видно из рис. 15.12L6 при записи с ВЧП увеличивается как линейность, так и остаточная намагниченность. И /ачп N. Лзпг 1 ''опт 1 \ ©
Рис. 15.13, Зависимости остаточного намагничивания: \ а —при разниц? значениях тока ВЧП; б —при записи' сигнале вЧнизкнх а высоких частот знукового диапазона
При изменении /вчп в широких пределах изменяется линейность и крутизна кривой намагничивания. Значение /вчп. при котором намагничивание максимально, называется оптимальным током ВЧП — /опт. Он зависит от' типа применяемой магнитной ленты. При настройке магнитофон*'обычно устанавливают максимальный уровень сигнала записи /с.иакс= (0, 1... 0, 2)/ОпТ- Значение /опт частотно-зависимо. ГДриведенные кривые 1 при /i= 10 000 Гц, и 2 при f2 = 400 Гц, и 5— зависимость коэффициента гармоник от /вчп- типичны для современных магнитных лент (рис. 15.13, 6). Виддо, что частотная характеристика тракта записи зависит от тока ВЧП. В профессиональной записи обычно выбирают /вчп =/опт2 при этом получают большую намагниченность в области низких и средних частот /г£ , близкие к минимальным нелинейным искажениям, а также минимальные шумы ленты. Уровень намагниченности, соответствующий высокочастотным составляющим7 /гь будет ниже 1Т2- Спад частотной характеристики в области, верхних частот компенсируют применением цепей коррекции в усилителе записи. Стирание сигналограмм. Процесс стирания необходим для подготовки магнитной ленты к записи. Существуют способы стирания магнитной записи размагничиванием или намагничиванием до насыщения. В звуковом и телевизионном вещании используется только первый способ. Проходя мимо рабочего зазора стирающей головки, участок магнитной ленты подвергается воздействию интенсивного переменного симметричного магнитного поля, изменяющегося с большой частотой, При удалении участка ленты от зазора ГЗ магнитноеполе плавно спадает до нуля. В результате воздействия такого поля в рабочем слое магнитной ленты разрушается упорядоченная структура ориентации доменов, вызванная действием поля записи. Домены ориентируются хаотически, остаточная намагниченность становится равной нулю и в голове записи магнитная лента приходит размагннченной[}В= [^Копирование сигналограмм. в ряде случаев требуется получить копию программы, записанной на магнитную ленту, например, при обменах программами между студиями звукозаписи и видеозаписи, при размножении программ для продажи любителям и т. п." 7 Q Самым простым методом размножения фонограмм является перезапись. При этом сигнал, полученный при воспроизведении фонограммы на одном магнитофоне, одновременно используется для получения копии на втором аппарате звукозаписи. Если необходимо получить большое число копий, то сигнал с оригинала может быть подан на несколько одновременно работающих аппаратов магнитной записиЛ Стремление сократить время и стоимость производства копий записей с оригинала привело к развитию метода контактного тиражирования. При этом магнитная лента с сиглалограммоп и чистая магнитная лента в пределах небольшого промежутка прикладываются рабочими слоями и протягиваются с большой скоростью, подвергаясь в месте контакта воздействию вспомогательного переменного поля. Аналогично тому, как это имеет место при записи с ВЧП, применение высокочастотного вспомогательного поля позволяет повысить линейность записи и чувствительность ленты. При соответствующем выборе значения вспомогательного поля и типа магнитной ленты изменения оригинала записи будут незначительны. Такой метод тиражирования применяется при размножении видеограмм. Процесс взаимодействия магниткого поля фонограммы с головкой воспроизведения заключается \в следующем. Фонограмма, движущаяся при воспроизведении с\той же скоростью, с какой двигалась магнитная лента при записи, соприкасается ферромагнитным слоем с сердечником воспроизводящей головки. Магнитный поток фонограммы будет замыкагься\через сердечник. Так как магнитный поток по длине фонограммы изменяется в соответствии с законом изменения во времени записанного сигнала, то также 400 во временидЗудет изменяться и поток в сердечнике. Согласно закону электромагнитной индукции это вызовет появление ЭДС в обмотке головки воспроизведения. Индуцированная ЭДС прямо пропорциональна частоте сигнала f, числу витков обмотки п и остаточному магнитному потоку Фг ленты, замыкающемуся через сердечник: \ e=knfd>, t (15.3) где k — коэффициент пропорциональности. Частотная характеристика ЭДС воспроизводящей головки согласно (15.3) изображается прямой с крутизной 6 дБ (рис. 15.14, кривая /) при изменении частоты в 2 раза (на октаву). Это — идеальная характеристика. Реальная характеристика значительно отличается от идеальной и совпадает с ней по частоте примерно до 1...2 кГц. При больших частотах сигнала характеристика спадет, так как уменьшается магнитный поток ленты, замыкающийся через сердечник головки воспроизведения (рис. 15.14, кривые 2, 3). Магнитный пото\ уменьшается из-за волновых потерь, основными из которых можно считать нарушение контакта между головкой воспроизведения и дейтой, и щелевой эффект. Процесс воспроизведения характерен тем, что между головкой и лентой всегда имеется некоторый зазор а. Отсутствие тесного контакта приводит к тому, чтоУтолъко часть магнитного потока ленты Фп замыкается через \ сердечник и создает ЭДС (см. рис. 15.11). Часть потока Фр замыкается в пространстве между головкой и лентой и не участвует в создании ЭДС. С увеличением зазора а растет магнитное сопротивление участка головка — лента и магнитный поток, создающий полезный эффект Ф„, уменьшается. Поскольку ЭДС головки воспроизведения пропорциональна ф„ (15.3), она также уменьшается. Возникающие при этом потери называют контактными, дБ Ла=54, 5 а/Л (15.4) Для снижения контактных потерь рабочие поверхности головки и магнитной ленты тщательно полируют, а в процессе эксплуатации систематически протирают. Однако вследствие неизбежной шероховатости поверхностей а— = 1... 3 мкм. Если принять, что а=2 мкм, то при длине записи Л=12, 7 мкм (и = = 19, 05 см/с, / = 15 000 Гц) контактные потери Яа— = 8, 6 дБ, а при Л—6, 35 мкм (^=9, 53 см/с /=15000 Гц) Я„=17, 2дБ.
Рис. 15.14. Частотные ^арактерис-ли-ки головки воспроизведения Спаду частотной характеристики ЭДС на высоких частотах способствуют также потери из-за щелевого эффекта или щелевые потери. 19ти потери возникают из-за конечных размеров ширины рабочего Зазора (щели головки) и зависят от соотношения ширины рабочего зазора щели головки воспроизведения 26 и длины волны записи! к. При 25 = Л, о по ширине рабочего зазора укладываются два магнита, магнитные потоки которых встречно направлены друг другу (см. рис. 15.11) и результирующий магнитный поток в сердечнике головки равен нулю. Нулевому значению ЭДС головки соответствует частота сигнала записи f0 = v/%o=' = v/2b. Например, при ширине рабочего зазора ГВ 26=5 мкм, скорости движения ленты и = 19, 05 см/с /о=Ш, 05- 10-" г/5- lQ-e=38, l кГц. Обычно, выбирая головку воопронзведення и скорость, движения ленты, стремятся к тому, чтобы верхняя частота спектра сигнала Ь*Ц(0, 5... 0, 6)/0, В этом случае щелевые потери на верхней частоте не будут превышать 4... 5 дБ. Для приведенного примера Ь^0, 5/0=ь; 19 кГц. Чем выше сиюость и меньше ширина рабочего зазора головки воспроизведения, тем больше \южет быть верхняя частота /в- С уменьшением скорости движения ленты уменьшается длина волны сигнала записи X к увеличиваются все виды волновых потерь. На рис. 15.14, кривые 2 и > 3 получены при разных скоростях движения ленты: v2> v3. Для снижения волновых потерь зазоры записывающей и воспроизводящей головок должны быть параллельны друК другу и перпендикулярны направлению движения магнитной ленты. Непараллельность (перекос) зазоров приводит к увеличению гютерь на высоких частотах. В результате\эолновых потерь, вносимых при записи и воспроизведении, частотная характеристика (рис. 15.15, 6) всего канала магнитной записи -\-воспризведения, снятая на выходе головки воспроизведения, искажается (см. рис. 15.14, кривые 2 и 3 и рис. 15.15, кривая 4).\Необходимо, чтобы результирующая частотная характеристика тракта магнитной записи воспроизведения имела вид, близкий к идеальной характеристике (рис. 15.15, кривая 6). Для этого в усилителях записи и воспроизведения устанавливают цепи коррекции. Обычно коррекцию распределяют между усилителями записной воспроизведения. Как показано на рис. 15.15, требуемая частотная характеристика 6 канала магнитной записи — воспроизведения\астично формируется в усилителе записи 2 (частотные предыскажения), а частично в усилителе воспроизведения 5{частотная коррекщя).
Рис. 15.15. Коррекция частотных искажений в канале магнитной^ записи— воспроизведения: \ а — структурная схема канала; б —частотные характеристики отдельных звеньев канала Б процессе записи и воспроизведения на полезный сигнал накладываются шумы и помехи, которые могут быть аддитивными (суммирующимися с сигналом) и модуляционными, зависящими от уровня сигнала. Модуляционные шумы, возникающие при записи, делят па структурные и контактные. К аддитивным относят переходные помехи при миогодорожечной записи, колирэффект, собственные шумы усилителей V внешние помехи. Структурный шум возникает из-за того, что в каждой единице объема рабочего слоя ленты содержится неодинаковое количество ферромагнитных частиц. При воздействии на ленту постоянным полем вследствие намагничивания в единицу времени разного количества частиц результирующая намагниченность в продольном направлении будет хаотически меняться, вызывая при воспроизведении появление ЭДС шума. Уровень шума увеличивается пропорционально намагниченности ленты и при значении, близком к насыщению, составляет 26... 30 дБ (уровень шума размагниченной ленты колеблется в, пределах 65...50 дБ). Для снижения структурного шума ленты следует избегать намагничивания ее постоянным полем, которое может возникнуть из-за асимметрии стирающего поля и поля\ВЧП, а также из-за намагничивания ленты намагниченными металлическими элементами ЛПМ (валики, головки и т. п.) Контактный шум появляется при записи вследствие хаотического нарушения контакта головки с поверхностью ленты, вызванного шероховатостью рабочих поверхностей'. \ Для снижения контактного шума необходимо тщательно полировать рабочие поверхности головки и магнитной ленты, ток ВЧП устанавливать на\20% больше оптимального. Из-за колебаний средней скорости ЛПМ, в устройствах магнитной записи возникают, особые помехи, называемые детонациями, Детонации приводят*, к паразитной частотной модуляции сигнала. При колебаниях '.скорости с частотой примерно доли герца детонации приводят'., к изменениям высоты (плаваниям) тона. При увеличении частоты детонации выше 25 Гц помехи проявляются в виде хриплости звучания. В современных студийных магнитофонах колебаний скорости малы (0, 05%) и шум, вызванный детонациями, практически на качество звукозаписи не влияет. \ Копирэффект. При хранении магнитной сигналограм-мы более сильно намагниченные участки рабочего слоя ленты могут, как при контактном тиражировании, копироваться на участки ленты " с меньшим уровнем намагничивания. В результате этого при воспроизведении создаются помехи; напоминающие эхосигналы, возникающие до (опережающее эхо) и после (запаздывающее эхо) сигнала, вызвавшего их. Такое явление называется копирэффектом. У современных лент относительный уровень помехи от копирэффекта составляет 57... 58 дБ. При повышении температуры и под воздействием внешних магнитных полей копирэффект растет. Переходные помехи при многодорожечной записи возникают по двум причинам: из-за индуктивной связи между обмотками головок в многодорожечком блоке и через магнитные потоки рассеяния с соседних дорожек. Помехи из-за первой причины проявляются как при записи, так н при воспроизведении и могут достигать 30 дБ. Для устранения взаимовлияния между головками применяют электромагнитные экраны. Помехи из-за второй причины сказываются в процессе воспроизведения. Они возникают вследствие того, что часть магнитного потока с одной дорожки может попадать в воспроизводящие головки других дорожек. Уровень возникающей помехи зависит от расстояния между дорожками и длины волны записи: переходная помеха тем меньше, чем больше расстояние между дорожками и меньше ширина дорожки записи. Внешние помехи. Развиваемая головкой воспроизведения ЭДС невелика и составляет обычно сотни микровольт, Поэтому следует принимать специальные меры защиты от сильных магнитных полей, создаваемых двигателями магнитофона и силовыми трансформаторами, например, тщательное экранирование головок сложными экранами, состоящими из двух или трех независимых экранов из пермаллоя и меди, и дифференциальное включение воспроизводящей головки, обмотка которой состоит из двух полуобмоток. Собственные ш у\м ы усилителей и головок. Усилители и головки также 'являются источниками шума, обусловленного тепловым движением электронов. Уровень шума растет с увеличением полосы пропускания тракта. Эти шумы наиболее заметно проявляются при воспроизведении, вследствие малых уровней входных сигналов. Для уменьшения собственных шумов усилителя во входных каскадкх применяются малошумящие ак- £ _Студийные магнитофоны используются в аппаратных звукозаписи радиодомов и телецентров, в студиях грамзаписи и позволяют записывать и воспроизводить звук по высшему классу качества. Они выпускаются в моно- и стереофоническом исполне-нииТ^На рис5НЙ) приведена структурная схема монофонического студийного магнитофона. Аппарат состоит из трех основных функциональных узлов: I —ЛПМ; II — магнитное звено, состоящее из стирающей ГС, записывающей ГЗ н воспроизводящей ГВ головок; III — электронные блоки магнитофона, включающие усилители записи УЗ и воспроизведения УВ, генератор высокой частоты Г, блок электронной стабилизации средней скорости ленты БС (^HM^t57) БС нты БС (cx£ wa=^HMp) Магнитофон имеет два функционально разделенных канала записи и воспроизведения, которые при записи могут работать одновременно, образуя сквозной канал магнитофона. Такой режим работы позволяет осуществить непрерывный акустический контроль качества записи, через КГ или головные телефоны.. Вещательные сигналы поступают на УЗ с линии или с микрофона (микрофонного усилителя). Уровень номинального входного напряжения сигнала 0....15, 5 дБ. Такой же уровень напряжения обеспечивается на выходе УВ. Генератор подмагничивания и стирания генерирует синусоидальные колебания с частотой 80...! 20 кГц, которые подаются в обмотки ГС и ГЗ. Блок электронной стабилизации представляет собой устройство стабилизации частоты вращения двигателя. Режимами работы управляют с помощью специального блока. ^J В студийных магнитофонах применяютскскорости движения ленты 3iy и 19, 05 см/с. Для акустического контроля качества входного, сигнала в схеме предусмотрено переключение КГ с выхода на вход. [Гнезда S1 и S2 позволяют контролировать работу магнитофона с помощью- головных телефонов^ Стереофонический вариант магнитофона отличается конструкцией блока головок записи и1' воспроизведения (каждый блок состоит из двух головок) и наличием двух комплектов усилителей записи и воспроизведения ш/одному в левом и правом каналах- Основные характеристики /студийных магнитофонов производства ВНР СТМ-600 (моно) и GTM-610 (стерео) Скорость движения ленты, см/с. -..... 38, 1 и 19, 05 Коэффициент детонации/ %, не более.... 0, 08 Диапазон рабочих частот при неравномерности АЧХ не более 3 дБ, Гц /.........31, 5... 16 000 Относительный уровень помех в тракте запись — воспроизведение, дБ/.........60 Коэффициент гаршЬннк,.%, не более.....3 Переходные затухания между стереоканалами (СТМ-610) пай частоте 1000 Гц, дБ,... 32 Минимальный ^входной уровень, дБ.....0... 12 Максимальны?! выходной уровень, дБ.... 12 В монофонических студийных магнитофонах ширина дорожки записи равн/ширине ленты (рис. 15.17, а), в стереофонических — на ленту/записываются одновременно две дорожки шириной 2, 7 мм кашгая (рис, 15.17, 6). Стереофоническая магнитная запись совместим^ с монофонической, так как при ее воспроизведении на магнитофоне с головкой воспроизведения, перекрывающей обе дорожки, сигналы обоих каналов суммируются, позволяя обеспечить правильное монофоническое звучание. Если монофоническую запись воспроизводить на стереофоническом магнитофоне, то по/ обоим каналам к громкоговорителям будут поданы одина-ковь/е сигналы, обеспечивающие монофоническое звучание, " у^епортерские магнитофоны используют для внестудийной записи актуальных речевых программ. Они однодорожечные и имеют скорость 9, 53 см/с. Прослушивание осуществляется только с помощью головных телефонов и служит для контроля записи.^} [^Бытовые магнитофоны (рис.6> 1-S^ES) состоят из тех же функциональных узлов, что и студийные магнитофоны, однако по сравнению с ними имеют более простую конструкцию. Лентопро-тяженный механизм содержит чаще всего один двигатель. Маг- Н Лвбьш , Правый \
нитное звено состоит из ГС и универсальной магнитной головки ГУ для записи и воспроизведения. Электронные блоки аппарата включают генератор высокочастотного подмагничивания Г и универсальный усилитель УУ. В режиме записи ко входу УУ источник сигнала (микрофон, линия, звукосниматель, магнитофон) подключается через делитель напряжения ДН, к выходу УУ подключается ГУ, а на генератор Г подается питание. Уро-••»" ^гш-тпплиоуется с по- схема быто- ратор Г подается питание. #ии~ ------ r r r вото магнате вень записи контролируется с по- pUC f мощью индикатора И. В режиме ' **■ воспроизведения ГУ подключается ко входу УУ, а выход нагружается на громкоговоритель. Недостатком магнитофонов, в которых используются универсальные головки, является невозможность акустического контроля в процессе ее записи.
Бытовые магнитофоны бывают катушечными н кассетными. В катушечных магнитофонах используют скорости 4, 76; 9, 53 и 19, 05 см/с и ленту шириной 6, 25 мм, в кассетных 4, 76 см/с и Магнитофоны могутЛ бшь и двух, и четырехдорожечными, монофоническими и стереофоническими. На рис. 15.17, в показано расположение дорожак в четырехдорожечном магнитофоне. При монофоническое зап\си последовательно используются дорожки 1, 2, 3, 4; /йри стереофонической 1, 2 затем 3, 4. Такая стереофоническая запись является совместимой. На двухдоро-жечном магш*тофоне ее можно воспроизвести в качестве моно- жеч фоническо 15.9. видеозапись ) Рис. 15.17. Расположение дорозйе^ злписн на магнитной ленте /^Отличительная особенность записи телевизионных сигналов по сравнению с звукозаписш& — необходимость широкой полосы частот. При магнитной/записи звука достаточна полоса частот 30... 15 000 Гц, для видеозаписи 50...6 • 106 Гц. При прямой записи (в-~е& *ад^ -магнитофоне бвз-еиваиалмго-ро—йреобраэовашпг—сигнала -изображения, см. рие. 15.5) возникает ряд осложнений. Для записичверхних частот телевизионного сигнала иуза щелевого эффекта ичдругих источников волновых потерь скорость движения ленты должна быть выбрана не ниже i> —30/..40 м/с. Такую большую\корость реализовать трудно из-зд сложности изготовления ЛПМ\а также из-за недостаточно^ прочности магнитной ленты. 'KpoVe того, при боль- \ 407
Система аналоговой записи и воспроизведения звука
Около 90 % вещательных программ звукового и телевизионного вещания передается в записи. Запись программ вещания позволяет повторно воспроизводить наиболее интересные и важные события, осуществлять междугородный и международный обмен программами без загрузки каналов связи. Звукозапись и видеозапись на многие годы позволяют сохранить выступления выдающихся политических деятелей, лучшие образцы исполнительского мастерства. Организация передач центрального радио и телевизионного вещания в отдаленные районы страны из-за большой разницы во времени невозможна без предварительной записи программ, учитывающих эти временные сдвиги. Для записи звука и изображения нашли применение фотографический (оптический), механический и магнитный способы записи. Фотографическая запись сигналов звука (или фотография при фиксации изображений) заключается в образовании в светочувствительном слое кинопленки фотографического изображения. При записи звука на светочувствительный слои воздействует световой луч, модулируемый по интенсивности пли ширине сигналами звука. После сложной фотохимической обработки образуется дорожка переменной оптической плотности или ширины. К недостаткам фотографии следует отнести необходимость сложной фотохимической обработки и невозможность повторного использования носителя для получения новой записи. Механическая запись или грамзапись позволяет обеспечить высококачественную передачу звука. Носители записи — грампластинки— тиражируются промышленным способом и используются в основном для воспроизведения звука в домашних условиях. Недостатком механического способа записи применительно к вещанию является трудоемкость операций, снижающих оперативность записи; невозможность повторного использования носителя для записи, а также монтажа программу Наибольшее распространение в вещании получила магнитная запись, что обусловлено ее преимуществами: 1) Высоким качеством записи, не ухудшающимся при многократном использовании фонограммы. 2) Технологичностью, Осуществить магнитную запись просто, воспроизвести можно сразу же после записи, без обработки магнитной ленты. По сравнению с фотографической записью, где кинопленка должна пройти' фотохимическую обработку, оперативность магнитной записи значительно выше. 3) Число повторных использований магнитной ленты ограничивается только физическим износом магнитной ленты и не зависит от числа перемагничиваний. 4) Магнитную ленту можно монтировать, разрезая ее и склеивая в нужной последовательности?!! } вещании этим широко пользуются для соединения в единое целое лучших вариантов записи, для удаления дефекта или помехи. 5) Программа, записанная на магнитной ленте, легко может быть размножена с помощью копирования или перезаписи. 6) Магнитная лента с записью может долго храниться. При правильном хранении качество записи не ухудшается в течение десятков лет. Как видно из перечисленного, преимущества магнитной записи очень существенны. К ее недостаткам следует отнести то, что она невидима. Это затрудняет монтаж фонограмм и особенно видеограмм. Для монтажа последних требуется специальная аппаратура. Магнитная лента непрочна, легко растягивается и рвется.
Механическая запись Этот метод записи заключается в том, что записываемый акустический сигнал воздействует на резец рекордера, производящий механические колебания, вырезающий на поверхности вращающегося носителя записи (имеет форму диска) канавку, конфигурация которой отображает записанный сигнал. Рекордеры являются электромеханическими преобразователями. К ним от микрофона после усиления подводят электрические сигналы звуковой частоты. При записи плоский диск, покрытый слоем лака, вращается с постоянной скоростью, рекордер с помощью червячной передачи перемещается вдоль радиуса диска от края к центру. При отсутствии сигнала резец рекордера не колеблется и вырезает на поверхности диска спиральную канавку без извилин — немую канавку. Такая канавка образуется в паузах, ею начинается и заканчивается любая звукозапись. В поперечном разрезе канавки характеризуются следующими параметрами; шириной а, глубиной г, радиусом закругления у. Расстояние между углублениями двух канавок — шаг записи. При подаче сигнала на рекордер резец начинает колебаться и вырезать извилистую канавку (модулированную). Конфигурация модулированной канавки определяется направлением колебаний резца рекордера. При воспроизведении грампластинка вращается с той же частотой, что и диск при записи. Игла звукоснимателя движется по канавке. Длительность программы в минутах, которая может быть записана на одной стороне грампластинки где l — длина поля записи по радиусу пластинки, см; n —частота вращения диска, об/мин. Для увеличения длительности записи необходимо увеличивать диаметр грампластинки и плотность записи и уменьшать частоту вращения диска. У ранее выпускаемых грампластинок, рассчитанных на частоту вращения 78
|