![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научная проблема
Постановка проблемы — начало любого исследования. Проблема — объективно возникающий в ходе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философский энциклопедический словарь, 1989). Проблемы порождаются изменчивостью мира и внутренней активностью самих людей, их постоянным изменением. Основания порождения проблемы: · недостаточность информации для описания или объяснения реальности. · противоречивость уже имеющейся информации, описывающей или объясняющей какую-либо часть реальность. Выделяют следующие этапы постановки проблемы: [4] 1) выявление нехватки в научном знании о реальности или его противоречия; 2) описание проблемы на уровне обыденного языка; 3) формулирование проблемы в терминах определенной научной дисциплины. Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность переключаться из одной научной области со своей специфической терминологией в другую. Например, причины агрессивности поведения людей можно искать не в психологических факторах, а в биогенетических, и решать проблему методами общей или молекулярной генетики. Таким образом, постановка проблемы сужает диапазон поиска ее возможных решений и позволяет сформулировать гипотезы исследования. Следует отметить, что экспериментальная психология, в отличие от других научных дисциплин, характеризуется такой фундаментальной особенностью как признание за собой невозможности решения определенного круга проблем (Л.Я. Дорфман, 2000). 1. Экспериментальная психология не решает метафизические проблемы как проблемы высокой, избыточной степени абстракции, например, “Что первично мозг или психика? ” и т.п. В экспериментальной психологии уровень абстракции решаемых проблем ниже, исследовательские вопросы сформулированы конкретнее. 2. Экспериментальная психология не решает проблемы ценностного порядка – проблемы “что хорошо, а что плохо”. 3. Экспериментальная психология не решает проблемы вне конкретной теории. Например, существует два вопроса: “Какова структура личности? ” и “Черты личности – экстраверсия-интроверсия и нейротизм – взаимосвязаны между собой? ”. Экспериентальная психология решает второй вопрос, поскольку черты личности можно наблюдать косвенно по поведенческим реакциям, а личность в целом наблюдать невозможно. Таким образом, до тех пор, пока исследовательские вопросы не определены (1) в терминах конкретных понятий, (2) в русле определенной теории и (3) конкретных инструментов (методик) измерения, они останутся метафизическими и не будут иметь эмпирического решения. Отсюда следует, что научная проблема, в отличие от житейской, формулируется в терминах (1) определенной научной отрасли, (2) конкретного теоретического контекста. Из вышеизложенного следует, что постановка проблемы требует обращения к той или иной теории.
Теория Теория – это внутренне непротиворечивая система знаний о какой-либо части реальности (предмете теории). Функции теории: (1) объяснение существующих данных, (2) прогнозирование новых наблюдений и инициирование дальнейших исследований. Существует множество форм теоретического (неэмпирического) знания: теории, концепции, законы, принципы, классификации и типологии, модели, схемы и т.п. Структура теории включает в себя следующие основные компоненты: 1) исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности); 2) базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают предмет теории; 3) логику теории — множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории; 4) множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание[5]. По способу построения различают аксиоматические и гипотетико-дедуктивные теории. Первые строятся на системе аксиом, необходимых и достаточных, недоказуемых в рамках теории; вторые — на предположениях, имеющих эмпирическую основу, факты. В частности, Л. Хьел и Д. Зинглер выделили следующие аксиоматические положения, лежащие в основе различных психологических теорий о природе человека: свобода – детерминизм; рационализм – иррационализм; биологическое – социальное; познаваемость – непознаваемость и др[6]. Теории предусматривают существование предположений, прогнозов или предвидений, называемых гипотезы.Они определяют направление научного исследования и дают возможность проверки и усовершенствования теории.
|