Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кадровая политика на железнодорожном транспорте






5.1. Сущность понятия “человеческий капитал”.

5.2. Производственная специфика, определяющая характеристики отраслевой кадровой политики

5.3. Эффективная молодежная политика – объективная необходимость реализации политики модернизации экономики России.

 

Цели лекции:

· выявить особенности и значение человеческого капитала для успешного функционирования предприятия;

· показать особенности работника третьего тысячелетия;

· особенности нового этап развития отрасли, характеризующегося возрастанием внимания к личности работника и поискам новых стимулов;

· дать анализ кадровой политики как инструмента управления современным предприятием;

· показать необходимость проведения компаниями эффективной молодежной политики;

· дать характеристику молодежной политике ОАО «РЖД»;

· описать одну из современных персонал-технологий работы с молодежью компании – молодежный резерв кадров.

 

5.1. Сущность понятия «человеческий капитал»

Человеческий капитал – это совокупность коллективных знаний и умений персонала предприятия, их творческих способностей, умений решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков. Сюда же включаются психометрические данные и сведения о поведении отдельных личностей в различных ситуациях, например, при командной организации работы или в стрессовых ситуациях.

Понятие «человеческий капитал» стало употребляться тогда, когда менеджеры осознали важный факт: основным богатством, способным что-либо произвести, являются люди. Самые современные концепции менеджмента уделяют основное внимание вложению капиталовложений в человеческие ресурсы как наиболее выгодное по сравнению с уровнями экономической отдачи от других видов инвестиций. Человеческий капитал создает доброе имя предприятия.

Человеческий капитал - это единственный ресурс, стоимость которого возрастает по мере его использования.

Процесс создания человеческого капитала начинается в семье, продолжается в школе, профессиональном учебном заведении, охватывает всю систему повышения квалификации, переподготовки и т.п.

Человек - это не просто инструмент для выполнения определенной работы. Он является изменяющейся самодостаточной системой, способной с течением времени осваивать разнообразные виды работ. Задача хорошего руководителя состоит в “запуске” необходимых механизмов, дающих каждому сотруднику возможность полной реализации своего трудового потенциала в рамках предприятия.

Человеческий капитал - это качества, присущие людям. Может показаться бессмысленным вопрос о значимости работника для предприятия, но все же стоит об этом задуматься. Нет такого предприятия, которое могло бы функционировать без хотя бы одного человека. Однако в отличие от машин, станков, механизмов, инфраструктурных активов, человеческий капитал не принадлежит предприятию. Из этого должно следовать особое к нему отношение, но, к сожалению, это не всегда так.

Нанимать, обучать, обеспечивать условия труда и развития работников - дорогостоящее мероприятие. Они, кроме того, имеют все права на увольнение, болезни, отдых и, более того, могут поломать технику, проявить неосторожность, причинить себе вред в результате работы и даже различных увлечений и развлечений. По мере приобретения опыта и превращения в квалифицированных специалистов они множат свои знания и становятся более ценными работниками. Однако знания, аккумулированные в голове отдельного человека, принадлежат ему, а не предприятию. Поэтому важно распознать, в чем же состоят навыки, знания и умения отдельного человека. Лишь в этом случае становятся очевидными причины и степень ценности конкретного работника, а также отводимая ему роль.

Наилучшая ситуация для предприятия - научиться извлекать максимальную для себя выгоду из работы данного сотрудника. Последний заслуживает за это компенсации в виде заработной платы, морального поощрения, предоставления возможностей профессионального или личностного роста. Здесь надо думать не столько о затратах, сколько о том, позволительно ли предприятию третьего тысячелетия не делать этого.

Работники третьего тысячелетия - это более квалифицированный персонал. Для них характерна более длительная продолжительность жизни и требование более высокого качества жизни. В ближайшем будущем в отрасли планируется сокращение рабочих мест и возрастание числа претендентов на отдельные рабочие места. Работники будут проявлять большую активность в деятельности предприятия и отрасли, понимая ее цели и получая удовлетворение от осознания своей роли в их достижении. Организационная культура приобретет более демократичные черты, перестает быть авторитарной. Сегодня культура пока характеризуется официальностью, иерархичностью, управляемостью сверху и значительной дистанцией между управляющими и подчиненными структурами. Постепенно акценты меняются: наиболее продуктивной является совместная работа, для чего необходимы:

– поощрение личной заинтересованности и ответственности;

– постоянное подчеркивание исключительной ценности вклада человека в деятельность предприятия.

Кроме того, руководителям придется следовать более жесткому трудовому законодательству.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал