Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные особенности работников






С возрастом мы связываем понятие “жизненный путь”, так как жизнь каждого отдельного человека имеет свою историю, связанную со степенью включенности в систему производства и наличием статуса экономической и правовой самостоятельности.

Каждый этап жизни имеет свое специфическое содержание и оказывает влияние на последующие события.

Понимая, что границы возрастной локализации работников подвижны и зависят от множества индивидуальных и социальных факторов, уместно различать, как минимум, четыре жизненных цикла человека, обычно влияющих на состояние и изменение его трудового потенциала:

1. Молодежь с начала трудоспособного возраста до 21-22 лет.

В этот период человек еще не способен к самостоятельной работе и только готовится к вступлению в общественное производство. Человек принимает одно из главных жизненных решений, определяя:

– кем быть? (какие способности и задатки развивать, чтобы они смогли обеспечить будущий профессионализм);

– сколько времени посвятить учебе?

– к какой социальной группе принадлежать (определение будущего социального статуса и в соответствии с этим - выбор места приобретения специальности или уровня учебного заведения - высшее или среднее профессиональное учебное заведение, курсы и т.п.).

В этот период начинается процесс преобразования трудового потенциала работника в его профессиональную форму, идет создание индивидуальных предпосылок для его реализации. На этом этапе трудовой потенциал человека еще весьма ограничен, находится на уровне информационно-абстрактном, а иначе говоря, - в стадии возможности. Формируются способности и потребности личности, мотивация труда, направленность и стремления, цели и установки на их реализацию, т. е. образ профессионального пути.

Все это происходит во взаимодействии с конкретной социальной средой. Воздействие внешней среды на формирование работника многообразно:

– через систему социальных институтов общества (семья, учебное заведение, культура и искусство и т.п.) среда учит молодого человека совместной работе, определяет альтернативы и конкретные способы реализации его трудового и жизненного пути.

– в виде референтных групп среда одобряет или не одобряет поступки молодого человека, чем формирует его трудовые установки.

– создает условия для конфликта между мечтой, свойственной молодости, и действительностью.

– формирует ценностные ориентации, зависимые от тех социально-профессиональных групп, в которые включается молодой человек. Ценностные ориентации в дальнейшем реализуются в его конкретном труде.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал