Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пути развития творческого потенциала работников
В условиях модернизации российской экономики потребность в творчески мыслящих, инициативных работниках становится насущной необходимостью, а их поиск, обучение, мотивирование и стимулирование - одной из важнейших стратегических задач кадрового менеджмента. Появляются и интересные наработки в этой области, которые можно использовать в практике управления персоналом. Остановимся на некоторых из них. “Обучение действием” А.В. Павлуцкого[78]. “Обучение действием” - это с одной стороны философия и подход, а с другой стороны – метод. Единой и правильной формы Программы “обучение действием” не существует – она всегда создается под нужды конкретной организации. Принципиально важными являются лишь состав ключевых элементов Программы и “правильность” работы с ними. За десятилетие своенго существования программа апробирована и с успехом применяется. План действий по запуску и сопровождению программы организационного развития компании “х” Шаг 1: “Встреча с первым лицом” Шаг 2: “Заседание Координационного совета” Шаг 3: “Общее собрание участников Программы (конференция)” Шаг 4: “Первые рабочие заседания групп AL”.
Таблица 12.1 Ключевые элементы Программы “Обучение действием”
Особое место в стимулировании творческого потенциала работников занимают и такие хорошо зарекомендовавшие себя формы групповой и индивидуальной работы, прочно вошедшие в практику многих компаний, как проведение тренингов и разнообразных типов игр. По этим проблемам существует обширная литература, накоплен немалый опыт, который осмысляется с позиций различных подходов, в том числе и теории менеджмента. Подобные формы работы с персоналом расширяют кругозор, снимают стереотипность и закоснелость сознания, способствуют развитию таких качеств мышления, как гибкость, адаптивность, креативность, эвристичность. Немалый интерес представляют и рекомендации для менеджеров, касающиеся управленческих взаимоотношений с талантливыми людьми. Практика управленческой деятельности знает немало примеров, когда талантливых людей начинают обвинять в эгоцентризме. Основанием для подобных утверждений служат некоторые особенности их поведения. Одаренные люди отличаются большим любопытством в исследованиях окружающего мира и не терпят никаких ограничений или запретов. Их также отличает способность прослеживать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы. Такие люди, как правило, обладают великолепной памятью, что позволяет им классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умело распоряжаться приобретенными знаниями и умениями. Наконец, одаренные люди с удовольствием берутся за решение самых сложных задач, предлагая неординарные, нетрадиционные пути решения. В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым людям свойственно очень развитое чувство справедливости, что влияет на установление ими достаточно высоких требований к себе и окружающим. Их яркое воображение все время порождает игровые ситуации, они стремятся к изобретательности, творчеству. Поскольку проблемы, которые они пытаются решать, очень часто “не по зубам” коллегам по работе, а одаренные люди этого сами не понимают, у них проявляется “эффект ореола” - преувеличенные ожидания подобных же действий от других членов организации. Очень часто на этой почве возникают конфликты, некое отторжение талантливых людей от основной массы работников. Поэтому многим руководителям зачастую очень трудно общаться с такими неординарными людьми. Культура управления предполагает, что равенство возможностей должно предполагать наиболее полное раскрытие всех возможностей каждого. Поэтому человек, пришедший в организацию, вправе рассчитывать на понимание и поддержку умных и тактичных руководителей. Поскольку одаренные и талантливые люди проявляют большое упорство в достижении цели, их высокая увлеченность может приводить к не очень желательному стремлению все доводить до полного совершенства. Эти завышенные личные стандарты делают талантливых людей весьма уязвимыми. Разнообразие интересов порождает склонность начинать несколько дел одновременно. Персонал организации очень часто относится к талантливым людям, как “всезнайкам” и “выскочкам”. Организации с достаточно развитой культурой управления и ориентированные на развитие всегда расширяют набор интеллектуальных действий, поощряют активное продуцирование идей, причем самых разнообразных и необычных. Поэтому задача руководителя: выявить талантливых людей, создать условия для их деятельности, устранив причины, препятствующие творческому росту. Существуют причины снижения творческой активности человека: 1. Эмоциональные – страх ошибиться, выглядеть смешным, осуждения остальными сотрудниками, быть некомпетентным. 2. Профессиональные – неопытность, соперничество, наличие слишком категоричных суждений, отсутствие альтернативных вариантов, узкоспециальные знания. 3. Причины восприятия – односторонность мышления, отсутствие соответствующего интеллектуального уровня. 4. Личностные – чувствительность, лень, самомнение, эгоизм, консерватизм и т.п. Творческие способности могут заглушаться в случае, если: – отсутствуют четко определенные цели; – имеется подмена целей; – проявляется боязнь поражения; – появляется страх перед успехом; – существует боязнь перемен; – ярко выражено стремление к безопасности и др. Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития. Деятельность таких сотрудников может стать важной составляющей успеха и культуры организации, но управление ими сопряжено с большими трудностями, поскольку они независимы, амбициозны, умны и выходят за рамки привычных стандартов. Исследователи рассматривают проблемы, возникающие при проведении кадровой политики, которые могут оттолкнуть талантливых людей или не дать раскрыться их потенциальным возможностям, что ведет к ущербу для всей организации в будущем. Эти проблемы могут возникнуть при отборе кадров, при их обучении, при оценке персонала, в процессе продвижения их в должности. Многие организации сегодня нередко идут на риск и специально берут на работу нескольких “заводил” в надежде, что они будут действовать как катализаторы и разбудят дух творчества в организации, помогут ей выйти на новые рубежи. Существует система организационных и воспитательных приемов руководства организаций по взаимоотношениям с одаренными и талантливыми людьми.
|