Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сегменты бизнеса и их виды






 

В 50—60-е годы в экономически развитых странах протекали бур­ные процессы: создавались крупные и мультикрупные компании, которые завоевывали все новые отрасли в бизнесе; стремительно развивалась ди­версификация производства; расширялась география компаний и созда­вались транснациональные компании. Под влиянием этих процессов со­кращалась информационная емкость традиционной финансовой отчетно­сти. Так, при слиянии компаний терялась информация, которая содержа­лась в финансовой отчетности ранее самостоятельных предприятий. В традиционной финансовой отчетности не было информации процесса диверсификации, а следовательно, возможности дать ему экономическую оценку и обеспечить за ним контроль. Наконец, ни сами компании, ни тер­риториальные органы не располагали информацией, необходимой для оценки финансового состояния и перспектив развития территориально обособленных подразделений компаний. В результате разные группы пользователей финансовой отчетности, заинтересованные в точном пони­мании деятельности компании, не имели возможности получать данные, необходимые для прогноза будущей прибыли, сравнимости результатов, оценки риска капитальных вложений и т.п. При этом отсутствие необхо­димых сведений ощущали не только внешние, но и внутренние пользо­ватели отчетности. В частности, трудно было оценить результаты дея­тельности конкретных менеджеров, отвечающих за определенные на­правления бизнеса или за деятельность территориально обособленных участков бизнеса.

В результате как у внешних, так и у внутренних пользователей от­четности возникла потребность получать информацию по двум принци­пиально новым участкам бизнеса. Во-первых, по отраслевым сегмен­там бизнеса, под которыми понимают организационно различаемые части предприятия, каждая из которых задействована в производстве отдельного продукта (услуг) или группы родственных продуктов (услуг), предназначенных главным образом для реализации вне предприятия (п. 2 международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) № 14 «Сегментарная финансовая информация в отчетности»).

Отметим, что в последнее время высказывается требование о заме­не термина «отраслевой» сегмент на «деловой» сегмент.

Во-вторых, по территориальным (географическим) сегментам бизнеса, под которыми понимают организационно различаемые (обособ­ленные) части предприятия, осуществляющие свои операции в отдель­ных странах или группах стран, внутри определенных географических ре­гионов, выделяемых в зависимости от специфики деятельности данного предприятия (п. 3 МСФО № 14).

В разделе «Организационная структура предприятия» настоящей главы мы использовали термин «сегмент бизнеса» для обозначения структурных подразделений высшего иерархического уровня предприя­тия, которые преимущественно выпускают продукцию для реализации внешнему потребителю и в случае их юридического обособления могут функционировать как самостоятельные предприятия. Подобные сегмен­ты являются центрами ответственности, как правило, центрами инвести­ций, и к ним, следовательно, по вопросам внутренней отчетности отно­сится все то, что сказано в «Отчете центра инвестиций».

Для анализа и контроля деятельности предприятия сегменты биз­неса могут подразделяться по формам собственности и другим основа­ниям. В данном разделе речь идет об отчетности только отраслевых и географических сегментов, поскольку их отчетность наиболее полно разработана и имеет наибольшее информационное значение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал