Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отчетность об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса






 

Итак, выделение отраслевых и территориальных (географических) сегментов бизнеса и формирование по ним отчетности обусловлено ост­рой потребностью в дополнительной информации, необходимой для при­нятия управленческих решений как внутренними, так и внешними потре­бителями. В результате отчетность сегментов является одновременно и внешней отчетностью, поскольку она должна быть включена в финансо­вый отчет предприятия, и внутренней отчетностью, поскольку она в зна­чительной степени базируется на данных управленческого учета, а со­держащаяся в ней информация используется для оценки сегментов и принятия внутрифирменных тактических и стратегических решений.

Двойственный характер отчетности о сегментах обусловил, во-первых, необходимость ее централизованной регламентации; во-вто­рых, породил глубокие противоречия ее составления.

Формирование отчетности о сегментах регламентируется МСФО № 14, который был принят в 1983 г. Суть противоречий состоит в степе­ни полноты информации о сегментах, которая должна входить в состав финансовой отчетности предприятия. Детальная информация неизбежно раскроет коммерческую тайну предприятия, сокращенная — не сможет удовлетворить информационные потребности внешних пользователей.

Главный фактор, влияющий на информационную емкость отчетно­сти, — принцип выделения сегментов. В МСФО № 14 этот вопрос реша­ется следующим образом.

В целях отчетности выделяются сегменты:

• отраслевые на основе:

— группировки родственных видов производимой продукции (услуг);

—типа покупателя (заказчика);

• географические на основе:

— географического размещения операций (услуг) предприятия;

— географического размещения рынков;

— типа покупателя (заказчика).

Кроме того, при выделении сегментов как отраслевых, так и гео­графических, следует учитывать определенные факторы:

• схожесть и различие видов продукции или направлений деятель­ности предприятия, а также соответствующие показатели рентабельно­сти, риска, роста;

• удельный вес и относительную роль (важность) сферы производ­ства (или иной основной деятельности) и сферы сбыта (маркетинга, ры­ночных отношений) для предприятия в целом;

• наличие специального правового регулирования и отраслевых особенностей (например, в сфере банковской и страховой деятельности);

• организационную структуру предприятия (наличие отделений, филиалов, дочерних предприятий и т.п.);

• взаимосвязь структурных единиц, которые нельзя рассматри­вать как отдельные отраслевые сегменты, поскольку между ними высо­ка степень взаимозависимости или интеграции (в случае выделения от­раслевых сегментов);

• необходимость ограничить число сегментов, чтобы избежать ин­формационной перегрузки отчетности. Для этого рекомендуется опреде­лять степень важности (веса) сегмента в деятельности предприятия. На­пример, рекомендуется минимальный 10%-ный уровень валовых дохо­дов и прибыли от основной деятельности или суммарных активов сегмента по отношению к тем же показателям предприятия (группы) в целом.

Отчетность о сегментах должна содержать следующие показатели:

• объем продаж или иных поступлений (доходов) от основной дея­тельности в разрезе операций с внешними контрагентами предприятия и другими сегментами;

• результат деятельности сегмента;

• используемые активы сегмента (в абсолютном или относитель­ном выражении по отношению к этому же показателю предприятия в це­лом);

• принципы трансфертного ценообразования, применяемыевовнутрипроизводственной кооперации между сегментами предприятия.

Кроме вышеперечисленных показателей, которые указаны в п.13 МСФО № 14, на практике как для внутренних целей предприятия, так и для его внешней финансовой отчетности используются также показате­ли амортизации и капитальных вложений в отраслевой сегмент.

Раскроем содержание некоторых показателей отчетности о се­гментах.

Доходы сегмента — это поступления (выручка), непосредственно увязываемые с сегментом или соответствующей частью поступлений предприятия, которую можно распределить на объективной (разумной) основе на конкретный сегмент. Они включают как поступления от опера­ций сегмента с внешними контрагентами предприятия, так и с другими сегментами того же предприятия.

Расходы сегмента это расходы, непосредственно увязывае­мые с сегментом, или соответствующая часть расходов предприятия, ко­торую можно на объективной (разумной) основе распределить на кон­кретный сегмент.

Результат деятельности сегмента должен отражать меру рента­бельности сегмента и равен разнице между доходами (поступлениями, выручкой) сегмента и его расходами. Как правило, результат деятельно­сти сегмента исчисляется на основе следующих показателей: прибыли от основной деятельности; налогов на прибыль, случайных (экстраорди­нарных) статей. Проценты, полученные и выплаченные (если основная деятельность предприятия нефинансовая), обычно не учитываются в расчете такого результата.

Активы сегмента совокупность материальных и нематериаль­ных активов, непосредственно относящихся к данному сегменту, а также (если это имеет место) доля совместно используемых несколькими се­гментами активов, распределенная на конкретный актив, если для рас­пределения можно использовать обоснованную базу.

Трансфертная цена (как уже сказано в предыдущей главе и под­робнее изучено в следующем разделе) — это внутренняя цена передачи продуктов и услуг одним сегментом другому сегменту того же предприя­тия. Может исчисляться: на базе фактических затрат сегмента; «справед­ливой» рыночной цены; рыночной цены за вычетом определенной скидки.

Рассмотрение отчетности отраслевых и географических сегмен­тов позволяет сделать некоторые основные выводы:

• несмотря на то что отчетность о сегментах крупных диверсифи­цированных предприятий входит в состав их внешней финансовой отчет­ности, показатели этой отчетности исчисляются на основе принципов внутренней отчетности центров ответственности. В первую очередь это находит свое выражение в том, что отчетные показатели включают ре­зультаты от операций сегмента как с внешними контрагентами предпри­ятия, так и с другими сегментами предприятия, т.е. внутренний оборот, оборотпо внутренней кооперации. Во-вторых, для исчисления стоимостных показателей используются трансфертные цены. Данное обстоятель­ство позволяет использовать отчетность о сегментах непосредственно и для внешних, и для внутренних целей, а это дает возможность снизить трудоемкость учетно-расчетных работ. Однако необходимо отметить, что для целей внутрифирменного управления в отчетность о сегментах можно вводить и другие показатели;

• составление отчетности о сегментах ведет к появлению в систе­ме управленческого учета новых объектов: направлений деятельности предприятия, групп родственных продуктов или услуг, географических регионов, где предприятие осуществляет те или иные хозяйственные операции, в разрезе которых следует группировать данные о затратах, выручке (поступлениях), прибыли (доходах), активах и т.п., что ведет к увеличению объема учетных работ, а значит, и затрат на ведение учета и отчетности. Однако опыт использования отчетности о сегментах убежда­ет, что эффект отчетной информации для принятия управленческих ре­шений намного превышает расходы на ее получение.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал