Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практика
В мире существует множество медитативных техник, сформировавшихся на основе разных традиций и преследующих разные цели. Однако для большинства из них характерно стремление к сосредоточенности, расслаблению и естественной осознанности, о которой я упоминал ранее. Можно сформулировать это как «стремление оставаться в настоящем». Но погодите восклицать: «Все это мне не подходит, мне нужно не это, мое сознание и без того живет настоящим!» Не забывайте: именно этому искусству вы будете обучаться. Если вам никогда в жизни не приходилось играть на пианино и вы решите поучиться этому, вряд ли вы развернетесь и направитесь к выходу, едва успев взглянуть на инструмент. Ведь главная причина, по которой вы пришли на урок, заключается в желании научиться играть на пианино. В случае с медитацией действует тот же принцип. Возможно, вы считаете, что ваш разум пребывает в полнейшем беспорядке, но ведь именно поэтому вы и решили заняться медитацией. Звучит как нечто само собой разумеющееся, но почему-то многие об этом забывают. Любая медитация, из какой бы традиции и культуры она ни происходила, сколь бы сложной ни казалась, к какой бы цели ни стремилась, покоится, как правило, на двух китах: концентрации (которая призвана успокоить) и осознанности (связанной с проникновением в суть вещей). Некоторые техники основаны на одной из этих двух составляющих, другие охватывают обе. Наиболее существенная разница между различными техниками медитации заключается в подходе и желаемом результате. К примеру, методика может быть направлена на усиление концентрации внимания, развитие набожности, воспитание сострадания, повышение работоспособности, а также на множество других задач. Тем не менее в основе каждой из них лежит одна из двух указанных выше составляющих либо обе сразу. Осознанность — великолепный пример того, как эти два различных аспекта могут объединяться в одной многозадачной и гибкой технике, отлично приспособленной для повседневных нужд современного человека. Именно такова техника «Десятки», которой я намерен обучить вас. Она объединяет оба основополагающих компонента, однако с несколько большим упором на успокоительный эффект. Вы когда-нибудь замечали, какой покой снисходит на разум, когда вы полностью сосредоточены на какой-либо одной задаче? Как быстро успокаивается поток мыслей, только что казавшийся вам воплощением хаоса, если вы заняты делом, которое доставляет вам удовольствие, и при этом полностью отдаетесь этому своему занятию? Что ж, медитация во многом схожа с этой ситуацией. Для начала мы должны дать разуму нечто, на чем он сможет сосредоточиться, сфокусироваться. По традиции это называется объектом медитации, или медитативной поддержкой. Объекты бывают внешними и внутренними. При работе с внешними объектами используются такие техники, как внимательное рассматривание определенного объекта, вслушивание в определенный звук, иногда - монотонное повторение определенного слова или нескольких слов нараспев. Такие фразы, называемые мантрами, могут стать и внутренними объектами, если повторять их не вслух, а про себя. (Не пугайтесь, мы не будем ничего распевать, это не входит в нашу методику.) Внутренние объекты, на которых концентрируется медитирующий, включают в себя дыхание, физические ощущения или мысленную визуализацию определенных образов. Для освоения «Десятки» я предлагаю использовать дыхание в качестве основного объекта медитации. Тому есть множество причин, часть из которых я подробно рассмотрю позднее, однако первая и главная из них заключается в том, что дыхание — самый универсальный из возможных медитативных объектов. В отличие от пения или пристального разглядывания свечки, следить за дыханием вы сможете где угодно, даже на людях, и при этом никто не поймет, чем именно вы заняты. Дыхание всегда с вами, куда бы вас ни занесло. Если это не так, то вам не медитацией следует заняться, а серьезно лечиться! Кроме того, есть нечто успокаивающее в наблюдении за физическим ощущением: ведь это помогает отвлечься от потока мыслей на нечто более очевидное. Для некоторых этого будет вполне достаточно - ежедневно садиться, следить за дыханием, успокаивать разум, постепенно изгонять из тела напряжение. Как я уже говорил, в подобном использовании медитации нет ничего дурного, однако в этом случае она принесет вам минимальную пользу. Чтобы получить от медитирования максимум пользы, вам следует интегрировать его в повседневную жизнь. Для этого следует добавить в процесс второй компонент - ясность. С его помощью вы, прежде всего, раскроете причину мучающего вас напряжения, поймете, почему в некоторых ситуациях вы испытываете определенные чувства. Между разумными действиями и импульсивной реакцией на различные раздражители — огромная разница! Поэтому, вместо того чтобы сначала испытывать стресс, а затем энергично бороться с ним, лучше попытаться для начала не дать переживаниям захватить вас - в большинстве ситуаций это вполне возможно. Я сказал, что для этого необходима ясность, но, если разобраться, это не совсем так, поскольку понимание возникает само собой, когда ваш разум пребывает в покое. Тихий пруд Один из монастырей, в которых мне довелось жить, был полностью ориентирован на медитацию. Там не из- учали ни философию, ни психологию, а занимались лишь практикой медитирования. Там не было ни посетителей, ни телефонных звонков, нас практически ничто не отвлекало. Мы начинали медитировать в три часа ночи и, делая несколько перерывов, продолжали заниматься до десяти часов вечера. Для тех, кто жаждал посвятить все свое время медитации, такая жизнь была воплощением самых смелых мечтаний. Подобная тактика может казаться перебором, однако в этом, безусловно, было здравое зерно. Лично для меня желание уйти от мира и стать монахом было обусловлено стремлением упражнять свой разум в максимально подходящей обстановке, и отсутствие любых отвлекающих факторов было стартовой точкой для занятий. Как ни странно, когда душа и тело страдают от отсутствия привычных раздражителей, притягивающих наше внимание, любая мелочь способна внести хаос в наше уравновешенное сознание. Буря мыслей и чувств может бушевать много дней подряд из-за письма от друга. Поскольку в том монастыре ничто подобное не отвлекало, неудивительно, что мой разум начал понемногу успокаиваться. Как только покой начал снисходить на меня, я понял: чем спокойнее сознание, тем яснее видение мира. В течение многих лет мне довелось познакомиться с целым рядом описаний этого процесса, однако, как мне кажется, следующая аналогия дает о нем наиболее ясное представление. Представьте себе спокойный и прозрачный пруд, глубокий, но при этом очень чистый. Чистота воды позволяет разглядеть все, что находится на дне пруда, и поэтому, несмотря на свою внушительную глубину, он кажется довольно мелким. Представьте, что вы сидите на берегу этого пруда и бросаете в него мелкие камешки. Вы заметите, что каждый камешек создает рябь на поверхности воды, которая успокаивается не сразу, а лишь спустя некоторое время. Если снова бросить камень до того, как вода полностью успокоится, он породит новую волну ряби на воде совместно с предыдущей. Теперь представьте, что вы начали бросать камни один за другим, взбаламутив весь пруд. Теперь, когда вся поверхность пруда волнуется и рябит, невозможно увидеть, что происходит в воде, и уж тем более на дне водоема. Этот образ всесторонне описывает состояние наших умов — по крайней мере, до тех пор, пока мы не начинаем работать над ними. Каждая новая мысль, словно камешек, брошенный в пруд, поднимает волны. Мы же настолько привыкаем швырять эти камешки, настолько свыкаемся с постоянной рябью на поверхности воды, что зачастую совершенно забываем, как выглядят совершенно спокойные воды. Мы понимаем, что так не должно быть, но чем больше стараемся упорядочить свое сознание, тем сильнее баламутим его. Именно такое состояние сознания рождает в нас чувство беспокойства, когда мы, садясь медитировать, обнаруживаем, что никак не можем расслабиться. Разумеется, при подобной возбужденности сознания практически невозможно разобраться в том, что в нем происходит, что скрыто под поверхностью. Из-за этого мы оказываемся не в состоянии постичь природу разума, понять, как и почему именно мы испытываем то или иное чувство. Таким образом, пока мы не обеспечим мозгу покой, мы не сможем достигнуть ясности мышления. Вот почему в предлагаемой вам технике медитации я уделяю так много внимания проблеме концентрации. Не знаю, как вы, а я раньше думал, что цель медитации — открыть передо мной врата мудрости, которая мгновенно изменит мою жизнь. Теперь, глядя назад, я понимаю, что чаемые изменения происходят не так быстро. Так что, возможно, вам будет удобнее думать о ясности мышления как о процессе постепенного познания собственного разума и обретения ясности взгляда на происходящее вокруг. Эта ясность мышления и представлений о себе и мире чрезвычайно важна. Очень трудно жить радостно и осмысленно, постоянно находясь в состоянии хаоса, путаясь и оставаясь неспособным направить собственный разум по избранному пути. Неважно, насколько мы способны расслабиться, но каждый из нас испытывает влияние привычных схем и образа мыслей, и более ясное осознание реальности всем нам, безусловно, пойдет на пользу. Иногда наши проблемы лежат почти на поверхности, только выжидая подходящего момента, чтобы развернуться во всей красе, когда мы этого менее всего ожидаем. Повод может оказаться совершенно ничтожным: од- но-единственное безобидное замечание — и вот уже поток эмоций бьет фонтаном, взволновав всю поверхность нашего внутреннего «пруда». Знакомо, не так ли? Между тем, если мы хотим по-настоящему познать чувства и ощущения, которые одновременно усложняют и обогащают нашу жизнь, воды этого водоема должны быть спокойными, и только тогда мы сможем увидеть то, что нас волнует. Что касается ясности, мы должны помнить: то, что должно проясниться, обязательно прояснится. Медитация — это не попытка порыться в собственном сознании в те краткие моменты, когда оно находится в состоянии покоя, откапывая старые воспоминания, неверно анализируя и пытаясь извлечь смысл из случайных находок. Это не медитация, а размышления — и мы знаем, куда они способны нас завести! Ясность настигает нас в свое время и только ей ведомыми путями. Иногда она помогает лучше разобраться в собственных мыслительных процессах, временами оказывается нацеленной на эмоции или физические ощущения. Что бы ни случилось, какую бы часть себя вы ни познали благодаря наступившему просветлению, пусть этот процесс идет естественным путем. Вместо того чтобы сопротивляться неприятным ощущениям или гнать их прочь, пытаясь анализировать происходящее, позвольте осознанности действовать так, как ей угодно, в ее собственном ритме. Помните: этот опыт поможет вам сбросить напряжение, накопившееся в душе и теле, освободив их от тяжелого груза, которым они были навьючены многие годы. Вы сможете яснее видеть реальность, даже если она принесет вам не самые приятные впечатления, и это замечательно, ведь обретение свободы хоть немного, но облегчает нашу жизнь. На нашем сайте по адресу: www.getsomeheadspace. com/headspace-book/get-some-headspace вы найдете короткий анимированный ролик, который замечательно иллюстрирует эту мысль. Газон В монастыре «Колдиц» - том самом, откуда я вынужден был спасаться через забор, мне однажды поручили постричь газон. Территория была огромной, так что я направился в сарай за газонокосилкой. Однако когда, вооружившись ею, я выходил на улицу, один из старших монахов подошел ко мне и протянул ножницы. «И что мне с ними делать?» — поинтересовался я. «Стричь траву», - отозвался он чуть более удовлетворенным тоном, чем следовало бы. «Вы шутите? — воскликнул я. — Да я за всю жизнь с этим не справлюсь! Какой смысл иметь газонокосилку, если мы не будем пользоваться ей?» Он изумленно взглянул на меня: «Во- первых, ты не должен говорить со мной таким тоном. Во-вторых, я не шучу. Настоятель велел тебе постричь траву этими ножницами, и именно это ты и должен сделать». Не могу не признать, что мне потребовалось собрать в кулак всю свою волю, чтобы не сорваться из-за этого типа. Но он уже создал мне кучу проблем с настоятелем, так что я не хотел вступать с ним в конфликт - по крайней мере, в этот раз. Я ушел, зажав в руках ножницы, обуреваемый мыслями, категорически не подходящими для монаха-новичка, которым я был тогда. Стрижка газона с помощью ножниц оказалась сродни работе парикмахера. Зажимая траву средним и указательным пальцами левой руки, я обрезал траву ножницами, зажатыми в правой. При этом стричь следовало исключительно ровно - добиться этого можно было, лишь прижимаясь щекой почти к самой земле рядом с выстригаемым участком. В общей сложности в монастыре было три газона, и первый был размером примерно с теннисный корт. Неудивительно, что уже через несколько минут я напряженно раздумывал над тем, сколько же времени мне придется угробить на эту работу. Я все чаще обращался мыслями к собственным коленкам, намокшим от росы, спине, нывшей из-за долгой работы в наклон, и, разумеется, монаху, вручившему мне ножницы. Честно говоря, голова моя готова была взорваться от мыслей. Я даже близко не чувствовал покоя, и мне все труднее было концентрироваться на своем задании. К тому же меня обуревала ярость, и ни о какой ясности мыслей не могло быть и речи. Гнев будто заполонил меня всего. Не знаю, испытывали ли вы когда-нибудь нечто подобное: как будто роившиеся в голове мысли утонули в гневе, заливавшем весь мир вокруг. Я настолько погрузился в мысли, в эту рябь на поверхности сознания, что не мог осознавать происходящего. Я будто слился со своей яростью, стал с ней единым целым, казалось, я сам стал сгустком гнева вместо того, чтобы оставаться свидетелем, его проявления. Не обладая ясностью мыслей и, соответственно, не в силах осознать, что мои эмоции - продукт моего собственного сознания, я искал, на кого бы излить свою злость. Конечно, монах повел себя не лучшим образом, однако я находился там по своей воле и мог уйти в любой момент, если бы захотел. Ситуация ничем не отличалась от какого-либо неприятного или скучного задания в магазине, в офисе, на заводе - словом, на любом рабочем месте. Возможно, читая эти строки, вы вспомнили, что с вами случалось нечто подобное. Разумеется, для каждого человека важно осознавать, что нет ничего хорошего в ситуации, когда вас обманывают, оскорбляют, унижают или обводят вокруг пальца. Однако с точки зрения медитации не менее полезно осознавать источник переживаемого нами гнева. В моем случае спусковым крючком послужил тон и манера обращения монаха. Однако все, что происходило после нашего разговора, было плодами моих усилий. Это, безусловно, не оправдывало монаха, но осознание этого факта дало мне возможность взять на себя ответственность за собственное поведение, за то, сколь тщательно я раздувал в себе обиду и ярость. Сосредоточенность на стрижке травы и боль в спине стали для меня способами разжигать в себе гнев, а не утихомирить его. В другой день, с другим настроением эта ситуация, возможно, ничуть не обеспокоила бы меня. Но тогда я был совершенно уверен, что, даже получив сообщение о гигантском выигрыше в лотерею (не монастырскую, разумеется), я бы не перестал гневаться. Избавиться от столь сильных эмоций обычно непросто. На то, чтобы успокоиться, у меня ушло около часа. Как ни странно, это произошло примерно в то самое время, когда я наконец перестал всецело концентрироваться на собственных мыслях и сосредоточился на работе. Конечно, стрижку газона ножницами не назовешь удовольствием, однако, как выяснилось, в этом занятии есть нечто умиротворяющее. Это было подобно медитации. Я рассудил, что мне некуда спешить: в конце концов, не имело никакого значения, сколько дней отнимет у меня это поручение. Поскольку я не чужд перфекционизма, я начал находить некоторое удовольствие в стремлении сделать работу на отлично. Чем меньше я обращал внимания на свои мысли, тем дальше отступала ярость. Когда гнев улегся, я смог разобраться в том, что творилось у меня в душе. Я уже видел мир по-иному, и это успокаивало мой разум еще быстрее. Движение оказалось цикличным: покой вел к ясности, ясность — к дальнейшему успокоению, которое, в свою очередь, еще сильнее проясняло сознание. Вскоре я уже от души смеялся над собой, размышляя над тем, что бы сказали мои друзья, увидев меня здесь. И уже не в первый раз. Но все же главным было то, что мое сознание успокоилось и я уже не испытывал гнева. Та же самая улица Мы часто недооцениваем, насколько важна для нас ясность мышления. По крайней мере, я всегда был склонен к этому. Я настолько привык жить в хаосе мыслей и чувств, что не мог разобраться, ясными ли я глазами смотрю на мир (разумеется, в те времена ответ на этот вопрос неизменно был бы отрицательным). Я все время совершал одни и те же ошибки: сталкиваясь с той или иной ситуацией, я реагировал стереотипно. Можно сказать, я попадал в различные истории, не понимая, как это произошло и что можно изменить, чем вечно доставлял массу неприятностей окружающим и самому себе. Помню, как я обсуждал эту проблему с тибетским учителем в Непале, в самом начале своих занятий медитацией. Я спросил его, почему, активно медитируя, я все-таки продолжаю совершать одни и те же ошибки. - Представь, что тебе каждый день приходится ходить на работу, — ответил он. — Ежедневно ты ходишь по одной и той же улице, видишь все те же дома, тех же людей - каждый день, без исключения. - Я вызвал в воображении эту картину. В прошлом мне несколько раз приходилось работать подобным образом, так что много фантазировать мне не пришлось. — В конце улицы, - продолжал учитель, — находится большая яма. Может, ее выкопали рабочие, ремонтировавшие трубы. Может, они слишком часто пили чай или болтали друг с другом, но, так или иначе, всем уже кажется, что эта яма существовала всегда. — Он рассмеялся, вообразив эту картину. - Итак, ты прекрасно знаешь о существовании ямы, и тем не менее, проходя по этой улице, ты всякий раз падаешь в нее. Разумеется, ты делаешь это не намеренно, просто ты настолько привык ходить этой дорогой, что следуешь своим маршрутом, совершенно не думая о нем. Я, конечно, не мог вообразить себе описанную учителем картину (как можно ежедневно падать в одну и ту же яму?), но почувствовал, что это сильно напоминает мой внутренний мир. Не знаю, как для вас, но для меня это стало ярким отражением того, как раз за разом я попадаю в одни и те же эмоциональные ловушки и запутываюсь в одних и тех же мыслях. — Теперь, когда ты начал заниматься медитацией, — продолжал учитель, — ты будто проснулся и начал яснее осознавать все, что происходит вокруг. Идя по улице, ты уже замечаешь перед собой яму. — В том-то и проблема! — воскликнул я. — Я много медитирую и временами вижу яму, но все равно не могу остановиться и всякий раз в нее падаю! — Разумеется! - улыбнулся учитель. - Сначала ты просто видишь яму, но настолько привык ходить именно по этой улице, что обязательно падаешь туда. Ты знаешь, что это безумие, понимаешь, что тебе будет больно, но ничего не можешь с этим поделать! — Он расхохотался. Невзирая на все свои мучения, я тоже не мог не признать, что в этой картине было нечто невыразимо забавное. — Так обстоят дела и с твоим сознанием, — продолжал учитель. — Привычки имеют над тобой столь сильную власть, что ты замечаешь ловушку, но не можешь предохранить себя от падения. Однако, - он сделал многозначительную паузу, - если ты будешь продолжать заниматься медитацией, ты начнешь замечать яму раньше и успеешь обойти ее. Поначалу ты можешь попытаться обойти ее по краю и все-таки упасть. Это — часть процесса. Но постепенно, практикуясь, ты увидишь ее достаточно ясно, чтобы суметь обойти и продолжить свой путь. Тогда ты сможешь добраться до работы в целости и сохранности! - Он вновь улыбнулся. - А потом, когда-нибудь, ты сможешь видеть настолько ясно, что поймешь: на самом деле ямы там никогда не было. Но это — уже следующий урок. Многие годы я вспоминаю эту крайне полезную историю. Она во многом обобщает процесс медитации. Да, это действительно процесс! Вы можете практиковаться по несколько минут в день, но это не означает, что вы мгновенно сумеете упорядочить свое сознание и никогда больше не вернетесь к старым привычкам. Конечно, иногда вы будете испытывать моменты озарения, внезапно осознавая смысл своих действий. Но продвигаться вы будете постепенно, с каждым днем замечая «яму» чуть раньше и чуть отчетливее. На этом пути вы научитесь избегать многих реакций, которые ведут вас к стрессу. Это и значит обладать осведомленностью и ясно управлять собственным сознанием. Театр Практически любое наше действие в повседневной жизни можно определить как «хорошее» или «плохое». Однако в медитации не существует ни хорошего, ни плохого, и тому есть достаточно веские причины. Чтобы описать медитацию, уместно употребить слово «осведомленность». Если вы не осознаете, что происходит, это не значит, что вы неправильно или «плохо» медитируете, это значит, что вы не медитируете вообще! Неважно, осознаете ли вы обилие мыслей или их отсутствие, неважно, приятны или неприятны вам те ощущения, которые вы осознаете. Смысл - в самом осознании. Один из моих учителей повторял эти слова, подобно мантре. — Если ты отвлекаешься, ты не медитируешь, - говаривал он. — Медитация — это когда тебя ничто не отвлекает. Нет хорошей и плохой медитации, вопрос в том, рассеян ты или сосредоточен, приходит к тебе осознание или нет. Он часто приводил в качестве примера поход в театр. Представьте, что вы смотрите пьесу, состоящую из нескольких действий. Ваша задача - спокойно сидеть и наблюдать за тем, как разворачивается сюжет. Это может быть спектакль о романтической любви, о приключениях отважных путешественников, о тайнах и загадках или обо всем сразу. Возможно, сюжет будет динамичным и захватывающим, или, напротив, действие будет разворачиваться неспешно, позволяя вам расслабиться и успокоиться. Невзирая на то, что происходит на сцене, вам полагается сидеть в своем кресле и смотреть. Поначалу это кажется совсем несложным делом, однако, если действие развивается слишком медленно, вас может охватить нетерпение. Вы можете начать озираться в поисках других возможностей развлечься или начать обдумывать список дел на завтра. В этот момент вы полностью теряете нить происходящего. Подобная тенденция часто встречается среди изучающих медитацию, так что не судите себя слишком строго. К счастью, как только вы осознаете, что отвлеклись от действия, вы снова возвращаетесь к спектаклю, продолжая следить за перипетиями сюжета. Иногда пьеса может показаться вам крайне неприятной. В подобные моменты, возможно, вы даже попытаетесь додумывать реплики за актеров. Вы увлекаетесь настолько, что не можете удержаться от недовольных возгласов, от попыток прийти на помощь кому-то из артистов. В других случаях история, напротив, окажется столь вдохновляющей, что вы почувствуете, как в вашей душе воцаряются мир и гармония. В подобной ситуации вы можете открыть в сценических персонажах нечто, что всю жизнь мечтали обрести в собственной жизни. Или вы вспомните о прошедшей любви, и ваши мысли тихонько уплывут в область воспоминаний. А может быть, вы вдохновитесь настолько, что тут же начнете думать, как пригласить на свидание того, с кем вы мечтаете встречаться уже целых пять лет. Медитация похожа на театр. Картины и голоса, которые всплывают в вашем сознании, - это на самом деле не вы, точно так же как вы не имеете отношения к сюжету пьесы или фильма. Вы должны лишь наблюдать за игрой актеров и следить за развитием сюжета. Именно его вам следует познавать. Ваша собственная история, то есть ваша собственная жизнь, безусловно, требует вашего руководства и определенных действий, однако во время медитации, исследуя свой разум, вам лучше всего занимать место в зрительном зале и наблюдать за ходом событий. Развивая в себе способность к пассивному наблюдению, вы сможете овладеть ясностью и уверенностью, которые помогут принимать решения, осуществлять перемены и в конечном итоге сделать вашу жизнь более наполненной. Вспомните про голубое небо, которое всегда с вами. Осознание не нужно создавать, оно существует внутри вас. Мы должны лишь помнить и не забывать о нем. Воображаемые возлюбленные Будучи монахом-послушником, я проходил подготовку в нескольких монастырях, обычно закрытых для посетителей, однако периодически приглашавших к себе мирскую публику на недельные медитативные тренинги. Мужчин селили с мужчинами-монахами, женщин - с монахинями. Каждый день группа собиралась для занятий медитацией. Обучение проходило в тишине, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы. Для некоторых это оказывалось полезным опытом, другие воспринимали недельное молчание как самую настоящую пытку. В полдень ученики встречались с опытными монахами, которые оценивали их успехи в медитации. Общаясь с участниками подобных семинаров в течение многих лет, монахи научились распознавать в их поведении некую устойчивую особенность. Когда мужская и женская части группы встречались, их взгляды начинали рассеянно бродить по лицам друг друга, иногда встречая ответный взгляд. Обычно это происходило в первые дни занятий. В тот момент пара еще не понимала всей значимости этого мгновенного обмена взглядами. Мужчина отправлялся в свою комнату и начинал медитировать. Через несколько минут он уже отдавался мыслям об этой женщине, по ходу дела беседуя с самим собой: «Она точно посмотрела на меня. Должно быть, я ей понравился. Это здорово, она интересуется медитацией, значит, у нас много общего. Отлично, как только нам будет позволено разговаривать, я приглашу ее куда-нибудь». С этого момента он уже не мог дождаться следующей встречи. Тем временем в женской половине дама размышляла: «Интересно, он меня заметил? Я ему понравилась? Было бы неплохо завести отношения с человеком, который достаточно разумен, чтобы работать над собой». С момента обмена взглядами не прошло и десяти минут, а во внутреннем монологе уже звучит слово «отношения»! Эти случаи повторялись раз за разом: какая-нибудь пара обменивалась взглядами, после чего весь остаток семинара посвящали интерпретации этих взглядов. Со многими из нас подобное случалось, не так ли? Не будет преувеличением сказать, что к концу недели такие пары забредали в своих фантазиях очень далеко, успевая пожениться, обустроить семейный быт, завести детей и начать раздумывать над тем, где поселиться после выхода на пенсию. Кое-кто успевал даже развестись! Хотя эти истории участники сочиняли сами, они считали необходимым привнести в них боль и страдания. При этом никто из них не имел возможности переброситься друг с другом даже парой слов. На таких примерах ясно видно, как легко мы способны попасться в ловушку драм и трагедий, надежд и страхов, порожденных нашим собственным сознанием. Отчасти легкость, с которой люди предаются подобным мечтанием, связана с тем, что мы привыкли быть постоянно чем-то занятыми, чем-то увлеченными. После этого сидеть и исследовать собственный разум может показаться скучноватым занятием, особенно если вас при этом одолевают отнюдь не набожные мысли. Чтобы избавиться от скуки, разнообразия ради мы и выдумываем такие истории. Но приходилось ли вам хоть раз оставаться с собственной скукой наедине достаточно долго, чтобы попытаться исследовать ее природу? Может, это мысль или чувство, желание находиться в другом месте и заниматься другим делом? Если так, почему к этой мысли или эмоции вы должны относиться иначе, чем к любой другой, обнаруженной вами в собственном сознании? Как известно, никакая мысль не требует обязательной реакции на нее и немедленного действия в соответствии с ней. Если бы мы всегда поступали именно так, нас ждали бы крупные неприятности. На самом деле мы ставим границы, если чувствуем, что начинаем рассматривать какую-либо мысль чересчур серьезно. Вспомните, когда вас в последний раз обуревала мысль столь безумная, что вы сами смеялись над ней? В тот момент вы прекрасно осознавали, что это - всего лишь бредовая мысль, и не придавали ей большого значения, скорее всего, отмахнулись от нее. Это свойство есть у каждого из нас, вопрос лишь в том, чтобы научиться занимать позицию наблюдателя на систематической основе. Кричащий человек Как-то раз мне рассказали интересную историю о человеке, отправившемся в один из буддистских монастырей Британии. Он мечтал заниматься медитацией и много слышал о том, что в этом монастыре раз в день можно медитировать вместе с монахами, живущими в обители. Попав в монастырь и поинтересовавшись, как он может присоединиться к его обитателям, он был сопровожден в храм. Монахи занимали переднюю часть помещения, в задней располагались гости монастыря. Не желая сидеть в последнем ряду, он прошел чуть вперед и сел в центре комнаты. Практически сразу после этого раздался звучный удар гонга, который, как решил этот человек, посмотрев на остальных, был сигналом к началу медитации. Поерзав, дабы устроиться поудобнее, поскольку он не привык сидеть на полу, он закрыл глаза и приступил к делу. Он знал, что ему следует сосредоточиться на дыхании и, насколько он понимал, очистить свое сознание, однако не имел ни малейшего понятия, как этого добиться. Словом, он был похож на меня в самом начале моих занятий медитацией. Стараясь сидеть по возможности неподвижно, он прилежно пытался следить за собственным дыханием. Но, сколько бы он ни старался, его все больше одолевало беспокойство, нетерпение и разочарование. Вскоре эти эмоции настолько захватили его, что он оставил всякие попытки сосредоточиться на дыхании. Вместо этого он раздувал свою обиду, утопая в пучине мыслей: «Эта медитация не работает! Я ужасно себя чувствую! Когда я сюда пришел, со мной все было в порядке, а теперь мне ужасно плохо! Так какой во всем этом смысл? Я не гожусь для медитации. Я вообще никуда не гожусь. Когда уже у меня получится хоть что-нибудь - хотя бы просто для разнообразия? Неужели я не в состоянии просидеть хотя бы один час, просто наслаждаясь тишиной? Сколько это еще будет продолжаться? Кажется, мы сидим здесь уже целую вечность. Мне казалось, они говорили про один час. Но это больше похоже на два часа!» Он продолжал размышлять таким образом, мысли цеплялись одна за другую, разочарование и обида возрастали, и ему становилось все труднее усидеть на одном месте. Наконец он достиг критической точки. Он больше не осознавал различия между залом и сценой. Образно выражаясь, он встал со своего кресла и понесся по проходу к сцене, создавая хаос на своем пути. Он слился со своими мыслями в единое целое. Он был в отчаянии и не мог сдерживаться более ни секунды. Не осознавая, что делает, он вскочил со своего места посредине храма и завопил: «Ну, все, черт возьми, с меня хватит!» По жестокой иронии сразу после его крика прозвучал гонг, возвестивший конец медитации. Из этой истории можно извлечь сразу несколько ценных уроков. Во-первых, чтобы успешно изучать новое для себя дело, нужны правильные инструкции. Не надо думать: «Наверное, просто сидеть и наблюдать за собственным разумом чертовски тяжело!» Действительно, пример героя предыдущей истории подсказывает, что, если вы не знаете, как правильно наблюдать за своим сознанием, для вас это и вправду может оказаться очень трудным делом. Во-вторых, желая научиться медитации, начинайте с малого. Нет ничего плохого в том, чтобы поначалу ограничить время занятий десятью минутами. Даже они могут показаться бесконечно долгими, если раньше вы не делали ничего подобного. Как телу требуется тренировка для того, чтобы пробежать марафонскую дистанцию, так и разуму необходима подготовка, чтобы медитировать в течение долгого времени. Кроме того, эта история показывает нам, сколь опасно с нетерпением ожидать окончания медитации. Эта распространенная ошибка перекликается с представлениями о том, будто для медитирования достаточно сидеть неподвижно, а взаимодействие с собственным сознанием не имеет никакого значения. Эти подспудные ожидания, надежда, что вот-вот произойдет нечто удивительное, - суть признаки сознания, устремленного в будущее, а вовсе не пребывающего полностью в настоящем. Подумайте сами: как можно добиться чувства покоя и комфорта в данный конкретный момент, если ваш рассудок торопится прибыть в некое место и время в будущем?
|