![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эрганова Н. Е.Стр 1 из 47Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ
Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор Н.Н.Булынский (Челябинский государственный агроинженерный университет); кандидат педагогических наук Г.А.Клюева (Пермский областной институт повышения квалификации работников образования); доктор педагогических наук, профессор Я. К. Чапаев (Российский государственный профессионально-педагогический университет) Эрганова Н. Е. Э747 Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с. ISBN 5-7695-3183-5 В учебном пособии представлена теория методического знания и методической деятельности педагога, рассматриваются основные проблемы методики профессионального обучения: методического проектирования и конструирования средств обучения, взаимосвязи и взаимообусловленности методик и технологий профессионального обучения, — что позволяет целостно представить современную модель методического знания. Предлагаются конкретные методические разработки и технологии конструирования различных средств обучения: предметно-знаковых систем, логических регулятивов обучающей деятельности педагогов и форм организации познавательной и учебно-производственной деятельности учащихся. Для студентов профессионально-педагогических специальностей. Будет также полезно мастерам и педагогам профессиональной школы. УДК 377(075.8) ББК 74.00я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается Эрганова Н.Е., 2007 Образовательно-издательский центр «Академия», 2007
Оформление. Издательский центр «Академия», 2007 Предлагаемое учебное пособие написано на основе исследования методической деятельности педагога профессиональной школы, структуры и содержания методического знания в учебных дисциплинах «Методика преподавания технических дисциплин», «Организация и методика производственного обучения» и др. Основой содержания послужил двадцатилетний опыт чтения лекций в Российском государственном профессионально-педагогическом университете студентам по образовательной программе «Профессиональное обучение», а также на ФПК преподавателям вузов и аспирантам. В чем состоит специфика содержания методики профессионального обучения, представленного в данном пособии? Методика профессионального обучения рассматривается нами как самостоятельная ветвь педагогического знания о конструировании, применении и развитии специальных средств регуляции обучающей деятельности педагога. В процессе формирования и развития профессиональных знаний и умений происходит взаимодействие личности педагога как носителя приемов, методик и технологий обучения и личности учащегося. Профессионально-личностное взаимодействие преподавателя и учащихся тесно переплетается с содержа-тельно-деятельностной стороной обучения, образуя с помощью специально разработанных средств учебно-воспитательную ситуацию, оказывающую действенное влияние на результаты обучения. Средства обучения, с помощью которых осуществляется регуляция обучающей и учебной деятельности, конструируются в процессе методической деятельности педагога. Если рассматривать средства обучения не в качестве «посредников» на уроке между педагогом и содержанием обучения или между учащимся и содержанием урока, а как цель и результат, готовый «продукт», то можно абстрагироваться от их содержания. Педагог-методист, мастер производственного обучения, создавая средства обучения, работает с учебным материалом. Учебный материал — это текст в материальном плане, завершенный отрезок локальной системы знаний. Конструирование методических разработок связано с постоянным обращением к другой системе знаний — методической, к другому тексту, меняющемуся контексту, обусловливающему выявление все новых смыслов системы знаний, изучаемой на уроке. Сущность методической деятельности заключается в самом акте творчества, в выявлении и порождении смысловых структур новых знаний и их оформлении в формы, доступные усвоению уча-
щимися. Этот процесс духовный, он протекает в высших сферах сознания педагога. Именно во внутренней речи педагога смысловые структуры содержания фокусируются в точке обращения к самому себе, но с позиции собеседника — обучаемого. Основные положения данного пособия носят как научно-методический, так и практический характер. Не претендуя на полноту и окончательность теоретических и практических положений выстроенной системы методических знаний, оно, по мнению автора, должно способствовать более четкому и содержательному представлению методической деятельности педагога и мастера производственного обучения. В целом учебное пособие призвано содействовать повышению методической компетентности педагогов профессиональной школы. В учебном пособии использованы материалы диссертационных исследований С. К. Завражновой и Л.В.Колясниковой, выполненных под научным руководством автора. Автор выражает особую признательность профессору В. С. Без-руковой за оказанную помощь в разработке концепции курса «Методика профессионального обучения». Глава 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
|