Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды методической деятельности






В основу определения вида деятельности положено содержание функционального компонента педагогической деятельности. Вид методической деятельности — это устойчивые процедуры осуще­ствления планирования, конструирования, выбора и применения средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и совершенствование. К видам методической деятельно­сти, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим:

- анализ учебно-программной документации, методических
комплексов;

- методический анализ учебного материала;

- планирование системы уроков теоретического и практичес­
кого обучения;

- моделирование и конструирование форм предъявления учеб­
ной информации на уроке;

- конструирование деятельности учащихся по формированию
технических понятий и практических умений;

- разработку методики обучения по предмету;

- разработку видов и форм контроля профессиональных зна­
ний, умений и навыков;

- управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

- рефлексию собственной деятельности при подготовке к уро­
ку и при анализе его результатов.

Названные виды методической деятельности, конечно, не охватывают всего многообразия методической практики профес­сионально-педагогических кадров. В процессе методической под­готовки студенты овладевают теми видами, которые обеспечива­ют подготовку педагога к занятиям.


Освоение методической деятельности проходит через формиро­вание методических умений. Умение — это свойство личности буду­щего педагога выполнять определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В соответствии с предмет­ной сложностью и спецификой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким груп­пам. Приведем одну из возможных классификаций.

Первая группа методических умений связана с овладени­ем дидактико-методическими основами профессиональной дея­тельности педагога профессиональной школы. Она включает:

1. Умение проводить анализ учебно-программной документа­
ции по обучению специалиста.

2. Умение подбирать учебную литературу для изучения конк­
ретной темы.

3. Умение выполнять логико-дидактический анализ содержа­
ния учебного материала, учебника.

4. Умение проводить методический анализ локального отрезка
учебной информации.

5. Умение разрабатывать различные формы предъявления учеб­
ного материала: блок-схемы, алгоритмы решения технических
задач, опорные конспекты и т.д.

6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять
решение технических задач.

7. Умение разрабатывать комплексные методические приемы
теоретического и практического обучения.

8. Умение разрабатывать различные формы определения уров­
ня сформированности знаний и умений учащихся.

9. Умение разрабатывать различные формы организации учеб­
ной и учебно-практической деятельности учащихся.

10. Умение проводить анализ уроков теоретического и произ­
водственного обучения.

Вторая группа методических умений учитывает специфи­ку изучения учебного материала. В нее входят:

1. Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на
основе методического анализа.

2. Умение планировать учебную и учебно-производственную
работу учащихся по профессиональной деятельности.

3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отби­
рать соответствующие учебные действия и практические операции.

4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и
управлять ею.

5. Умение применять методы теоретического и производствен­
ного обучения.

6. Умение анализировать методические разработки.
Третья группа методических умений синтезирует ранее

сформированные умения и предполагает:


 

1. Умение применять методические рекомендации, методики и
технологии обучения на практике.

2. Умение создавать вариативную методику обучения в зависи­
мости от целей и реальных условий обучения.

3. Умение создавать собственную методическую систему обуче­
ния и представлять ее в методических рекомендациях.

Методические умения могут быть сформированы на опреде­ленных уровнях.

Первый уровень сформированности методических уме­ний характеризуется осознанием цели выполнения того или ино­го методического приема, осмыслением его операционного со­става и выполнением по образцу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне формируются методические уме­ния в процессе изучения учебного предмета «Методика профес­сионального обучения».

Второй уровень— применение отдельных методических приемов или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного учебного заведения. Методические уме­ния этого уровня приобретаются будущими педагогами профес­сиональной школы на педагогической практике.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных ме­тодических приемов, их комплексов и видов методической дея­тельности на новые предметные области. Перенос чаще всего осуществляется на основе осознания целей и использования сфор­мированной ориентировочной основы методической деятельнос­ти и методического творчества. Нетрудно заметить, что этот уро­вень представляет методическая деятельность педагога-практика.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал