Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Необходимые условия для подготовки и открытия городского экологического лагеряСтр 1 из 2Следующая ⇒
Организация экологической и натуралистической работы в летнем лагере. Натурные наблюдения, экологические экскурсии, экологические акции, экологические экспедиции, викторины и праздники. В условиях почти повсеместного усиления воздействия человека на природу задача приобщения городских детей к бережному отношению к окружающей природе, формирования ответственности за сохранение и улучшение качества среды, как главного компонента здоровья человека, приобретает непреходящее значение. С другой стороны, организация экологического лагеря, разные блоки программ которого часто осуществляются с детьми на природе, не зависимо от содержания программ – оказывает на учащихся многообразное положительное влияние не только на здоровье, но и на развитие самых разных способностей. Центральное место в решении этой задачи может принадлежать организации летнего экологического лагеря. Необходимые условия для подготовки и открытия городского экологического лагеря Лагерь как и любое организационно и методически сложное дело только в том случае имеет положительные результаты, когда оно хорошо продумано и подготовлено. Чем раньше и постепеннее будет осуществляться подготовка, тем слаженнее и эффективнее будет проведена вся разноплановая программа в период его проведения. При этом важно понимать, что лагерь – лишь звено в экологическом образовании школьников и чтобы сделать его действительно непрерывным в течении года важен ещё и этап последующего осмысления тех результатов, которые будут получены в период лагерной смены. Прежде всего необходимо определить, кто станет организаторами лагеря потому, что именно от этих людей зависит идеи его организации и планируемая программа. Вероятнее всего это будут преподаватели естественно-научных дисциплин, но не обязательно, главное, чтобы они были идейными вдохновителями и энтузиастами своего дела. Главные организаторы лагеря – начальник и заместитель или 2 заместителя. Однако понятно, что проведение лагерной смены, ежедневно с 9.00 утра до 16.00 (или ещё позднее) не может быть уделом только их. В работе лагеря принимают участие и другие члены коллектива, у которых в июне продолжаются рабочие дни. В целом всех учителей, участвующих в работе лагеря можно разделить на группы: 1.Главные организаторы – начальник и его заместитель (заместители), отвечают за всю организацию, проведение и планирование мероприятий, а главное за их безопасность для здоровья и жизнь детей. 2. Учителя, работающие в экспериментальных площадках по экологическому образованию 3. Желающие учителя по тем 4-м причинам, которые определены выше. 4.Учителя, которые обязаны работать в школе в июне месяце и по взаимной договорённости с директором и начальником лагеря какую-то часть времени проводят в лагере с детьми. (например учителя истории, иностранного языка, информатики и так далее). Следует отметить, что такой педагогический состав лагеря и грамотная организация работы учителей имеют большие преимущества. Прежде всего, разнообразие участников лагеря – это залог разнообразной программы, которую, кроме экологической можно провести. Кроме этого, участие нескольких учителей позволяет рационально распределить нагрузку между участниками, что способствует снижению нагрузки с главных организаторов, а значит – организовать занятия в лагере более эффективно, без перенапряжения. Учителя естественно-научного цикла предметов, разрабатывая разные экологические мероприятия обучающего характера могут подготовить разработки, которые будут и в дальнейшем использоваться и другими учителями в лагере такого типа. В этом случае организация работы в лагере имеет и методическое значение, а работа в лагере становится объектом экспериментальной работы. Определение функционала перед лагерной сменой желательно и в целях определения желаемой для учителя работы в лагере. Важно при этом изначально определить людей, кто не только может выходить в природу на экскурсии и в походы, но и готов участвовать, проводить эколого-обучающую программу. Нужно иметь ввиду, что при выведении всех участников лагеря на природу, на каждые 10 человек детей должен быть 1 взрослый человек. Это же условие необходимо соблюдать и при любом выходе или выезде за пределы школы. Надо учитывать и то, что решение записаться в экологический лагерь может быть у многих школьников, а чтобы коллектив участников был ещё и удобно управляемой системой, число участников должно быть оптимальным. Поэтому, если лагерь организуется впервые, то не нужно стремиться к максимальному количеству участников, а нужно прежде всего соотнести свои возможности с точки зрения эффективности реализации запланированных задач, и если желающих будет значительно больше, чем необходимо, то лучше принять наиболее достойных, а остальных определить в резерв, который как показывает практика необходим в случае выбывания по каким-то причинам участников лагеря. Немаловажным можно считать вопрос о длительности лагеря. Нам представляется необходимым проведение лагерной смены в течении не менее 3 недель. В этом случае увеличиваются возможности провести систему мероприятий обучающего характера. Содержание экологической программы Экологическую программу лагеря можно условно разделить на 3 уровня: познавательный, эколого-обучающий и исследовательский. В зависимости от уровня подготовки организаторов и участников лагеря, а также имеющего опыта и целей организации лагеря в основу организации можно положить один из уровней экологической программы с элементами других. Познавательный уровень предполагает знакомство участников лагеря с основными экологическими понятиями, объектами, закономерностями в популярной занимательной форме. В рамках этого уровня проводятся поездки в естественно-научные музеи, на предприятия экологического профиля, экскурсии на особоохраняемые территории в городе, а также просмотр фильмов экологического содержания и т.д. Кроме этого здесь предполагаются и занимательные занятия в помещении школы. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ: А. ОБУЧАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ Комплексные экологические экскурсии (проводятся совместно учителем биологии и географии для обучения навыкам оценки качества природной среды) Б.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ Экологические походы и мини-экспедиции с комплексной программой исследования: 3.Обобщение, систематизация и оформление исследовательского материала на лабораторных практикумах в камеральных условиях. В.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Поездки в национальный парки, естественно-научные музеи. Г.ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Экологические экскурсии на учебных экологических тропах в окрестностях Планирование содержания программы эколого-обучающего уровня можно сделать различным. В качестве примеров предлагаем основные идеи организации программы экологического лагеря в таблице 1 Таблица 1. Примерные варианты планирования эколого-обучающей программы в лагере
Идей образовательной программы лагеря может быть много, любая из них должна соответствовать принципам: 1. Краеведческий подход, так как только те знания приобретают личностное значение, которые связаны с конкретными сведениями той или иной территории, реально, а не теоретически существующей ситуации. 2. Комплексность, так как одной из основ естественно-научного мировоззрения является понимание самых разных связей и зависимостей в природе. 3. Широта и разнообразие используемых форм и методов в программе, так как включение в разные формы и виды деятельности делают программу более насыщенной, с другой способствуют формированию интереса и развитию разных способностей. 4. Исследовательский подход, направленный на решение той или иной экологической проблемы 5. Социальная значимость проводимых работ, так как дети должны понимать, что они участвуют в полезных, нужных делах.
Поясняя последний пункт важно при планировании экологической программы лагеря учитывать существующие программы международного, федерального и регионального, городского значения, участие в которых повышает статус работы в лагере. Принципы планирования мероприятий эколого-обучающего характера в лагере За единицу планирования лучше всего подходит неделя. Для реализации экологической программы, где важное место уделяется формированию экологических навыков в течении одной недели нужно спланировать систему мероприятий, которая с одной стороны направлена на обучение методам изучения природных явлений, с другой – на использование этих методов в конкретных условиях – исследовании конкретного природного участка. Начальным моментом этой системы, может быть теоретическое занятие, где учащиеся знакомятся с содержанием проблемы, здесь формулируются цели и задачи и ребята убеждаются зачем нужна вообще эта работа, какие результаты уже получены при её выполнении, какое значение будут иметь результаты, полученные ребятами в дальнейшем. После этого необходимо применить этот навык на экскурсии в природу, которая как правило занимает 2-3 часа и проводится в ближайших к школе природных местах. Самым увлекательным для ребят мероприятием, следующим за экскурсией в природу для ребят является экологический поход или мини-экспедиция, где уже в условиях слабо нарушенной природы учащиеся применяют навыки, приобретённые на экскурсии и проводят исследовательскую работу, в процессе которой происходит накопление статистических сведений. И, наконец, логически завершая этот цикл мероприятий в течении недели следует провести лабораторное занятие, где анализируются и обобщаются полученные сведения, составляются по ним графики, таблицы, схемы, формулируются выводы по реализованной программе исследований, а заодно и задачи на последующую неделю. Такая логическая структура мероприятий – теоретическое занятие – экскурсия в природу – экологический поход или мини-экспедиция – лабораторное занятие в камеральных условиях – обеспечивает прочное усвоение формируемых навыков и умений, способствует эффективному их применению на конкретных природных примерах.
|