Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические аспекты организации мероприятий эколого-обучающего и исследовательского характера в городском экологическом лагере






Экскурсия в природу – одна из самых распространённых форм внеклассной экологической работы. Однако в экологическом лагере нужно помнить, что она проводится не только для того, чтобы проиллюстрировать на конкретных природных примерах то, что изучается теоретически, но и направлена на первичное освоение каких либо умений или навыков.

Существует давно известная закономерность: дети часто лучше раз­бираются в экзотике, чем замечают то, что их непосредственно окру­жает. Поэтому задача любой экологической экскурсии - помочь ребятам увидеть проблему, привлечь к ней внимание. Для того, чтобы удивить ребят обычным явлением желательно начать с наблюдения, а потом задать вопрос, который создаст настрой на исследование, сконцентрирует внимание детей на изучаемом объекте, поставят учащихся перед необходимостью овладения методами исследования, обучения навыкам, что является непременным этапом каждой экскурсии. Для этого мы организуем групповую работу школьников по карточкам, в которых даётся краткое описание метода исследования. Освоить этот метод на практике помогает группе наиболее подготовленный ученик. Затем ребята работают самостоятельно на заранее определённых для исследования участках. В это время главные специалисты по своим направлениям проводят мониторинговые наблюдения. |

Второй этап экскурсии - анализ полученных результатов, который осуществляется сообща либо

на местности, либо в лабораторных условиях. Здесь, как правило, выявляются главные причины и закономерности, обсуждаются возможные пути изменений существующей ситуации, даётся прогноз, высказываются рекомендации.

В любом случае желательно организовать работу по группам, причём, чем меньше группа, тем лучше. В этом смысле, оптимальным вариантом, если экскурсию будет проводить не один человек, а два или даже 3 преподавателя. Вначале какое-либо умение демонстрируется самим учителем, затем предлагается повторить это же задание какому-нибудь ученику или группе, потом предлагается задание для самостоятельного закрепления навыка в группе на других объектах.

Организационно, если на природу выводится весь состав лагеря (например, около 30 человек), то разбив группу на 3 части, каждая мини-группа работает по отработке навыка с каждым из 3х преподавателей. Важно при этом, что каждый преподаватель обучает группу одному какому-нибудь навыку, а в целом каждый учащийся в течении относительно небольшого промежутка времени в 3-4 часа приобретает опыт комплексного изучения территории.

Несмотря на то, что в разных школах в работе лагеря могут принимать участие учителя разных предметов, но в любом случае важно участие учителя биологии и географии, а учитель физики, например, в этом случае может обучать навыкам определения освещённости, температуры воздуха, давления и радиационного фона соответствующими приборами.

В процессе экскурсии часто не хватает времени на обработку и анализ полученных результатов и тем более - их оформление, ведь результаты могут быть не только письменные, но и коллекционные, связанные с теми природными объектами, которые допускается брать в качестве образцов. В этом случае во второй половине дня выделяется час времени на эту работу. При этом ни у кого не вызывает сомнения целесообразность обучения ребят навыкам компьютерной обработки материалов, поэтому такие занятия лучше всего включить в недельное планирование 2 раза во второй половине дня: после экскурсии и после похода или мини-экспедиции.

Едва ли не самое приятное мероприятие для детей - поход. Помимо спортивной нагрузки и активного отдыха он даёт возможность ребятам увидеть места, с которыми связана история и культура стра­ны, попытаться решить естественно-научную проблему, исследовать факты, связанные с ней, выявить интересные географические и биоло­гические объекты для дальнейшего наблюдения за ними, а также определить точки наибольшей экологической опасности, провести практическую работу по экологическому контролю за лесом и водоёмами. Часто в лагере поход планируется на середину недели. В этом случае предшествующие ему экскурсия в природу и естественно­научный музей, лабораторные практикумы дают ребятам необходи­мую информационную и практическую базу для восприятия многосторон­ней программы похода, а занятия после него - возможность проанализировать собранный материал, сделать выводы, выявить закономерности, определить свою позицию по отношению к полученным результатам.
Как подготовиться к походу? Прежде всего необходимо продумать маршрут, способ передвижения, предусмотреть опасности, особенно связанные с транспортными магистралями, -подготовить необходимое оборудование, обувь, одежду, медикаменты. Важно не упустить из виду вопросы питания и питья. И, конечно, ещё и ещё раз продумать посильность похода для всех его участников.

Мини-экспедиции имеют свои особенности.

Как правило, маршрут экспедиции незнаком учащимся и в точности не знаком руководителю. Мини-экспедиции проводятся в случаях, когда необходимо исследовать интересный, удалённый от населённых пунктов участок местности, где может отсутствовать тропиночная сеть. Достаточно интересными могут быть маршруты, направленные вдоль рек, особенно с точки зрения и с целъю обнаружения редких и исчезающих видов растений и животных, что у ребят среднего школьного возраста вызывает большое желание, желание быть" первооткрывателями». Эта форма работы предполагает небольшие по длительности привалы с целью обнаружения редких видов, взятия проб воды, почвы или воздуха, оценка радиационного фона и др. в тех точках, которые имеют важное природоохранное значение или наоборот в точках «экологического риска». При этом не надо уходить далеко, рассчитывая на то, что всё движение вместе с привалами должно быть не более 4 часов. Как показывает опыт, основные «открытия» подстерегают человека не там, где порою нехоженые места, а там, где их не ждёшь, в уже достаточно знакомых местах, но при тщательном исследовании.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал