Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обобщим причины безработицы.
Во-первых, структурные сдвиги в экономике, которые выражаются в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению изменений рабочей силы. Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность на все ресурсы, в том числе и на рабочую силу. В-третьих, сезонные изменения уровня производства в отдельных отраслях экономики. В-четвертых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы. В-пятых, политика правительства и профсоюзов в области труда: повышение минимального уровня заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель труда (графика). Основной причиной существования естественного (устойчивого) уровня безработицы является увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице. Выплата пособий по безработице относительно снижает стимулы к быстрому трудоустройству – увеличивается время на поиски подходящей работы, на переподготовку и т.д. В долгосрочной перспективе это способствует достижению большей сбалансированности структуры рабочих мест и структуры рабочей силы. В то же время увеличение пособий по безработице и срока их выплаты способствует росту численности безработных и повышению уровня безработицы. Инструментом разрешения этой проблемы являются государственные инвестиции в инфраструктуру рынка труда (развёртывание различных систем переподготовки кадров, повышение их профессиональной и географической мобильности, совершенствование информации о вакансиях и т.д.). В краткосрочном периоде финансирование программ по регулированию занятости может увеличить нагрузку на государственный бюджет, однако уже в среднесрочной перспективе это будет способствовать снижению естественного уровня безработицы. Государственное регулирование рынка труда – мероприятия государства, направленные на снижение безработицы, создание рабочихмест и подготовку кадров. Главными целями государственного регулирования рынка труда является: − обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм; − создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Обычно государственное регулирование включает четыре основных направления: 1) программы по стимулированию роста занятостии увеличению числа рабочих мест; 2) программы, направленные наподготовку и переподготовку рабочей силы; 3) программы содействиянайму рабочей силы; 4) программы по социальному страхованию безработицы. Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах: ♦ активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников; ♦ пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий. Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах с социально ориентированной рыночной экономикой приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся: − стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест; − организация переобучения и переквалификации структурно-безработных; − развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда; − содействие мелкому и семейному предпринимательству; − государственное стимулирование предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам; − содействие перемене места жительства для получения работы; - международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией; − создание рабочих мест в государственном секторе; − организация общественных работ. Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относится к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует: − обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат; − бесплатное медицинское обслуживание. Исходя из изложенного выше, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Методы преодоления безработицы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны. Пигу и его последователи, считающие, что корень зла – в высокой заработной плате, предлагают: – содействовать снижению заработной платы; – разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается ростом безработицы; – государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности поощрять развитие социальной сферы. Из рекомендаций Пигу широко применяется деление ставки заработной платы и рабочего времени между несколькими работниками. Использование частичного рабочего дня сокращает безработицу даже при сохранении неблагоприятной конъюнктуры. В 1950-х гг. в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно – уровня потребления и инвестиций). Дж. М.Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...» Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие «мультипликатор занятости», который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции. В 60-х гг. сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане. Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как «неизбежная плата» за достижение высокого уровня занятости. В 1967 г. М.Фридман высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен. С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т. п.
|