![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие менеджмента и основные функции управления фирмой.
Менеджмент – это целенаправленное воздействие на людей в процессе эконом.отношений. Оказание целенаправленного воздействия на людей предусматривает циклические действия, связанные с выявлением проблем, разработкой, принятием решений и организацией их выполнения. Для этого необходимо ясно представлять свои действия и создать условия для совместной деятельности. Для этого необходима система управления как порядка выполнения и наличия необходимого механизма осуществления этих действий. Функции – это совокупность существенных свойств системы, обуславливающих её способность совершать действия. В целом большинство ученых придерживаются классической схеме А. Файоля (планирования, организация, мотивация, контроль), иногда к ним ещё добавляют координацию, а также прогнозирование и анализ. План – это заранее разработанная система мероприятий, определяющая последовательность их проведения для достижения намеченной цели. Планирование – это процесс выработки целей и разработки системы мероприятий для их достижения. Составление обоснованного плана предусматривает анализ, прогнозирование и целеполагание. Существуют две основные системы планирования: директивная – система, основанная на прямых указаниях и распоряжениях руководства по большинству мероприятий, и индикативная – система, при кот.руководством разрабатываются основные плановые показатели, планирование мероприятий по достижению этих показателей делегируется исполнителям. Принципы планирования: 1) научность; 2) единство экономических и политических подходов; 3) непрерывность; 4) комплексность; 5) сбалансированность и пропорциональность. Методы планирования: балансовый, нормативный, программно-целевой, аналитический, экономико-математический. В зависимости от целей и задач, кот.ставятся перед системой мероприятий выделяют долгосрочные (стратегические), краткосрочные (тактические), оператично-календарные (текущие), а также бизнес-планы. Под организацией управления понимается внутренняя упорядоченность и согласованность элементов, процессов и действий между элементами системы. Для обеспечения этой согласованности разрабатываются орг.структуры предприятия. Структура – это строение, устройство системы, кот.обеспечивает осуществление функций. Различают иерархические (линейные, линейно-функциональные, дивизионные, функциональные) и органические (проектные, матричные, программно-целевые, бригадные) типы структур управления. Мотивация представляет собой процесс побуждения людей к деятельности для достижения целей фирмы. Мотивация тесно связана со стимулированием, и основное различие между ними заключается в том, что для осознания мотива требуется внутренняя работа. Стимулирование – это прежде всего внешнее побуждение, влияющее на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации человека. Современные теории мотивации делятся на соедржательные (иерархия потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория Ф. Герцберга, теория трех потребностей Д. Мак-Клелланда и др.) и процессуальные (теория мотивации В. Врума, теория трудовой мотивации Д. Аткинсона, теория 12 факторов Ричи и Мартина и др.). Контроль представляет собой процесс обеспечения достижения фирмой своих целей и как функция управления обеспечивает обратную связь в процессе управления. Для обеспечения контроля необходима установка стандартов, измерение достигнутых результатов и проведение корректировок, есди достигнутые результаты отличаются от стандартов. Обычно контроль можно разделить на предварительный, текущий и заключительный. Собранные сведения позволяют производить корректирующее воздействие на протекающие процессы с целью поддержания их на определенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений. Иногда корректирующее воздействие называют ещё одной функцией управления – регулированием.
|