Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Особенная частьа. Сравнительное гражданское право 1. Юридические лица
Схема 141. Понятие и признаки юридического лица: общая теория................................................ 189 Схема 142. Основные функции и теории юридического лица в континентально-европейском праве............................................................................. 190 Схема 143. Общие требования, предъявляемые к юридическим лицам: общая теория..................................................................................................................... 191 Схема 144. Классификация юридических лиц.................................................................................... 192 Схема 145. Коммерческие юридические лица по модельному ГК СНГ.......................................... 193 Схема 146. Коммерческие неюридические лица по модельному ГК СНГ...................................... 194 Схема 147. Юридические формы предпринимательства по ГК РФ: 1............................................. 195 Схема 148. Юридические формы предпринимательства по ГК РФ: 2............................................. 196 Схема 149. Уставный/складочный капитал хозяйственного товарищества или общества по ГК РФ: 1............................................................................................... 197 Схема 150. Уставный/складочный капитал хозяйственного товарищества или общества по ГК РФ: 2................................................................................................ 198 Схема 151. Учредительные документы юридических лиц по ГК РФ: 1.......................................... 199 Схема 152. Учредительные документы юридических лиц по ГК РФ: 2.......................................... 200 Схема 153. Юридические формы предпринимательства: Германия................................................ 201 Схема 154. Юридические формы предпринимательства: Франция.................................................. 202 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СХЕМ ПО СТРАНАМ И РЕГИОНАМ
Посвящаю книгу Ребекке Осакве. Спасибо за то, что ты есть 1. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ Что такое сравнительное правоведение — чистая наука, научный метод или вспомогательная научная дисциплина в рамках теории государства и права? Чем оно отличается от сравнительного права? Имеет ли дисциплина " сравнительное правоведение" свой предмет изучения? Чем отличается сравнительное правоведение от изучения зарубежного права? Какие формы сравнения выделяются в современной компаративистике? В каких сферах юриспруденции применяется сравнительное правоведение? Какие существуют приемы сравнительного анализа права? Что такое макросравнение и в чем его отличие от микросравнения? Какие основные правовые системы современности выделяются в мировой компаративистике? По каким критериям правовые системы классифицируются по семьям? Каково соотношение между сравнительным правом и международным частным правом (МЧП) или международным публичным правом? Что такое западное право и в чем заключаются его особенности? Чем отличается романское право от германского? Какие признаки разделяют американское право и английское, континентально-ев- ропейский гражданский кодекс и гражданский кодекс постсоветской России? Почему в романо-германской правовой традиции кодификация считается оптимальной формой систематизации правовых норм, но английское право принципиально отказывается от кодификации вообще? Чем отличается континентально-европей- ский кодекс от кодексов стран англо-американского права? Являются ли страны социализма самостоятельной правовой семьей и в чем заключается типологическая особенность социалистического права? Можно ли сказать, что после распада СССР и крушения социализма в Восточной Европе социалистическое право как правовая семья совсем исчезло с правовой карты мира? На эти и другие вопросы современной компаративистики ответы даны в Общей части предлагаемых схем. Компаративисты давно спорили и до сегодняшнего дня продолжают спорить о природе феномена, который мы неудачно называем " сравнительное правоведение" (англ. сошрагаЦуе щшргийепсе) или " сравнительное право" (англ. сошрагаНуе 1а\у)'. В мировой компаративистике существуют три различных представления о природе данной дисциплины[1]: одни считают, что это научный метод познания, лишенный самостоятельного предмета; другие — что это чистая наука[2], т.е. самостоятельная дисциплина со своим определенным предметом; наконец, третьи рассматривают сравнительное правоведение как вспомогательную дисциплину в рамках теории государства и права. Иными словами, сторонники третьего подхода считают, что теория сравнительного метода является частью общей теории права[3]. По моему мнению, сравнительное правоведение есть своеобразный научный метод — именно сравнительный метод аналитического изучения права, не имеющий самостоятельного предмета, так как он определяется сравниваемой отраслью права. Так, например, предметом сравнительного гражданского права является гражданское право, в то время как предметом сравнительного конституционного права — конституционное право. Поэтому когда мы говорим о предмете сравнительного правоведения, то подразумеваем множественность предметов, определяемых в каждом контексте в зависимости от темы сравнений. По этому вопросу я полностью разделяю точку зрения известного оксфордского компаративиста профессора Ойо КаЬп-Ргеипс!, еще в 1966 г. определившего сравнительное право как " разнообразие методов изучения права" [4]. Несмотря на тот факт, что любое изучение сравнительного правоведения начинается с дискуссии о природе данного предмета, напомним вечные слова французского правоведа профессора Р. Давида о том, что сегодня, " когда сравнительное право прочно стоит на ногах", дискуссии о природе данного предмета и его месте в университетском преподавании " утратили актуальность" [5]. На мой взгляд, не стоит уделять этому вопросу так много внимания. После 150 лет существования данной дисциплины пришло время закончить дебаты о ее предметности или природе! Следует различать сравнительное правоведение и изучение зарубежного права. Сравнительное правоведение подразумевает анализ двух или более правовых систем путем сопоставления их отдельных аспектов с целью выявления общих и/или отличительных свойств. Например, сравнительное договорное право подразумевает изучение путем сопоставления договорного права двух или более стран. Напротив, изучение зарубежного права (например, американского договорного права) охватывает раскрытие только одной зарубежной системы, без сравнения ее с другими системами, что, бесспорно, является полезным занятием, но вряд ли имеющим отношение к сравнительному правоведению. Это лишь шаг к нему. Успешный сравнительный анализ правовых систем состоит из следующих[6]семи поэтапных исследовательских стадий: 1) выявления существующих правил, или подходов, в системах А и Б; 2) сопоставления установленных правил с целью познания их общих и/или отличительных свойств; 3) определения исторических причин существования данного правила в каждой системе; 4) выяснения жизнеспособности, эффективности данного правила в соответствующем национальном законодательстве; 5) установления необходимости (целесообразности) внесения изменений в существующее правило или заполнение пробелов в законе системы А путем заимствования определенных идей из системы Б; 6) изучения совместимости идей, заимствованных из системы Б, с природой правовой системы А; 7) адаптации заимствованного правила к национальным условиям правовой системы А. Научное сравнение охватывает лишь первые четыре стадии. По форме анализа[7] в сравнительном правоведении выделяют три направления сравнения правовых систем: институты, цели и уровни. При сравнении по институтам проводят макро- и микросравнение; по целям — функциональное (практическое) и теоретическое (научное) сравнение; по уровням — межсистемное, внутрисистемное, внутринациональное, историческое и межотраслевое сравнение. В современной компаративистике применяются различные приемы[8] сравнительного анализа права, в том числе текстуальное, функциональное, концептуальное и проблемное сравнение. Макросравнение, или базисное сравнение, сводится к сравнительному анализу общей структуры (т.е. истории, классификации, инфраструктуры, методологии и правовой культуры) различных правовых систем, тогда как микросравнение, или надстроечное сравнение, есть сравнительный анализ специфических положений отдельных институтов материального или процессуального права разных правовых систем. Сравнение правовых систем с целью практического применения полученных результатов считается функциональным. Теоретическое сравнение правовых систем осуществляется с целью научного применения его результатов. Сопоставление правовых систем двух или более правовых семей считается межсистемным, а двух или более правовых систем внутри одной правовой семьи — внутрисистемным. Сравнение правовой системы двух или более субъектов одного федерального государства квалифицируется как внутринациональное сравнение (так, сравнительное изучение права двух штатов США или двух субъектов Российской Федерации дает свои полезные результаты). Сравнение действующего закона со старым или с проектом нового есть историческое сравнение, в то время как сравнение институтов или отраслей права (например, деликта с договором или гражданского процесса с уголовным) одной страны является межотраслевым сравнением. В традиционном понимании сравнительное правоведение (компаративистика) охватывает лишь внутрисистемное и межсистемное сравнение. Сравнительное правоведение применяется[9] как в научной, так и в практической сферах юриспруденции. Его использование в научной сфере, во-первых, способствует изучению национального права; во-вторых, облегчает понимание зарубежных правовых систем; в-третьих, разрушает правовую ксенофобию и, наконец, повышает культурный уровень студента. Как научная дисциплина сравнительное правоведение исходит из того, что истина познается в сравнении. В нынешних условиях практическое применение сравнительного правоведения играет существенно более важную роль по сравнению с научным: оно используется в сравнительном законодательстве, в сравнительном частном праве, в сравнительном публичном праве, в судебных решениях и в транснациональной юридической практике. Сравнительное законодательство помогает разработчикам кодексов или отдельных законов разных стран учесть зарубежный опыт. Например, разработчики Единообразного торгового кодекса США взяли в качестве основы идеи из Торгового кодекса Германии; разработчики Гражданского кодекса РФ исходили из общих положений модельного Гражданского кодекса СНГ, в котором был учтен богатый опыт зарубежных гражданских и коммерческих кодексов. Сравнительное частное право также одна из форм применения сравнительного законодательства в прикладных целях. Сравнительное право способствует гармонизации и унификации норм частного и частнопроцессуального права национальных правовых систем путем разработки международных конвенций, коллизионных норм и типовых договоров. В этом отношении я полностью поддерживаю мнение о том, что сравнительное право " имеет огромную ценность для МЧП" и что " при нынешнем высоком уровне развития международных отношений применение методов МЧП возможно лишь с учетом выводов сравнительного права" [10]. Сравнительное публичное право способствует гармонизации и унификации норм внутреннего публичного права национальных правовых систем, оказывая влияние на содержание разрабатываемых рекомендательных (модельных) документов. В судебных решениях судьи, используя компаративистский научный метод, восполняют пробелы в праве, интерпретируя решения, вынесенные в рамках иных правовых систем. В научных исследованиях сравнительный аналитический метод позволяет учесть зарубежный опыт. Наконец, в транснациональной юридической деятельности сравнительное правоведение помогает частнопрактикующим юристам компетентно решать проблемы, связанные с применением зарубежного права. В учебной программе юридического образовательного учреждения сравнительному правоведению должно отводиться ключевое место, так как выпускники будут работать в национальной правовой системе, которая входит в интегрированное мировое правовое пространство. Чтобы подготовить компетентных специалистов для современной транснациональной юридической практики, учебный план современного юридического факультета должен содержать передовые идеи ведущих правовых систем мира. С этой целью я предлагаю изучать программу курса сравнительного правоведения в двух частях[11]. В Общую часть, которая рассчитана на один семестр обучения, входят следующие темы: история развития науки сравнительного правоведения, природа сравнительного правоведения и проблемы классификации правовых систем, история развития основных правовых систем современности, сравнение инфраструктуры национальных правовых систем современности, основные компоненты правового стиля разных правовых традиций, сравнительная правовая культура, сравнение подходов правовых систем к реализации идеи правового государства, симбиоз национального права и права международных организаций, т.е. механизм унификации и гармонизации национальных правовых систем. Вторая, Особенная часть предлагаемой учебной программы, также рассчитанная на один семестр, охватывает либо сравнительное частное право (например, сравнительное гражданское право или сравнительное семейное право), либо сравнительное публичное право (например, сравнительное конституционное право или сравнительное уголовное право), либо сравнительное процессуальное право (например, сравнительный гражданский или уголовный процесс). Сначала все студенты должны изучить Общую часть, так как она создает необходимый базис для освоения отраслевого сравнения во второй части курса. Выбор для изучения определенного раздела Особенной части зависит от специализации студента. Вполне возможно, что по разным причинам не все юридические факультеты в состоянии включить вторую часть предлагаемой программы в свой учебный план. Однако они в обязательном порядке должны предусмотреть в учебной программе первую часть комплексного курса " Сравнительное правоведение", которую называют по-разному: " Сравнительные правовые традиции", " Сравнительное право" или " Правовые системы современности" [12]. Изучение сравнительного правоведения как научной дисциплины должно базироваться на следующих аксиомах[13]. Во-первых, право, как язык или музыка, есть нормативное выражение истории, психики, психологии, традиций и культуры каждого народа. Соответственно нет и не может быть двух идентичных национальных правовых систем в мире. Даже если две страны говорят на одном языке, например США и Англия, их правовые системы существенно различаются. Не случайно США и Англию называют двумя странами, " разделенными" не только общим языком, но и общим правом. Любое изучение сравнительного правоведения должно учитывать эту закономерность. Во-вторых, сравнение правовых систем требует интеллектуальной объективности. Поэтому в сравнительном правоведении нет и не должно быть места религиозным или культовым предубеждениям против той или иной правовой системы либо против определенного народа. В-третьих, для сравнительного правоведения требуется диалектический подход к изучению правовых систем. У каждой из них есть свои позитивные и негативные аспекты; каждая национальная правовая система, совершенствуясь, должна учитывать достижения других правовых систем. В-четвертых, несмотря на исторические различия правовых систем, намечается процесс их сближения и взаимозаимствования. Так, в последние 50 лет наблюдается тенденция к существенному сближению континентально-европейского цивильного права и ан- гло-американского общего права в области материального, а также процессуального права. Соответственно сравнительное правоведение должно не только опираться на исторический опыт, но и обращать внимание на динамичное развитие национальных правовых систем и на проявления новых тенденций в развитии различных правовых систем. В-пятых, правовые системы в большей степени похожи друг на друга в области частного права, нежели публичного. Например, общие черты содержатся в Гражданском кодексе РФ и в Гражданском кодексе американского штата Луизиана, хотя их конституционное право различно. Это объясняется тем, что принципы рыночной экономики, которые отражаются во всех современных кодексах частного права, т.е. в гражданских и коммерческих кодексах, универсальны. И наоборот, страны неохотно заимствуют принципы публичного права из зарубежного опыта. Тот факт, что сравнительное правоведение поощряет и одобряет заимствование идей разных правовых систем, составляет шестую аксиому данной дисциплины. Но перенесение идей из одной правовой системы в другую требует их тщательного анализа на совместимость. Правовое заимствование внешне сходно с медицинской хирургической операцией по трансплантации отдельных частей человеческого тела. В своей работе компаративист похож на хирурга в том смысле, что он берет часть чужой правовой системы и " пересаживает" ее в свою. Для достижения успешного результата правовой институт, взятый из системы А и перенесенный в систему Б, должен совмещаться с системой Б, а не отторгаться ею. Например, прежде чем позаимствовать институт суда присяжных из системы англо-американского общего права и ввести его в кон- тинентально-европейскую правовую систему России, надо было понять, совместим ли такой институт с комплексным механизмом российского уголовно- процессуального или гражданского процессуального права. Седьмая аксиома сравнительного правоведения заключается в том, что цель сравнительного анализа правовых систем — не хвалить одну систему и порочить другую, а понять исторические предпосылки формирования каждой из них. Так, для того чтобы ответить на вопрос, почему постсоветская Россия предпочла конституционный суд как механизм конституционного надзора, а постсоветский Казахстан выбрал для той же цели конституционный совет, следует комплексно рассмотреть их историческое развитие. Можно также задать вопрос о том, почему постсоветский Казахстан создал лишь один из двух традиционных французских органов конституционного надзора (во Франции существуют Конституционный совет для надзора над законами парламента и Государственный совет для надзора над указами президента). Но в Казахстане по какой-то причине нет государственного совета. Иными словами, при сравнительном изучении правовых систем компаративист не должен классифицировать их, подразделяя на хорошие и плохие, так как все они, будучи относительно несовершенными, нуждаются в улучшении. Наконец, восьмая аксиома сравнительного правоведения нас предупреждает о том, что в реальной жизни существует разрыв между " формальным" (на бумаге) и " живым" (на практике) правом. Сравнительный анализ правовых систем должен учесть эту проблему. Отношение к кодификации как форме систематизации правовых норм отличает континентально-европейское право от англо-американского. В то время как французское право выделяет 4 довода в пользу кодификации[14], английское право выдвигает 5 веских аргументов против кодексов вообще[15]. Несмотря на тот замечательный факт, что многие страны англо-американского права приняли различные кодексы, следует отметить что эти англо-американские кодексы не отвечают требованиям традиционного кодекса в континен- тально-европейском праве[16]. В заключение я хотел бы высказать следующие основные положения относительно места и роли сравнительного правоведения в учебной программе юридического образовательного учреждения. Во-первых, независимо от позиции в споре о природе и предметности сравнительного правоведения все эксперты в области юридического образования едины в своем мнении о том, что дисциплина " Сравнительное право" (хотя бы Общая часть этого курса) должна быть обязательно включена в учебную программу любого юридического образовательного учреждения. Однако, по моему мнению, изучения лишь Общей части этой дисциплины недостаточно для подготовки квалифицированного специалиста. Необходимо включить в процесс обучения и Особенную, отраслевую часть, которая не менее, а, возможно, даже более важна для будущей правоприменительной деятельности студентов. Во-вторых, нельзя забывать о том, что сравнительное правоведение вышло за рамки сугубо научных споров. Сейчас знания, полученные при освоении сравнительного правоведения, могут широко применяться на практике. Поэтому в первой части данного курса следует уделять особое внимание теории, а во второй — практической стороне предмета. В-третьих, поскольку первая часть курса (макросравнение) создает необходимый базис для понимания сути отраслевого сравнения, то все студенты должны изучить ее перед освоением Особенной части (микросравнение). В-четвертых, сравнительное правоведение отличается от изучения зарубежного права тем, что последнее является лишь шагом, ступенькой для овладения первым. Например, для российского студента изучение американского договорного права несомненно хорошо, но изучение сравнительного договорного права еще лучше. В-пятых, в истории сравнительного правоведения акцент делается на частном праве, но в сегодняшних условиях нельзя обходить стороной и публичное право. Сравнительное частное право, а именно сравнительное гражданское право, было и остается сердцевиной второй (Особенной) части дисциплины " Сравнительное правоведение". СУТЬ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ Наконец, в учебных курсах сравнительного правоведения следует рассматривать не только межсистемные аспекты права (например, континентально- европейского и англо-американского), но и его внутрисистемные особенности (например, двух правовых систем, входящих в одну правовую семью), а также внутринациональные особенности права субъектов одного федерального государства. Иначе говоря, в данном курсе к изучению правовых систем должен применяться комплексный подход. При разработке схем учитывался опыт автора при преподавании базисной дисциплины " Правовые системы современности" и отраслевых курсов " Сравнительное гражданское право" и " Сравнительный гражданский процесс" в ведущих университетах США, Англии и России. Схемы комментируют и иллюстрируют содержание полноценного учебного курса, изложенного в учебной программе юридического образовательного учреждения. В них используются термины на английском языке, если не указано иное. 2. ТИПИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА: АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ А. Увертюра: к какой правовой семье относится современное российское право? Аксиомой в современной компаративистике является тот факт, что право любой национальной правовой системы существует на двух уровнях — на бумаге (формальное право) и на практике (живое право), и что в реальной жизни часто наблюдается разрыв между этими двумя уровнями права. Современная компаративистика далее учит нас, что при сравнении двух правовых систем или при их классификации было бы ошибочно уделять внимание лишь формальному праву[17]. Реальное лицо любой национальной правовой системы проявляется в практике ее применения. Основным тезисом данного исследования является то, что на уровне формального права современная постсоветская правовая система России проявляет многие признаки континентально-европейского права, но пока не входит в семью западного права. Однако она последовательно стремится к присоединению к германской подгруппе романо-германской правовой семьи, а на уровне живого права она однозначно входит в группу внезападного права, т.е. правовая культура, которая сложилась в современной России, не позволяет мне отнести Россию к семье западного права. Предложенный основной тезис о двойственном характере современной российской правовой системы раскрывается мной далее. Б. Современная российская правовая система: поиск новой идентичности Зигзагообразное развитие постсоветского российского права дает основание для сравнения его судьбы с судьбой библейского блудного сына, который покинул отцовский дом в поиске себя, но в конечном счете вернулся в родную семью. Дореволюционное российское право на формальном уровне вошло в германскую подгруппу романо-германской правовой семьи. В результате октябрьских событий 1917 г. оно покинуло " отцовский дом" и в течение почти 75 лет (с 1917 по 1991 г.) пыталось установить самостоятельную идентичность. Признав неудачей эксперимент строительства советского социалистического права в России в 1991 г., современное российское право начало процесс возвращения к " отцовскому дому" и присоединения к родственной правовой семье. Это означает, что с точки зрения современной компаративистики постсоветское российское право на сегодняшний день находится на переходной стадии развития. Его пока нельзя отнести ни к семье западного права вообще, ни к системе романо-германского права в особенности, ни к категории социалистического права. Но следует признать тот факт, что оно решительно снялось с социалистического якоря и медленно перемещается течением по направлению к одной из ветвей западного права. В связи с тем что в процессе становления нового постсоциалистического российского права иногда проявляются симптомы нерешительности и даже колебания', имеются основания полагать, что на сегодняшний день современное российское право находится на распутье. Итак, спустя почти десятилетие (с 1991 по 2001 г.) с начала поиска новой индивидуальности постсоветское право еще не решило окончательно, кем быть. У него есть четыре варианта выбора — либо присоединиться к одной из существующих правовых семей современности, либо пойти своим путем и вместе с республиками СНГ образовать подлинно новую евроазиатскую правовую семью, либо объединиться со славянскими нациями в общую семью славянского права, либо вернуться к своим социалистическим корням[18]. По объективным стандартам измерения с уверенностью можно сказать, что четвертый из этих вариантов отпадает. Сегодняшнее российское право уже настолько отошло от системы социалистического права, что вряд ли к ней вернется. Это означает, что российскому праву остается три реальных варианта выбора — либо присоединиться к одной из существующих правовых семей западного права (т.е. вернуться к историческим корням), либо превратиться в новую, родовую (евроазиатскую) правовую семью вместе с некоторыми другими бывшими республиками СССР, либо возглавить новую славян- ско-правовую семью. Измеримая тенденция развития современного российского права дает все основания предполагать, что оно движется в сторону присоединения к германской подгруппе в семье романо-германского права. Задача настоящего сравнительно-правового анализа двойственна — определить типизацию современного российского права, т.е. ответить на вопрос о том, к какой правовой семье относится современное российское право на данном этапе, и указать направления для дальнейшего реформирования российского права. Для того чтобы прийти к аргументированному заключению по заданному вопросу, необходимо ответить на следующие предварительные методологические вопросы: — какие существуют основные правовые системы современности? — по каким критериям в современной компаративистике проводится классификация правовых систем? — какие родовые особенности отделяют континетально-европейскую правовую семыо от англо-американского общего права? — из каких элементов комплектуется сравнительно-правовой характер социалистического права? — каковы типологические особенности современного российского права? Ответы на эти вопросы откроют для нас генеалогию российского права — ее дореволюционное прошлое, недавнее советское социалистическое прошлое, переходное настоящее и вероятное будущее. В заключительном разделе этого анализа я резюмирую основной тезис моего исследования. В. Основные правовые системы современности: правовая карта мира В современной компаративистике нет единого мнения о том, какие существуют основные правовые системы современности. Почти у каждого компаративиста[19] есть своя теория о классификации правовых систем. Однако из представленной в мировой литературе массы теорий можно выделить четыре родовые, а именно: французскую, германскую, американскую и представительную российскую теории. Французская теория отражается в бессмертных учениях известного французского компаративиста Кепе Оауй, который в свое время впервые признал социалистическое право в качестве самостоятельной правовой семьи и объединил романское и германское право в романо-германскую правовую семью[20]. Германская теория нашла олицетворение в работах двух выдающихся германских ученых — К. 2\уещег1 и Н. Кб1г, которые в свою очередь также признают социалистическое право как подлинную правовую семью, но выделяют романское и германское право как самостоятельные правовые системы[21]. В противовес французской и германской теориям три американских исследователя —- Магу Апп С1епс1оп, Мю11ае1 Оогёоп и СЬпйорЬег 0$ак\уе — предложили свою теорию, которая в какой-то мере соединяет элементы французской и германской теорий, но по основным моментам спора приближается к французской теории, сохраняя свою оригинальность[22]. Новейший вклад в проблему классификации современных правовых систем внесла постсоветская российская теория, которая характеризует латиноамериканское право как самостоятельную правовую семью, считая, что на сегодняшний день социалистическое право перестало существовать в мире, и выделяет " кочующее" право как отдельную правовую семью. Представительная российская теория отражена в новаторском труде " отца" постсоциалистической российской компаративистики Юрия Александровича Тихомирова[23]. В данной вступительной статье отражается американская теория[24], согласно которой правовые системы классифицируются на трех уровнях и по разным критериям. На первом уровне макроклассификации по критерию религиозной ориентации религиозные правовые системы отграничиваются от нерелигиозных. К основным религиозным правовым системам относятся мусульманское (исламское) право, еврейское (иудейское) право, каноническое право католической церкви и индусское право. На втором уровне макроклассификации нерелигиозные правовые системы по критерию правопонимания и роли права в обществе подразделяются на две основные правовые традиции - западную и внезападную. На уровне микроклассификации по признакам, которые рассматриваются в схеме 25, западная правовая традиция (т.е. западное право) в свою очередь делится на три правовые семьи, а именно: романо-гер- манскую, англо-американскую и скандинавскую (североевропейскую). Рома- но-германская правовая семья объединяет две подгруппы — романскую и германскую. Англо-американская семья также распадается на две ветви — английскую и американскую. Между романо-германским и англо-американским правом находится смешанное право, т.е. гибридная правовая система, сочетающая элементы романо-германского и англо-американского права, но не считающаяся самостоятельной правовой семьей. Понятием внезападной правовой традиции объединены юго-восточное азиатское право и африканское обычное право. В данной правовой картине социалистическое право, которое после распада СССР и крушения социализма в Восточной Европе продолжает существовать в странах социалистического пространства, является самостоятельной правовой семьей и относится к категории квазизападного права, так как содержит некоторые типологические признаки романо-германской правовой семьи, но по многим определяющим факторам не обладает атрибутами западного права[25]. Так, по моему представлению, выглядит правовая карта современного мира. Романское право, одна из двух ветвей романо-германской правовой семьи, характеризуется тем, что оно сочетает римское частное право и обычное местное право, испытывая при этом преобладающее влияние римского права. К этой подгруппе[26] относятся Франция, Италия, Испания, Португалия, Бельгия, Люксембург, Монако, Голландия, вся Латинская Америка и т.д. Германское право, вторая ветвь романо-германской семьи, также сочетает римское частное право и обычное местное право, но здесь преобладает влияние обычного германского права; в результате этого появилось «пандектное право», т.е. смешение римско-правового базиса с германской обычно-правовой надстройкой. К этой подгруппе[27] относятся Германия, Швейцария, Австрия и Греция. Английская ветвь[28] англо-американской правовой семьи охватывает Англию, Ирландию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Индию, Нигерию и многие другие страны Британского Содружества. В свою очередь, американское право[29], представляющее собой американизированную[30] версию английского права, действует лишь в 49 штатах США. Между романо-германской и англо-американской системами существует промежуточная смешанная система, представляющая собой гибрид этих двух правовых систем. Сущность данного гибрида[31] заключается в том, что он основан на римском праве, но одновременно находится под сильным влиянием англо-американского общего права. В эту смешанную группу входят штат Луизиана (США), провинция Квебек (Канада), зависимая территория Пуэрто-Рико (США), Шотландия, Южно-Африканская Республика и т.д. По многим типологическим признакам скандинавское (североевропейское) право очень приближается к континентально-европейскому праву, обладая также многими признаками англо-американского права. Его можно считать самостоятельной правовой семьей[32]. В эту группу входят Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия. В настоящее время социалистическая правовая семья[33]объединяет Китай, Лаос, КНДР, Кампучию, Анголу, Кубу, Эфиопию, Мозамбик и т.д. Страны СНГ, Балтии и бывшей Восточной Европы находятся на разных стадиях удаления от семьи социалистического права и приближения к континетально-европейской правовой семье. В данном аспекте классификации правовых систем понятие " правовая семья" отличается от понятия " правовая традиция". Правовая семья понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт. В свою очередь, правовая традиция — это совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей и исторически обусловленных представлений о роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а также об организации и функционировании правовой системы. Согласно этой теории классификации правовых систем на первом уровне макроклассификации выделяются религиозные и нерелигиозные правовые традиции, а на втором уровне западные (и внезападные) правовые традиции. Следовательно, под западной правовой традицией (или западным правом)[34]понимается та, которая построена на следующих четырех фундаментах[35]: она берет начало из римского частного права и сохраняет его сильное влияние[36], в вает Англию, Ирландию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Индию, Нигерию и многие другие страны Британского Содружества. В свою очередь, американское право[37], представляющее собой американизированную[38] версию английского права, действует лишь в 49 штатах США. Между романо-гер- манской и англо-американской системами существует промежуточная смешанная система, представляющая собой гибрид этих двух правовых систем. Сущность данного гибрида[39] заключается в том, что он основан на римском праве, но одновременно находится под сильным влиянием англо-американского общего права. В эту смешанную группу входят штат Луизиана (США), провинция Квебек (Канада), зависимая территория Пуэрто-Рико (США), Шотландия, Южно-Африканская Республика и т.д. По многим типологическим признакам скандинавское (североевропейское) право очень приближается к континентально-европейскому праву, обладая также многими признаками англо-американского права. Его можно считать самостоятельной правовой семьей[40]. В эту группу входят Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия. В настоящее время социалистическая правовая семья[41]объединяет Китай, Лаос, КНДР, Кампучию, Анголу, Кубу, Эфиопию, Мозамбик и т.д. Страны СНГ, Балтии и бывшей Восточной Европы находятся на разных стадиях удаления от семьи социалистического права и приближения к континетально-европейской правовой семье. В данном аспекте классификации правовых систем понятие " правовая семья" отличается от понятия " правовая традиция". Правовая семья понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт. В свою очередь, правовая традиция — это совокупность глубоко укоренившихся в сознании людей и исторически обусловленных представлений о роли права в обществе, природе права и политической идеологии, а также об организации и функционировании правовой системы. Согласно этой теории классификации правовых систем на первом уровне макроклассификации выделяются религиозные и нерелигиозные правовые традиции, а на втором уровне западные (и внезападные) правовые традиции. Следовательно, под западной правовой традицией (или западным правом)[42]понимается та, которая построена на следующих четырех фундаментах[43]: она берет начало из римского частного права и сохраняет его сильное влияние[44], в ней проявляется также сильное влияние канонического права[45], она имеет высокий уровень правовой культуры, основанный на принципах легализма и пуританизма, и придерживается общего понятия правового государства, сформированного под влиянием философии естественного права. По мнению американского профессора Гарольда Бермана, " все западные правовые системы — английская, французская, германская, итальянская... и др. — имеют общие исторические корни, из которых они выводят не только общую терминологию и общие методы, но и общие понятия, общие принципы права и общие ценности" [46]. Общие исторические корни западного права, о которых говорил Г. Берман, — это римское частное право, каноническое право и философия естественного права. Так как единообразное понятие правовой культуры и правового государства является непременным условием принадлежности любой правовой семьи к западной правовой традиции, то следует в данном анализе раскрыть сущность этих двух основных элементов западного права. Одной из родовых особенностей западной правовой традиции является ее специфическая правовая культура. Западная правовая культура измеряется объективными критериями[47]. Она складывается из следующих 12 признаков: прозрачности законодательного процесса, гласности судебного процесса, неприкосновенности частного договора от вмешательства со стороны государства, оперативного опубликования всех нормативных актов (как законов, так и подзаконных актов), стабильности и предсказуемости законов (закон, который часто меняется, недостоин даже той бумаги, на которой написан), юридической грамотности населения (кто не знает своих прав, тот их не имеет), законопослушности населения (во всех делах гражданин должен вести себя в рамках закона), признания роли юриста как гаранта принципа верховенства закона в обществе (в данной правовой культуре юрист считается наилучшим другом человека), стабильности и правопреемства решений государственных органов и ведомств, непоколебимого уважения контракта сторонами, полного доверия гражданина к правовым структурам и готовности обращаться к юридической процедуре в личных и деловых отношениях и, наконец, свободы информации (т.е. предоставления гражданам общего доступа к правовой информации), Создание соответствующей законодательной базы для процветания свободы информации требует принятия трех законов, а именно: закона о свободе информации, закона об открытых совещаниях государственных органов исполнительной власти и закона об открытых слушаниях в тех государственных органах, которые уполномочены принимать разные регламентарные решения. Западная правовая традиция также немыслима без института правового государства[48] (ги1е о! " 1а\у, гесЫжгаа!, верховенства права). Понимание правового государства в западном праве измеряется объективными критериями[49], среди которых можно назвать следующие: политический плюрализм, равенство граждан перед законом, республиканское правление или конституционная монархия, разделение властей, неотчуждаемость основных прав человека, выборность основных государственных органов на основе альтернативности и честности выборов (для честных выборов неважно, кто голосует, важно — кто считает), конституционализм (т.е. наличие механизма конституционного надзора над законами парламента и указами президента), верховенство закона (хиргетасу оПа\у), примат закона парламента над указами президента (зирепогИу о Г йаШогу 1а\\'), независимость судебной власти от политических властей, неприкосновенность частной собственности (здесь речь идет не об абсолютном праве собственности, а о минимальном неотъемлемом праве собственности), свобода предпринимательства, свобода договора, минимальное вмешательство государства в рыночные отношения и, наконец, свобода граждан. В западно-правовой традиции понятие свободы граждан включает пять видов свободы: свободу слова, свободу выбора места жительства, неприкосновенность личности гражданина и его жилища, свободу передвижения и свободу вероисповедания. Вышеупомянутое понимание правового государства делит демократию на политическую и экономическую, подразумевая между ними органическую связь — вторая не может быть полноценной без первой. Г. Критерии для классификации правовых систем: сингулярный критерий или совокупность критериев? На вопрос о том, по каким критериям следует классифицировать правовые системы современности, компаративисты' отвечают по-разному. Одни исследователи предлагают единственный критерий для классификации правовых систем, другие — несколько общих признаков или критериев. По вопросу о том, какие факты должны влиять на классификацию правовых систем, одни авторы считают, что имеют значение лишь объективные факты; другие — что должны браться и объективные, и субъективные факторы, т.е. формальное и живое право. Предлагаемый мной подход[50] к классификации правовых систем современности построен на принципах множества критериев и совокупности объективных, а также субъективных факторов. Соответственно классификация правовых систем современности проводится на трех уровнях, т.е. на двух уровнях макроклассификации по правовым традициям и на одном уровне микроклассификации по правовым семьям. На первом уровне дихотомической макроклассификации правовые системы делятся по критерию религиозной ориентации (на религиозные и нерелигиозные) и на втором уровне — по признаку правопонимания и роли права в обществе (на западные и внезападные). Более узкая классификация правовых систем, входящих в западную правовую традицию, относится к микроклассификации. На этом уровне, в моем представлении, критерии для классификации правовых систем сводятся к пяти факторам, таким, как правовой стиль, философия процессуального права, инфраструктура права[51], архитектура судебной системы[52] и правовая идеология. Под правовой идеологией понимаются те основополагающие философские пр ципы права, которые регулируют политические, экономические и социалы отношения в обществе. Правовая идеология охватывает три вида идеологии — циальную, политическую и экономическую. Она отражается в общих принци права. Понятие правового стиля[53] включает такие факторы, как историческое нас дие и развитие, структура права, форма правового мышления, формы и иер хия источников права, юридические фикции, юридическая техника (котора свою очередь охватывает юридическую терминологию, структуру судебного шения и отношение к кодификации, отношение к правовому формализму, т нику толкования нормы права. К вопросу о философии процессуального п ва в современной компаративистике существует два подхода. Первый пост] ен на принципе состязательности (аёуегкагу зу$1ет), второй — на принципе I квизиции (п^ш§копа1 зуйет). Таким образом, можно выделить два вида суд| ных процессов — состязательный и инквизиционный[54], каждый из которых I рождает свое доказательственное право. Иными словами, структура процеа ального права в различных правовых семьях имеет свои особенности в обл; ти доказательственного права[55], деления самого процесса на этапы и механиз разрешения фактических аспектов спора. Как правило, страны англо-америка ского общего права применяют систему состязательности, а также инстит присяжных как в гражданском, так и в уголовном процессе. В странах кош нентально-европейского права, наоборот, система состязательности примея ется в гражданском процессе, а в уголовном процессе — система инквизищ Что касается института присяжных, то он предусматривается в этих стран (причем не во всех) по особым категориям дел в уголовном процессе и вов не используется в гражданском процессе. Специфические особенности роман германского и англо-американского гражданского процессуального права ра крываются в схемах 305—403. По всем пяти перечисленным критериям для ми роклассификации правовых систем континентально-европейское право отлич ется от англо-американского общего права[56] (см. схемы 48, 49). Д. Родовые особенности романо-германского права: чем отличается контине) тально-европейское право от англо-американского общего права? Самой старинной правовой системой западной правовой традиции являете континентально-европейское право, которое заслуженно считается старшей ветвь западного права. В данном разделе путем сопоставления континентально-европе(ского права с англо-американским я хотел бы остановиться на основных родови особенностях этой самой распространенной и самой влиятельной правовой су стемы современности. Эти особенности характеризуют следующие 18 атрибутов 1. Первой родовой особенностью романо-германской правовой системы следует считать тот факт, что она глубоко укоренена в римском частном праве, сформировалась под его влиянием и сохранила многие его атрибуты. Историческое начало этой правовой системе положено принятием Кодекса Юстиниана (Согриз СшНз) 533—534 гг. Сильное влияние римского частного права на данную систему сохраняется до сегодняшнего дня. Все ее основные институты, концепции, фикции, приемы, лексика и структура материального права основаны на римском праве. Долгое время эта правовая система существовала в форме доктрины ученых и решений судов и не знала национальных границ. Она существовала также в виде общего цивильного права всей Европы, которая вошла в Римскую империю. Данная правовая система завершила свой длительный процесс развития кодификацией в виде французского Гражданского кодекса 1804 г., что и ознаменовало начало печального процесса " национализации" романо-германского цивильного права. В отличие от романо-германского права влияние римского частного права на англо-американское право сравнительно незначительно, особенно в области структуры материального права[57]. 2. Второй родовой особенностью континентально-европейской правовой системы являются ее доктринальность и логичность. Это объясняется тем, что она формировалась под влиянием ученых-цивилистов, таких, как Ваг1о1ш, ВоЫиз, Оепу, СашЬасеге, 8аУ1§пу, ТЫЬаЩ, РисЫа, ХУтсксЬеИ, Уоп Шепп§ и др. Этот фактор объясняет систематизированность, научную организованность, логичность и теоретичность этого права. Настоящими героями континентального права являются ученые-профессора, а не практики; иногда его называют профессорским правом (ргоГеззогепгесМ). Именно эта особенность противопоставляет романо-германское право англо-американскому праву, которое формировалось под влиянием королевских судов Вестминстера, таких, как 01агт1, Соке, МапзйеШ, Оепшп§ и др., что объясняет прагматичность, практичность, стихийность и близость к реальной жизни англо-американского права. По этой причине в англо-американском праве отсутствуют строгая логика, систематизация, научность и рациональное начало; это право развивалось не доктринально, а казуистично. Иногда оно называется правом юристов-судей (1ипз1епгесЫ). 3. Третьей особенностью романо-германского права следует считать его патологическую склонность к кодификации как форме упорядоченности права. Во всех странах романо-германского права кодифицированы основные отрасли материального частного права и процессуального права, но лишь некоторые отрасли материального публичного права. Так, например, во Франции основными считаются Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Коммерческий кодекс 1807 г., Уголовный кодекс 1810 г. и Уголовный процессуальный кодекс 1810 г. Кроме этих кодексов Наполеона во Франции существуют многие другие отраслевые кодексы. В континентально-европейской литературе встречаются следующие пять аргументов " за" кодификацию права[58]: кодекс способствует дальновидному планированию и широкомасштабному реформированию законодательства; кодекс способствует доступности закона простому гражданину и вследствие этого юридической грамотности общества в целом; кодекс способствует организованности, ясности, четкости и логичности закона; кодекс предоставляет судам необходимые руководящие директивы и поэтому служит путеводителем для судей; кодекс упрощает поиск закона для практикующего юриста и студента. В англо-амери- канской литературе противники кодификации права выдвигают пять аргументов " против" кодификации[59]: кодекс замораживает естественное развитие права и препятствует ему; он не может предвидеть все возможные случаи, которые возникнут в реальной жизни; кодекс построен на логике и требует бездумного подчинения ей, но естественное развитие права зависит от жизненного опыта, а не от логики; кодекс преувеличивает роль парламента в законодательстве; он не способствует судебному правотворчеству и соответственно превращает суд в послушного (пассивного) исполнителя законодательных рецептов, содержащихся в кодексе. По этим соображениям англо-американское общее право не особенно любит кодификацию. Англия, например, категорически и принципиально отказалась от менталитета кодификации до того уровня, что в Англии на сегодняшний день нет ни одного кодекса. В странах англо-американского права, где имеются кодексы (например, в США), они совсем не похожи на континенталь- но-европейские аналоги[60], представляя собой скорее консолидацию законов и судебных решений. 4. Четвертая особенность романо-германского права наблюдается в его подходе к структуре материального права. Испытывая сильное влияние римского права на его формирование, романо-германское право[61] делит материальное право на публичное и частное, а внутреннее частное право — на гражданское и коммерческое; международное частное право является третьим компонентом частного права. Одним словом, эта система не только подразделяет материальное право на публичное и частное, но и признает принцип дуализма частного права. Для сравнения следует отметить, что английское право не признает деления ни материального права на публичное и частное, ни частного права на гражданское и коммерческое. Главными подразделами, или частями, английского материального права[62] являются общее право (сотшоп 1а\у) и справедливость (едийу). 5. Пятой исторической особенностью романо-германской правовой системы является повышенный статус, который она предоставляет частному праву в отношении публичного права, т.е. принцип первичности частного права и вто- ричности публичного права. Исторически романо-германское право сделало ударение на частное право. Не случайно, что данная правовая система имеет корни именно римского частного права, а не римского публичного права. Долгое время эта правовая система стимулировала заниматься проблемой частного права только юристов, в то время как публичное право считалось предметом изучения не юристов, а философов, социологов и политологов. По этой причине во французском праве в понятие частного права входят не только гражданское, коммерческое и международное частное право, но и уголовное и даже гражданское процессуальное право. В системе романо-германского права частное право считается предопределяющим. Традиционно в системах континенталь- но-европейского права частное право более развито и более совершенно, чем публичное право. Данная особенность противопоставляет романо-германское право англо-американскому общему праву, где ударение традиционно делалось на публичное право. Эта особенность английского права объясняется тем, что на ранней стадии развития английского общего права королевские суды Вестминстера занимались лишь проблемами публичного права (а именно: земельного, уголовного и финансового права), в то время как частное право (в основном обязательственное и вещное право) вошло в компетенцию манориальных судов (шапопа1 соипз). 6. Следющей, шестой особенностью романо-германского права является тот исторический факт, что материальное право считалось важнее процессуального права, т.е. принцип первичности материального права и вторичности процессуального права. Исходя из этого превосходства материального права над процессуальным, данная система уделяла последнему незначительное внимание. В отличие от этой философской позиции в системах общего права действовал принцип превосходства процессуального права над материальным. Здесь принято говорить, что материальное право укрывается в пробелах процессуального права (5иЬ$1апйуе 1а\у яесге! ес1 ш Ше цйегеИсез оГргоседиге). Иначе говоря, в системах общего права материальное право развивается и совершенствуется на основе развития процессуального права по принципу " Где средство, там право". Соответственно в системах общего права наивысшая форма защиты права находится в нормах процессуального права. Не случайно, что настоящими героями общего права являются " процессуалисты", т.е. судьи и адвокаты, а не " материалисты", т.е. те, кто принимает (законодатели) или комментирует (ученые-профессора) нормы материального права, или те практикующие юристы, которые в своей работе лишь дают консультации по вопросам материального права и не участвуют в судебной фазе правового спора. Также не случайно, что девять из первых десяти поправок к Конституции США (т.е. Билль о правах) носят процессуальный, а не материальный характер. 7. С этим фактором связана и седьмая историческая особенность романо- германского права, а именно тот факт, что законодательство считается высшим источником права, т.е. принцип первичности законодательства (господства закона) и вторичности судебной практики. Так как законодательство выражает волю законодателя как высшего органа власти, оно стоит выше судебного решения, которое в континентально-европейской правовой традиции является ненормативным источником права, а лишь вспомогательным. В противоположность принципу господства закона в романо-германском праве в традиционном общем праве судебный прецедент стоял выше законодательства и играл главенствующую роль по отношению к законодательству. Следует отметить, что со временем наблюдается смягчение в позиции и романо-германского, и англо-американского общего права по данному вопросу. Так, например, в некоторых системах романо-германского права (в Германии и Испании, где действуют соответственно принципы з*апсЦ§е гес111зргес1шп§ или.щпзргидепНа оЬН§а1опа), судебный прецедент является нормативным источником права; в некоторых странах общего права (в США) законодательство, которое не противоречит Конституции США, обладает высшим авторитетом, чем судебное право[63]. 8. Наряду с принципом господства закона в системах романо-германско- го права также действует сходная теория господства права, проявляющаяся в форме повышения роли государства в обществе (усиления государства) и превращения многих аспектов общественных отношений в правоотношения. Согласно этому принципу этатизма (т.е. преувеличенного понимания роли государства в обществе) роль государства в регулировании общественных отношений приобретает возрастающее значение; право выступает в качестве лучшего способа установления четких норм поведения в обществе; " рука" государства проникает глубоко в личную и деловую жизнь гражданина. Подобное усиление роли государства и повышение значимости государства в обществе соответственно сужают сферы личной автономии и зоны общественной жизни, где не должно чувствоваться присутствия государства. В противоположность этому в системах англо-американского права действует принцип деэтатизации общества, т.е. минимального вмешательства государства в личную и деловую жизнь гражданина. Принцип господства права и тенденция к усилению роли государства в общественной жизни являются ключевым компонентом правовой идеологии романо-германского права2. 9. Одной из главнейших особенностей системы романо-германского права является тот факт, что в сфере уголовно-процессуального права действует принцип инквизиции, т.е. тотального отрицания принципа состязательности. Главными признаками этого инквизиционного процесса (йщшзИопа! ргосес1иге) являются следующие: либеральное правило относительно допустимости всех доказательств, имеющих значение для дела; субъективный стандарт доказывания, согласно которому вина подсудимого должна быть доказана до " внутреннего убеждения" судьи; предоставление государственному обвинителю права обжаловать оправдательное решение суда первой инстанции по делу; фактический пересмотр решения суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции; допустимость рассмотрения гражданского иска тем же судом, который рассмотрел соприкасающееся уголовное дело, возникающее из одного и того же факта. В странах англо-американского общего права, наоборот, в сфере уголовно-процессуального права применяется система состязательного процесса (айуегзагу ргосескне). 10. В области гражданского процессуального права система романо-германского права проявляет еще одну историческую особенность, детали которой раскрываются в схемах 305—403. Хотя здесь действует принцип состязательности, особенность этого процесса в отличие от аналогичного состязательного гражданского процесса в системе общего права заключается среди прочих в том, что здесь присутствуют следующие признаки: эпизодичность судебной стадии процесса; инквизиционный характер досудебной стадии процесса, инквизиционный метод допроса на стадии судебного слушания, допустимость отложения начатого разбирательства дела для того, чтобы дать сторонам возможность собрать дополнительные доказательства по делу, в этом случае новое разбирательство дела после его отложения начинается сначала; субъективный стандарт доказывания; неприменение института суда присяжных при рассмотрении фактических аспектов дела; применение института судебного поручения как способа досудебного собирания доказательств в другом городе или районе; фактический пересмотр решения суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции (ёе поуо теу1е\у); правило, согласно которому проигравшая сторона оплачивает не только свои, но и все расходы выйгравшей стороны; право суда выйти за пределы исковых требований в своем решении; правило, согласно которому протокол судебного заседания должен отражать не дословно все, что было сказано в ходе разбирательства (уегЬайш (гапзспр!), а лишь все существенные моменты (пппЩез) разбирательства дела, и т.д. 11. Своеобразность структуры высшего звена судебных органов является еще одной особенностью системы романо-германского права. Во всех этих странах имеется множество верховных судов. Так, например, во Франции[64] действуют три верховных суда — Верховный суд общей юрисдикции (соиг де сажаНоп), Верховный административный суд (сопяеП сГе1а1) и Верховный конституционный суд, надзирающий за законами парламента (сопзеП сопзИ- Шюппе1). В Германии[65] существуют 6 верховных судов, в их числе 5 отраслевых верховных судов и один Федеральный конституционный суд. Конфликт между федеральными верховными судами общей юрисдикции в Германии разрешается Общим сенатом верховных судов. В отличие от этой практики во всех системах англо-американского общего права[66] существует лишь одна судебная пирамида, во главе которой стоит единственный верховный суд, которому подведомственны все нижестоящие суды как суды специализированные, так и общей юрисдикции. 12. В связи с этой особенностью замечается еще феномен, который присутствует только в странах романо-германского права, а именно система административного контроля министерства юстиции над судами. В странах англо-американского общего права в отношении судебной власти осуществляется принцип независимости суда во всех четырех значениях этого принципа: структурном, материальном, кадровом и профессиональном. В странах конти- нентально-европейского права также признается принцип независимости суда, но дух этого принципа нарушается, особенно в отношении материальной, кадровой и профессиональной независимости судебной власти. Так, например, несмотря на существующий принцип разделения властей и провозглашение принципа независимости суда, в странах романо-германского права административный контроль министерства юстиции над судами проявляется в таких формах, как наделение министерства юстиции правом на проведение аттестации судьи, осуществление контроля за кадровой политикой судов, проведение программ по повышению квалификации судьи и т.д. Во многих странах рома- но-германского права тесное сотрудничество между судами и министерством юстиции дополняется тем, что часто министерство юстиции и один из верховных судов (обычно это верховный суд общей юрисдикции) расположены в разных крыльях одного здания, что абсолютно немыслимо в системе англо-американского общего права. Иными словами, в системе континентально-европейс- кого права министр юстиции является не только главой прокуратуры, но и начальником судей. В системах англо-американского общего права, наоборот, министр юстиции является
|