Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подводнаяя лодка С-7 ведёт обстрел цели






Кронштадта в Ленинград, а штаб Береговой обороны Главной базы перебрался в освободившиеся помещения штаба флота в Кронштадте (начальник штаба БО ГБ – генерал А.Б. Елисеев).

1 НОЯБРЯ

Обстрел противника вели два эскадренных миноносца и форт Красная Горка.

От острова Гогланд на Ханко за тралами базовых тральщиков Т-207, Т-210, Т-215, Т-217 и Т-218 вышли минный заградитель «Марти» и эсминцы «Стойкий» и «Славный» в охранении шести морских охотников.

Ночью под прикрытием огня канонерских лодок «Волга», «Кама», «Москва» и морского охотника МО-210 на буксирах и баржах с островов Бьёркского архипелага вывезен гарнизон численностью 6300 человек со всем вооружением и боезапасом. На переходе МО-210 отразил атаку двух финских торпедных катеров. Утром караван без потерь благополучно прибыл в Кронштадт.

К юго-западу от острова Нарген (Найссаар) предположительно подорвалась на мине и погибла подводная лодка «Калев» капитан-лейтената Б.А. Нырова.

2 НОЯБРЯ

Огонь по позициям противника вели линкор, два эсминца и форт Красная Горка.

Немецкая артиллерия вела ответный огонь по Кронштадту.

У острова Сескар немецкая авиация потопила отряд новых торпедных катеров типа Д-3, возглавляемый командиром дивизиона катеров Кострюлиным (ТКА-72, ТКА-82 и ТКА-102) и повредила дозорный катер МО.

На Ханко прибыл отряд кораблей под флагом командующего эскадрой вице-адмирала В.П.Дрозда. Корабельные зенитчики сбили над Ханко немецкий самолёт – разведчик. Вечером отряд Дрозда покинул Ханко, приняв на борт кораблей 4521 человека.

На траверзе мыса Юминда-Нина отряд встретил минное заграждение, недавно подновлённое противником. Параван минного заградителя «Марти» не подсёк, как это должно было произойти, а захватил мину, и та взорвалась вблизи борта корабля. Минзаг получил повреждения, но продолжал идти своим ходом за тралами базовых тральщиков.

Вблизи кормы Т-210 («Гак») также взорвалась мина, в результате чего корма была деформирована, тральщик потерял ход, но остался на плаву и был взят на буксир Т-218, который и отвёл повреждённый корабль в Кронштадт, а оттуда – в Ленинград на ремонт.

Подводная лодка Щ-324 капитанлейтенанта Г.И. Тархнишвили вышла из Кронштадта в район острова Утё для прикрытия эвакуации гарнизона Ханко.

В Нарвском заливе в 21 ч 50 мин подводная лодка С.П. Лисина С-7 с дистанции 70 кабельтовых открыла огонь по заводу в посёлке Асери, выпустив три осветительных и 30 фугасных 100-мм снарядов.

3 НОЯБРЯ

По позициям и объектам противника вели огонь канонерская лодка и орудия Морского артиллерийского полигона.

НА ХАНКО. В базу прибыл отряд кораблей, возглавляемый капитаном 2 ранга Н.М. Нарыковым, в составе эсминцев «Сметливый» и «Суровый», базовых тральщиков: Т-205, Т-206, Т-207 и Т-211 в охранении четырёх МО и четырёх ТКА.

На переходе из Ораниенбаума в Ленинград пароход «Эверанна» на траверзе Стрельны получил прямое попадание 75-мм снаряда в правый борт (пробоина выше ватерлинии). В Ленинграде в результате навигационной аварии затонул тихоходный тральщик ТЩ-177 (до мобилизации – озёрный буксир «Белуга»).

В Померанской бухте подорвался на мине и затонул немецкий транспорт «АннеЛизе».

4 НОЯБРЯ

В Ленинград прибыл с Ханко отряд кораблей В.П. Дрозда. От Гогланда, где к отряду присоединились два тральщика и два сторожевых катера, отряд следовал во льду за ледоколом.

Обстрел противника вели два эсминца, четыре канонерские лодки, сторожевой корабль «Вирсайтис», четыре железнодорожных и шесть береговых батарей и форты Кронштадта.

Вечером на переходе из Ленинграда в Ораниенбаум в пароход «Эверанна» – на траверзе Стрельны – при артобстреле с берега попало три 75-мм снарядов (из выпущенных 37).

Завершена перевозка войск 8-й армии. Из Ораниенбаума в Ленинград перевезено шесть стрелковых дивизий, всего 25000 человек (это означает, что вместо штатной численности более 16000 в дивизиях, в среднем, оставалось по 4000 бойцов и командиров).

НА ЛАДОГЕ. На осиновецком рейде прямым попаданием бомбы тяжело повреждён сторожевой корабль «Конструктор» (бывший миноносец «Сибирский Стрелок» из так называемых, «добровольцев», построенный в 1906 году на добровольные пожертвования войск сибирского округа). Взрывом бомбы кораблю оторвало носовую часть. Искалеченный корабль отбуксировали в бухту Морье, где он позднее был восстановлен силами личного состава. Сторожевой корабль «Аметист» высадил в устье реки Нарвы диверсионную группу в составе 150 человек. Подводная лодка «Лембит» вышла из Кронштадта на постановку мин в проливах Бьёркского архипелага.

С наступлением сумерек с Ханко вышел отряд Н.М. Нарыкова. В пути подорвался последовательно на трёх минах эсминец «Сметливый». При первом взрыве кораблю оторвало носовую часть и погиб назначенный неделю тому назад командир корабля В.И. Маслов. На корабле погибло 482 человека, в том числе и 96 из состава команды эсминца. Поднятых из воды и снятых с гибнущего эсминца 370 пассажиров-ханковцев, и 140 членов экипажа – ст. лейтенант Е.Ф. Шкребтиенко на своём Т-205 («Гафель») на следующее утро доставил обратно на Ханко.

Немцы предъявили гарнизону острова Осмуссар ультиматум, требуя поднять 7 ноября над островом белый флаг. Гарнизон приял решение дать противнику достойный ответ.

Авиация противника в районе

Шепелёвского маяка повредила тихоходный тральщик «Буёк».

5 НОЯБРЯ

В Бьёркском архипелаге подводная лодка «Лембит» выставила 20 мин типа «Мотала», на которых вскоре подорвались финский тральщик «Пуккио» и небольшое каботажное судно.

Подводная лодка Щ-323 Ф.И. Иванцова донесла о потоплении транспорта вместимостью 1000 брт – это было уже третье судно, потопленное лодкой за время похода.

Командир подводной лодки Щ-324 Г.И. Тархнишвили доложил о прибытии на отведенную ему боевую позицию. После этого лодка на связь больше не выходила и по истечении срока её автономности была объявлена погибшей.

В Невской губе на Морском канале немецкой артиллерией потоплена самоходная баржа.

НА ЛАДОГЕ. Авиация противника потопила паром и две баржи с эвакуированными и нанесла повреждения канонерской лодке «Олёкма», а на Онежском озере потопила буксир «Речной».

6 НОЯБРЯ

Обстрел позиций противника вели линкор, три эсминца, четыре канлодки, две железнодорожные и 14 береговых батарей.

Авиация КБФ совершила налёты на объекты противника в Нарве, Красном Селе, Ульянке и в Тосно.

У острова Осмуссар при невыясненных обстоятельствах погиб морской охотник МО-239.

Подводная лодка С-7 в соответствии с планом штаба в 21ч 00 мин обстреляла цель в Усть-Нарве, выпустив из 45-мм пушки 92 фугасных снаряда, после чего с той же огневой позиции обстреляла из «сотки» цели в Нарве, выпустив сначала три осветительных, а затем 27 фугасных снарядов. При такой организации стрельб противник не мог оказать никакого противодействия: лодка всплывала в заранее рассчитанной точке и вела огонь с максимальной скорострельностью. Отказов материальной части не было.

Отряд капитана 2 ранга Нарыкова прибыл в Кронштадт и доставил 1263 ханковца.

7 НОЯБРЯ

Обстрел противника вели эсминец, сторожевой корабль и береговые батареи.

В Морском канале артиллерией противника потоплен застрявший ночью во льду тихоходный тральщик ТЩ-178 (бывший буксир «Ульянов»), занимавшийся перевозкой войск. Личный состав перешёл по льду на северный берег. Вместе с тральщиком были потоплены и обе буксируемые им баржи.

Подводная лодка С-9, находившаяся на боевой позиции в Аландском море, потерпела серьёзную аварию по вине её командира. На море бушевал девятибалльный шторм и даже лежавшую на грунте на глубине 67 метров лодку покачивало. В 8 часов утра командир лодки С.А. Рогачевский, страдавший от жестокой простуды, подал команду на всплытие. После всплытия штурман лодки предложил командиру развернуть лодку на обратный курс, чтобы идти, как это было предусмотрено инструкцией для лодок типа С, носом навстречу волне. Командир раздражённо «попросил» не учить его. Как только командир, вахтенный офицер и сигнальщик вышли на мостик (на лодках типа С он со стороны кормы открыт) – лодку нагнала попутная волна и всех троих смыла за борт. Через открытый рубочный люк в центральный пост хлынула вода. К счастью, трюмный старшина сумел захлопнуть нижний люк. Перетяжелённая, попавшей в центральный пост водой лодка упала на каменистое дно, повредив при этом правый винт и горизонтальные рули.

Приняв необходимые меры, с максимально возможной быстротой лодку подняли на поверхность, но темнота, ледяная вода и бушующие волны не оставляли ни малейшей надежды отыскать попавших в беду товарищей. Помощник командира Н.В. Дьяков, назначенный на лодку в порядке наказания за несколько дней до похода, согласно уставу вступил в командование лодкой и дал радио в бригаду о произошедшем. Последовал приказ – возвращаться в базу.

Гарнизон Осмуссара в ответ на немецкий ультиматум поднял на кирхе огромный красный флаг.

8 НОЯБРЯ

Немецкие войска захватили Тихвин.

Обстрел вражеских позиций вели пять эскадренных миноносцев, две канонерские лодки, пять береговых и две железнодорожные батареи.

Из Ленинграда в Новую Ладогу перевезены две стрелковые дивизии и бригада морской пехоты.

Из Кронштадта в боевой поход вышли подводные лодки Щ-309 и Щ-311 капитанлейтенантов И.С. Кабо и П.А. Сидоренко.

9 НОЯБРЯ

Обстрел противника вели пять береговых батарей.

Защитники острова Осмуссар отбили попытку противника высадить на остров десант.

От острова Гогланд на Ханко вышел отряд кораблей контр-адмирала М.З. Москаленко (командира линкора «Октябрьская Революция») в составе минного заградителя «Урал», лидера «Ленинград», эсминца «Стойкий» и транспорта «Андрей Жданов» за тралами базовых тральщиков Т-207, Т-211, Т-215 и Т-218 в охранении четырёх МО. 10 НОЯБРЯ

Авиация флота нанесла удар по немецкому аэродрому в Сиверской.

Из Кронштадта к Гогланду вышли подводные лодки Л-2 и М-98 капитанлейтенантов А.П. Чебанова и И.И. Беззубикова.

Подводная лодка Ф.И. Иванцова Щ-323 возвратилась из боевого похода в Кронштадт.

Вышедший с наступлением сумерек от Гогланда отряд кораблей М.З. Москаленко, после того, как в условиях штормовой погоды и ничтожной видимости столкнулись и получили повреждения базовые тральщики Т-204 и Т-218, возвратился к острову, а повреждённые корабли были отправлены в Кронштадт для ремонта.

11 НОЯБРЯ

Следовавший по маршруту Троллеборг – Зассниц шведский транспорт «Воллат» вместимостью 5880 брт с грузом железной руды для Германии, подорвался на мине и затонул.

Немецкая авиация совершила налёт на порт Осиновец, а в Финском заливе ею повреждён тихоходный тральщик «Ударник».

12 НОЯБРЯ

Наши войска перешли в наступление в направлении Малой Вишеры.

Обстрел позиций противника вели три эсминца, четыре канонерские лодки, сторожевой корабль, пять береговых и две железнодорожные батареи.

Отряд контр-адмирала М.З. Москаленко вновь покинул Гогланд и взял курс на запад. В 22 ч 30 мин в левом параване лидера «Ленинград» примерно в 10 метрах от борта корабля взорвалась мина. Серьёзных повреждений лидер не получил. Пока шла замена тралящей части паравана, остальные корабли отряда, кроме транспорта «Андрей Жданов» и четырёх МО, ушли вперёд. 13 НОЯБРЯ

В 0 ч 20 мин, когда лидер находился уже к северо-западу от мыса Юминда-Нина, снова прогремел взрыв мины в его левом параване, на этот раз ближе, примерно в пяти метрах от борта. В нескольких листах обшивки образовались трещины – и внутрь корпуса стала поступать вода (в шахту лага, центральный артиллерийский пост и в топливные цистерны), а также вышла из строя левая турбина и гирокомпас. Корабль стал на якорь и его экипаж занялся устранением повреждений. Около часа ночи командир лидера, капитан 3 ранга Г.М. Горбачёв, сообщил по радио командиру отряда М.З. Москаленко, что лидер имеет повреждения и нуждается в помощи, явно переоценив тяжесть сложившегося положения. Москаленко, находясь уже в 55 милях от Ханко, тем не менее, принял решение возвратиться к лидеру. Тем временем Горбачёв, не дождавшись подхода тральщиков, приказал капитану «Жданова» вести лидер за собой в кильватер к Гогланду. В 5 часов утра произошло неизбежное – «Андрей Жданов» налетел на мину и затонул. Экипаж его удалось спасти. С базового тральщика Т-211 услыхали взрыв, быстро отыскали лидер, и отвели его за собой к Гогланду. Лидер шёл своим ходом. Главное транспортное средство отряда – теплоход «Андрей Жданов», способный принять на борт до 4000 человек, был потерян, а поход в целом – сорван. К рассвету корабли отряда М.З. Москаленко вновь сосредоточились у Гогланда. Вскоре, туда же прибыл из Кронштадта очередной отряд кораблей под командованием капитана 2 ранга В.М. Нарыкова (эсминцы «Гордый» и «Суровый» и БТЩ Т-205 и Т-217). Москаленко получил приказ: сопроводить на «Стойком» повреждённый лидер в Кронштадт, а «Урал», Т-211 и Т-215 присоединились к отряду Нарыкова. Вместе с этим объединённым отрядом отправились на запад и две подводные лодки – Л-2 и М-98.

Обстрел позиций противника вели линкор, эсминец, три канонерские лодки, МАП (Морской Артиллерийский Полигон) и форты Кронштадта.

Флотская авиация нанесла удар по противнику в селе Ивановском.

14 НОЯБРЯ

Обстрел противника вели линкор, четыре эсминца, 15 береговых батарей, форт «Первомайский» и МАП.

Продолжались перевозки войск на линиях Кронштадт – Ораниенбаум и Осиновец – Новая Ладога.

Около 3 часов ночи отряд Нарыкова, следовавший от Гогланда на Ханко, встретил минное поле и приступил к форсированию его. В трале Т-206 («Верп») взорвалась мина. Спустя несколько минут, врыв мины разметал на части деревянный корпус МО301, а ещё через 10 минут раздался взрыв под корпусом Т-206. Соседний с ним Т-217 застопорил ход. Следовавший ему в кильватер эсминец «Суровый», чтобы избежать столкновения, принял влево и вышел из протраленной полосы. Тотчас раздался взрыв в левом параван-охранителе, вблизи борта корабля. Получивший серьёзные повреждения «Суровый» отдал якорь. «Урал» и «Гордый» за тралами Т-211 и Т-215 продолжили движение. Эту часть отряда возглавил капитан 1 ранга Н.И. Мещерский, а Нарыков остался на «Суровом», возле которого стали на якорь и обе шедшие с отрядом подводные лодки. Вскоре под кормой Л-2 взорвалась мина. Лодка лишилась хода, но осталась наплаву. Дважды подходивший к лодке по приказу Нарыкова командир Т-217, не видя на её палубе и мостике людей, так никого с неё и не снял, а нанесённая на лодку ветром вторая мина отправила лодку на дно вместе с экипажем.

М-98 решила продолжить путь на запад самостоятельно, но не прошло и десяти минут, как в стороне, куда она направилась, раздался сильный взрыв, вероятно и погубивший лодку, так как больше её никто не видел. Нарыков решил тонущий эсминец подорвать глубинными бомбами, а снятый с него на Т-217 экипаж доставить на Гогланд.

Отряд Мещерского находился уже на траверзе острова Нарген, когда подорвался на мине «Гордый». Полученные кораблём повреждения не оставляли надежды на его спасение. Обнаружив вокруг своего корабля несколько плавающих мин, командир «Гордого» Евгений Ефет приказал не приближаться к эсминцу. Катера МО приняли с воды 76 человек из экипажа эсминца, ещё 12 спаслось на спущенной с корабля шлюпке-шестёрке под командой командира БЧ-2 ст. лейтенанта Дутикова.

Пройдя в штормовую погоду за 19 часов около ста миль, шестёрка благополучно достигла острова Гогланд.

Ефет и часть экипажа отказались от спасения и, согласно старой морской традиции, разделили судьбу своего корабля. Вместе с «Гордым» погибли комиссар корабля Д.И. Сахно и командир дивизиона эсминцев П.Н. Петунин.

«Урал», сопровождаемый тремя катерами МО, следуя за тралом одного Т-215, около 8 часов утра прибыл на рейд Ханко.

15 НОЯБРЯ

Обстрел вражеских объектов вели линкор, эскадренный миноносец, три канлодки, кронштадтские форты и МАП.

Авиация КБФ нанесла бомбовый удар по селу Ивановское.

С Гогландского Укреплённого сектора (в него входили острова Гогланд, Большой и Малый Тютерсы) вывезено 3489 человек, четыре танка Т-26, четыре 120-мм и двадцать 45-мм орудий.

16 НОЯБРЯ

Обстрел противника вели канонерская лодка, 12 береговых и три железнодорожных батареи.

На рейде Ханко отбита попытка финских торпедных катеров атаковать минный заградитель «Урал».

Завершив запланированную серию обстрелов вражеских объектов на побережье Нарвского залива, подводная лодка С-7 возвратилась в Кронштадт.

17 НОЯБРЯ

НА ЛАДОГЕ. Застряли во льду в районе острова Белый транспорт, канонерская лодка и тихоходный тральщик.

На подводной лодке Щ-311 во время шторма получили повреждения горизонтальные рули, и командир принял решение возвращаться.

Следовавший во льду за ледоколом по Морскому каналу пароход «Сауле», был потоплен на траверзе Стрельны артиллерийским огнём.

18 НОЯБРЯ

Артобстрел противника вели линейный корабль, эскадренный миноносец, канонерская лодка, пять береговых и одна железнодорожная батарея.

Авиация КБФ нанесла штурмовые удары по противнику в Урицке, Тосно и в Мге, а немецкая авиация бомбардировала ладожские порты Осиновец, Новую Ладогу и бухту Гольсмана.

19 НОЯБРЯ

Войска 4-й армии перешли в наступление на Тихвин, а 54-й армии – на Усть-Тосно.

Обстрел противника вели линкор, два эсминца, три канонерские лодки и железнодорожная батарея.

От Гогланда на Ханко вышел отряд кораблей капитана 3 ранга Д.М. Белкова в составе гидрографического судна «Азимут», сторожевого корабля «Вирсайтис», тихоходных тральщиков ТЩ-35, ТЩ-42, ТЩ-56 и «Клюз». Из Кронштадта на Гогланд вышли три БТЩ и четыре МО.

20 НОЯБРЯ

Обстрел противника вели линейный корабль, два эскадренных миноносца и пять канонерских лодок.

На Ладоге в результате подвижки окрепшего льда раздавлено два сторожевых катера и четыре буксира.

21 НОЯБРЯ

На Гогланд прибыли транспорт «Минна» два тральщика и один катер-охотник.

Вечером с Ханко вышел отряд Д.М. Белкова, включая и находившийся там с конца августа небольшой транспорт «Вахур». Отряд увёз с собой 2851 человека. Ночью на пути к Гогланду подорвались на минах «Азимут» и ТЩ-35 (погибло 305 человек). Остальные корабли прибыли в Кронштадт, куда один только «Вахур» доставил 400 тонн муки, 66 тонн сахара, 16 тонн макарон, а также 18 танков Т-26 и 225 бойцов.

22 НОЯБРЯ

Согласно Плану Зимней Обороны, в составе Охраны Водного Района (ОВР) Ленинградской ВМБ создано: три стационарных и восемь подвижных (на санях) батарей 45-мм пушек, отряд буеров, три лыжных, три пулемётных и три стрелковых роты из личного состава флотского экипажа, БПЛ и военно-морских училищ.

Позиции противника обстреливали линкор, крейсер и 19 батарей. В районе Петергофа немцы вышли на лёд залива и были частично потоплены и частично разогнаны огнём «Марата».

С Ханко вышел отряд капитана 1 ранга Н.И. Мещерского (минзаг, «Урал», четыре БТЩ и четыре морских охотника – МО), увозя 4588 чел.

Сторожевой корабль «Лайне» и катера МО приступили к эвакуации гарнизона острова Осмуссар.

23 НОЯБРЯ

Артиллерийский огонь по противнику вели крейсер, два эсминца, четыре канонерские лодки и 13 береговых батарей.

На Ханко прибыл отряд кораблей в составе транспорта «Майя», сторожевого корабля «Вирсайтис», пяти тихоходных тральщиков и двух МО.

На минах, выставленных нашими подводными лодками, подорвался транспорт «Полукс» вместимостью 518 брт.

24 НОЯБРЯ

Обстрел противника вели два эсминца, три канонерские лодки, форты Кронштадта и Ижорского укреплённого сектора (ИУС). Во время перехода по Морскому каналу получил повреждения от взрыва мины, установленной со льда немецкими сапёрами, ледокол «Волынец».

С Ханко вышел отряд Д.М. Белкова (транспорт «Минна», СКР «Вирсайтис», четыре тихоходных тральщика и два МО), увозя 2558 человек и 350 тонн продовольствия.

Срок пребывания на позиции в районе Таллина подводной лодки «Калев» истёк.

На связь её командир капитан-лейтенант Б.А. Ныров, не выходил и лодка была объявлена погибшей.

Подводная лодка Щ-311 возвратилась от Гогланда в Кронштадт.

25 НОЯБРЯ

Обстрел противника вели линкор, крейсер, два эсминца, три канлодки и 19 береговых батарей. В Морском канале обнаружены мины и фугасы, установленные немцами со льда. Для охраны канала выставлены секреты.

Отряд Д.М. Белкова на переходе с Ханко подвергся налёту авиации, при отражении которого корабельные зенитчики сбили пикирующий бомбардировщик Ю88. Из состава отряда подорвался на мине и затонул тихоходный тральщик «Клюз», один из первых тральщиков специальной постройки, служивший Российскому флоту с 1917 года.

В Ленинград прибыл без потерь отряд Н.И. Мещерского, доставивший в город 4588 бойцов.

26 НОЯБРЯ

Обстрел противника вели крейсер, МАП и кронштадтские форты.

Для зимней обороны Кронштадта создано 15 километров проволочных заграждений, 89 ДОТов и ДЗОТов, 21 подвижная огневая точка, 47 подвижных и стационарных батарей 45-мм пушек и электроуправляемые минные поля.

В районе Мемеля на минах, выставленных подводной лодкой Л-3, подорвался и погиб транспорт «Эгерау» (1142 брт).

Подводная лодка Щ-309 возвратилась из боевого похода и задержалась у острова Гогланд в ожидании ледокола, чтобы следовать за ним в Кронштадт.

27 НОЯБРЯ

Обстрел противника вели линкор «Марат» и батареи Кронштадта и Ижорского и Невского Укреплённых секторов, а артиллерия противника обстреливала Кронштадт.

Из Новой Ладоги курсом на Осиновец вышел последний конвой в составе транспортов «Вилсанди» и «Чапаев» с грузом продовольствия и боеприпасов для Ленинграда в сопровождении канонерской лодки «Бира» и тральщиков ТЩ-81 и ТЩ-126.

С Ханко с грузом продовольствия и боезапаса под охраной из 22 человек вышла шхуна «Эрна».

28 НОЯБРЯ

Из Кронштадта на Ханко вышли пять тральщиков, но из-за шторма они вынуждены были возвратиться в базу. На подходах к Мемелю подорвался на мине и затонул транспорт противника «Хенни» вместимостью 764 брт.

Расформирована Онежская Военная флотилия.

С Ханко вышли два сторожевых корабля – «Коралл» и ЛК-2, увозя в Кронштадт 399 человек и 150 тонн угля для тихоходных тральщиков.

29 НОЯБРЯ

Обстрел противника вели батареи Кронштадта, Ижорского и Невского Укреплённых секторов.

На Гогланд с Ханко прибыли сторожевые корабли «Коралл» и ЛК-2.

Около полуночи от Гогланда за тралами шести БТЩ вышел отряд вицеадмирала В.П. Дрозда. Отряд имел в составе турбоэлектроход «Иосиф Сталин» и эскадренные миноносцы «Славный» и «Стойкий».

30 НОЯБРЯ

Обстрел противника вели «Марат» и береговые батареи.

Во время перехода из Кронштадта на Гогланд авиация противника потопила транспорт «Скатус» (ВТ-549), ледокол «Октябрь» и тихоходный тральщик ТЩ-67 (бывший озёрный буксир БП -53).

Продолжались перевозки грузов по линии Кронштадт-Ораниенбаум.

НА ЛАДОГЕ. У Стороженского маяка во льду застряли транспорты «Вилсанди» и «Чапаев», канонерская лодка «Бира» и тральщики ТЩ-81 и ТЩ-126, вышедшие из Новой Ладоги 27 ноября. Раздавлены льдом и затонули паровая шаланда «Савойя» и ТЩ-171 (бывший речной буксир «Норек»).

1 ДЕКАБРЯ

Обстрел противника вели «Марат» и семь береговых батарей.

На Ханко шла интенсивная погрузка имущества, боеприпасов и продовольствия на суда и корабли. Проводилось заблаговременно спланированное уничтожение всего того, что невозможно было увезти с собой: 305-мм и 180-мм артиллерийские железнодорожные транспортёры (их вес составлял 400 и 250 тонн соответственно), паровозы, вагоны, бронепоезд, автомобили, тракторы и прицепы.

В ночь на 2 декабря базовый тральщик Т-205 («Гафель») ст. лейтенанта Е.П. Шкребтиенко снял с острова Осмуссар остатки гарнизона. На острове осталась лишь группа подрывников.

2 ДЕКАБРЯ

Обстрел противника вели «Марат», Морской артполигон и батарея Невского Укреплённого сектора.

В 17ч 55 мин с Ханко вышел отряд кораблей капитана 3 ранга П.В. Шевцова в составе транспорта «Майя», сторожевых кораблей «Вирсайтис» и «Лайне», канонерской лодки «Волга», БТЩ Т-210, тихоходного тральщика «Ударник», четырёх ханковских рейдовых буксиров и двух морских охотников. Отряд забрал 885 человек.

В 21 ч последний отряд кораблей, возглавляемый В.П. Дроздом, имея в составе турбоэлектроход «Иосиф Сталин», эсминцы «Славный» и «Стойкий» и четыре торпедных катера, покинул рейд Ханко, следуя за тралами базовых тральщиков Т-205, Т-207, Т-210, Т-211, Т-215, Т-217 и Т-218. Отряд сопровождали семь катеров МО и штабной катер базы ЯМБ (яхта морская большая).

Командование и штаб базы покинули Ханко в 22 часа на трёх торпедных катерах.

За час до наступления темноты с аэродрома Ханко взлетели восемь истребителей И-16 («ишачков») с подвесными бензобаками и взяли курс на Кронштадт. Спустя час семь этих самолётов приземлились на Бычьем Поле острова Котлин. Судьба восьмого осталась неизвестной. Каждый из лётчиков вывез с Ханко своего авиатехника, поместив его за бронеспинкой сидения. 3 ДЕКАБРЯ

В половине первого ночи отряд В.П. Дрозда начал поворот с курса 90 на курс 45 градусов. Сразу после поворота в тралах БТЩ начали взрываться мины. Тральщики застопорили ход для замены перебитых тралящих частей. Ложась на новый курс, турбоэлектроход вышел из протраленной полосы и его левый параван-охранитель захватил мину, которая взорвалась вблизи борта, но серьёзных повреждений судну не причинила. Опасаясь дальнейших подрывов, капитан «Иосифа Сталина» отработал машинами назад, снова вышел из протраленной полосы и подорвался кормой. Этот взрыв лишил лайнер и руля, и винтов, вызвал затопление концевого отсека, дальше которого вода не распространилась. К лайнеру направился эсминец «Славный», чтобы взять его на буксир, однако в это время в носовой трюм турбоэлектрохода угодил 305-и мм снаряд финской береговой батареи с острова Мякилуото, открывшей огонь по вспышкам минных взрывов.

В трюме были сложены боеприпасы и находились свыше 600 бойцов. Взрыв снаряда вызвал детонацию находившихся в трюме боеприпасов. По свидетельству очевидцев, огненный столб поднялся на высоту свыше 70 метров. Этим взрывом была уничтожена палубная команда лайнера, вызванная на бак, чтобы принять буксир. Взрыв уничтожил также и якорное устройство лайнера, лишив его обоих якорей.

Подошедшие к транспорту «Иосиф Сталин» БТЩ и катера МО приняли с судна около 1700 человек (при отходе на борту находилось 5584 человека). Больше никого взять не могли, отряд ушёл, чтобы до рассвета достичь Гогланда.

Турбоэлектроход, вопреки ожиданиям, не затонул, ветром его отнесло к острову Нарген (Найссар), где полузатонувший лайнер сел на мель. Все три тысячи человек остававшихся на борту были захвачены в плен.

Этой же ночью подорвался кормой на мине и затонул «Вирсайтис» из отряда П.В. Шевцова. На «Вирсайтисе» погибло 150 человек.

К рассвету остальные вышедшие с Ханко корабли собрались у Гогланда, за исключением пропавшего без вести ЯМБа.

Так закончилась воистину героическая эпопея. Из принятых на Ханко на борт кораблей и судов 27809 человек в Ленинград было доставлено 22822.

В тяжелых штормовых условиях, при морозе, совершая переходы среди минных полей и сорванных с якорей и дрейфующих по ветру мин, доблестные балтийцы потеряли в этой уникальной операции всего 25 кораблей и судов и 4987 человек. Недаром даже противник оценил эту операцию, как весьма успешную.

4 ДЕКАБРЯ

Обстрел вражеских позиций вели линкор «Марат» и восемь береговых батарей.

Авиация противника потопила на Неве

в пределах города два портовых буксира и повредила базовый тральщик Т-218.

5 ДЕКАБРЯ

Обстрел вражеских объектов вели эскадренный миноносец, канонерская лодка, три железнодорожных и две береговых батареи.

6 ДЕКАБРЯ

Завершена эвакуация гарнизона острова Гогланд. От Гогланда в Кронштадт перешли эскадренный миноносец, два тихоходных тральщика, два торпедных катера и тройка морских охотников (МО).

Авиация флота прикрывала переход от Лавенсари в Кронштадт четырёх тральщиков, двух канонерских лодок, подводной лодки, шхуны, буксира, спасательного судна, двух ТКА и трёх МО.

7 ДЕКАБРЯ

Японская авианосная авиация совершила внезапный массированный налёт на американскую военно-морскую базу Пёрл-Харбор (Жемчужная Гавань), расположенную на Гавайских островах. В результате налёта потоплено четыре линкора и погибло свыше 4000 человек. Соединённые Штаты Америки вступили в войну против держав «Оси» Берлин – Рим – Токио.

Обстрел противника вели линкор «Октябрьская Революция», эсминец и 11 береговых батарей.

На Гогланде закончено разрушение всего ранее построенного – укреплений, складов, казарм, госпиталя и огневых позиций артбатарей. Подрывников приняли на борт два тральщика и спасательное судно и доставили их в Кронштадт.

8 ДЕКАБРЯ

Обстрел позиций противника вели орудия Морского артполигона.

9 ДЕКАБРЯ

Наши войска отбили у противника город Тихвин.

Обстрел противника вели канонерская лодка и девять береговых батарей.

От Гогланда к Лавенсари перешёл последний отряд кораблей в составе: сторожевого корабля, спасательного судна, двух канонерских лодок, пяти тральщиков, двух буксиров, двух ТКА и пяти МО.

В Морском канале на переходе из Кронштадта в Ленинград в результате взрыва мины или фугаса получил повреждения ледокол «Ермак».

10 ДЕКАБРЯ

Обстрел противника вели линейный корабль «Октябрьская Революция» и семь береговых батарей.

11 ДЕКАБРЯ

Обстрел противника вели восемь береговых батарей.

От острова Лавенсари в Кронштадт под проводкой ледокола «Молотов» и ледокольного буксира «Кингисепп» прибыли канонерская лодка, три тральщика, морской охотник и подводная лодка.

На переходе раздавлены льдом и затонули новые деревянные торпедные катера ТКА-12 и ТКА-42, а также морские охотники МО-113, МО-307 и МО-407. Один ТКА и один охотник возвратились к Гогланду.

12 ДЕКАБРЯ

Ледокол «Ермак» вышел к острову Гогланд для освобождения застрявших там во льду кораблей.

При артиллерийском обстреле Кронштадтских гаваней получил три прямых попадания линейный корабль «Марат» (или то, что от него осталось). Один из 203-мм снарядов ударился о бортовую 225-мм броню линкора, но не пробил её. Два другие пробили 38-мм броню верхней палубы и разорвались во внутренних помещениях корабля. После такого «звонка» пришлось ускорить ранее намеченные работы по укладке на верхнюю палубу «Марата» гранитной «брони» – толстых каменных плит с развороченной бомбами гранитной стенки. К несчастью, именно в местах падения снарядов этой «брони» ещё не было.

13 ДЕКАБРЯ

От островов Гогланд и Лавенсари «Ермак» и присоединившийся к нему новый ледокол «Молотов» вывели в Кронштадт последний в навигации

41-го года отряд кораблей в составе трёх тихоходных тральщиков, спасательного судна «Нептун», сторожевых кораблей «Коралл» и ЛК-2 (бывшее посыльное судно линкора «Октябрьская Революция»), двух буксиров и семи морских охотников. На переходе, несмотря на активную помощь обоих ледоколов, раздавлены льдом морские охотники МО-230, МО-237, МО239 и МО-405. В этом случае природа и неприятие командованием КБФ уроков финской кампании нанесло флоту не меньший урон, чем противник.

14 ДЕКАБРЯ

В результате артобстрела получили по одному прямому попаданию линкор «Октябрьская Революция», крейсер «Киров» и эсминец «Стойкий». 15 ДЕКАБРЯ

Обстрел вражеских позиций вели кронштадтские береговые батареи.

16 ДЕКАБРЯ

Обстрел позиций противника вели кронштадтские береговые батареи.

17 ДЕКАБРЯ

Началось наступление наших войск западнее реки Волхов.

Огонь по позициям противника вели кронштадтские форты.

18 ДЕКАБРЯ

Стрельбу по противнику вели орудия Морского артполигона и 12 береговых батарей Кронштадтского Укреплённого сектора.

Из Ленинграда в Кронштадт ледокол «Молотов» провёл подводную лодку К-51. Во время проводки на траверзе Стрельны в ледокол попало три 75-мм снаряда.

19 ДЕКАБРЯ

Всего десять дней истекло с тех пор, как последний человек из состава гарнизона Гогланда покинул остров и вот Военный Совет КБФ принимает решение отбить Гогланд у противника! Лихо! Руководить значит – предвидеть... Вот этого-то дара очень не хватало Трибуцу и иже с ним. Если до эвакуации на острове располагались три 152-мм береговых батареи и несколько противокатерных батарей 45-мм пушек, жилые помещения, подземный госпиталь, оборудованные окопы, доты, дзоты и блиндажи, боеприпасы и продовольствие для более чем трёхтысячного гарнизона, то теперь ничего этого не было и в помине. Всё необходимое для жизни и боя на острове предстояло тащить по ещё неокрепшему льду на себе. Выполнение этой труднейшей задачи поручили полковнику А.А. Баринову. Ему же предстояло сформировать на острове Лавенсари роту лыжников-добровольцев численностью 150 бойцов. Баринов, не мешкая, приступил к отбору добровольцев и формированию отряда.

Ещё остававшийся на расположенном к северо-востоку от Гогланда островке Соммерс небольшой гарнизон отбил атаку 50 финских лыжников, пытавшихся овладеть островом.

20 ДЕКАБРЯ

Огонь по противнику вели линкор, крейсер, два эскадренных миноносца, четыре канонерские лодки, одна железнодорожная и девять береговых батарей.

На Лавенсари в отряд полковника А.А. Баринова записалось более 170 краснофлотцев и старшин из состава гарнизона острова.

21 ДЕКАБРЯ

Обстрел противника вели два эсминца, три канонерские лодки, шесть береговых батарей и орудия Морского артиллерийского батальона (МАП).

Из Кронштадта на Лавенсари для четырёхмесячного похода в Балтику под проводкой ледокола «Ермак» вышла подводная лодка К-51 капитан-лейтенанта А.В. Лепёшкина. Учитывая исключительную трудность и опасность предстоящего похода, было решено командиром на поход назначить опытного подводника капитана 2 ранга В.А. Егорова.

22 ДЕКАБРЯ

Обстрел противника вели линкор «Октябрьская Революция», два эскадренных миноносца, три канонерские лодки, семь береговых батарей и орудия МАП.

Подводная лодка К-51 во время проводки во льдах получила повреждения лёгкого корпуса, и после прибытия на рейд Лавесари экипаж её с помощью специалистов с «Ермака» приступил к исправлению полученных повреждений.

23 ДЕКАБРЯ

Обстрел противника вели крейсер, два эсминца и две канонерские лодки, две железнодорожные и семь береговых батарей.

24 ДЕКАБРЯ

Огонь по врагу вели линкор, два эсминца, четыре канонерские лодки и 18 береговых батарей.

На острове Лавенсари полковник А.А. Баринов приступил к усиленной боевой подготовке своего штурмового отряда лыжников.

В состав КБФ приняты торпедные катера ТКА-92, ТКА-112 и ТКА-122.

25 ДЕКАБРЯ

Обстрел противника вели линкор, два эсминца, три канонерские лодки и 16 береговых батарей.

26 ДЕКАБРЯ

Огонь по врагу вели батареи Кронштадтского Укреплённого сектора и орудия Морского Артиллерийского полигона.

Кромка льда располагалась уже в четырёх милях западнее Лавенсари.

Поход К-51 решено отменить, как слишком рискованный.

27 ДЕКАБРЯ

Огонь по врагу вели линкор, канонерская лодка и четыре береговых батареи.

Подводная лодка К-51 под проводкой «Ермака» покинула Лавенсари и направилась в Кронштадт.

28 ДЕКАБРЯ

Огонь по врагу вели линкор и 28 береговых батарей.

В Кронштадте артогнем противника потоплен транспорт «Водолей-1».

203-мм снаряд противника пробил верхнюю палубу «Марата» на ещё не защищённом гранитными плитами участке, прошёл зарядный и снарядный погреба, но не взорвался! Это было просто небывалое везение! Катастрофа казалась неизбежной, а само попадание – грозным напоминанием о необходимости скорейшего завершения работ по укладке гранитных плит на палубе корабля.

Подводная лодка К-51 и ледокол «Ермак» прибыли в Кронштадт.

29 ДЕКАБРЯ

Обстрел противника вели два эскадренных миноносца, две канонерские лодки и 18 береговых батарей.

На Лавенсари отряд полковника А.А. Баринова закончил подготовку к захвату островов Большой Тютерс и Гогланд.

30 ДЕКАБРЯ


С наступлением вечерних сумерек отряд лыжников-добровольцев вышел с Лавенсари к острову Большой Тютерс.

31 ДЕКАБРЯ

Обстрел противника вели восемь береговых батарей, бронепоезд и канонерская лодка.

Отряд полковника Баринова, вышедший накануне с острова Лавенсари, занял Большой Тютерс без боя: противника на острове не оказалось.

Первая военная кампания завершилась. Впереди Балтийцев ожидали новые трудные испытания, преодолеть которые поможет приобретённый в истекшей кампании ценой немалой крови боевой опыт.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.037 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал