Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Морской охотник






Малый охотник типа МО-4

вражеской авиации, вели корректировку огня береговых батарей, высаживали во вражеский тыл разведывательнодиверсионные группы, ставили мины и даже тралили их! Мореходные качества этих катеров позволяли им выдерживать волну не 3-4 балла, как считалось ранее, а все восемь. Существенным недостатком было лишь то, что катера не имели гидроакустической аппаратуры приличного качества, что существенно затрудняло экипажу выполнять главное предназначение катера – поиск и уничтожение подводных лодок.

Катер типа МО-4 имел водоизмещение 56 тонн, так что его можно было перевозить по железной дороге. Три бензиновых мотора ГАМ (авиационные) мощностью по 850 л.с. каждый, позволявшие катеру развить скорость 26, 5 узлов (почти 50 км/ час). Артиллерийское вооружение катера состояло из двух 45-мм полуавтоматических пушек 21-К (без броневого щита) и двух крупнокалиберных пулемётов ДШК (12, 7-мм). Он нёс восемь больших и 24 малых глубинных бомб, дымаппаратуру и катерный трал. Экипаж катера состоял из 24 человек, включая двух офицеров – командира и его помощника. Корпус катера деревянный. Наружная обшивка трёхслойная, из 12-мм сосновых досок (два внутренних слоя набраны в диагональ, внешний – продольный), собранных на медных гвоздях с прокладкой из парусины на свинцовом сурике между слоями. Тщательно собранный корпус катера демонстрировал чудеса прочности: при близких подводных взрывах деревянный корпус просто пружинил, а в стальной обшивке в аналогичных условиях образовывались вмятины, трещины или пробоины, лопались и расходились сварные швы или вылетали заклёпки. Известно несколько случаев, когда взрывом мины катерам отрывало носовую часть, но они оставались на плаву, а иногда даже самостоятельно возвращались в базу задним ходом. Недаром эти весьма удачные катера стали уважительно называть «морскими тридцатьчетвёрками». Всего КБФ, включая и Ладожскую флотилию, располагал 21 катером типа МО-2 и 64 типа МО-4, а потери за время войны составили 50 единиц, включая 8 катеров, раздавленных льдом в декабре 1941-го в районе острова Лавенсари. В январе 1940 г. в районе Таллина был раздавлен льдом МО-111. Эта потеря ничему не научила руководство флота, что привело к новым немалым небоевым утратам – из 23 катеров, погибших в первый год войны, треть была потеряна из-за непредусмотрительности командования, вынуждавшего эти деревянные кораблики плавать в ледовых условиях и неспособности (или нежелания) предвидеть последствия своих авантюр.



ПОДПЛАВ КБФ В КАМПАНИЮ 1941 г.

 

К началу Великой Отечественной войны Краснознамённый Балтийский флот имел в своём составе две боевых и одну учебную бригаду подводных лодок, а также Отдельный учебный дивизион подводных лодок (БПЛ, УБПЛ и ОУДПЛ соответственно).

В состав 1-й БПЛ (командир бригады – капитан 1 ранга Н.П. Египко) входило четыре дивизиона.

1-й дивизион капитана 3 ранга А.В. Трипольского дислоцировался в Либаве и имел в своём составе:

Восемь подводных лодок типа «С» серий IX и IX-бис:

С-1 капитана 3 ранга И.Т. Морского;

С-3 капитан-лейтенанта

Н.А. Костромичёва;

С-4 капитан-лейтенанта

Д.С. Абросимова;

С-5 капитана 3 ранга А.А. Бащенко;

С-6 капитан-лейтенанта

В.Ф. Кульбакина;

С-7 капитан-лейтенанта С.П. Лисина; С-8 капитана 3 ранга М.С. Бойко; С-9 капитана 3 ранга С.А.

Рогачевского.

Дивизион имел плавучую базу «Смольный».

2-й дивизион капитана 3 ранга В.А.

Червинского дислоцировался в УстьДвинске (Рига) и имел в своём составе три подводных лодки типа «С» серии IX-бис: С-10 капитана 3 ранга Б.К. Бакунина;

С-101 капитана 3 ранга В.К. Векке; С-102 капитан-лейтенанта Б.В. Иванова.

3-й дивизион капитана 3 ранга А.К. Аверочкина дислоцировался в Либаве и состоял из пяти подводных лодок:

Л-3 капитана 3 ранга П.Д. Грищенко;

«Калева» капитан-лейтенанта

Б.А. Нырова;

«Лембита» капитан-лейтенанта

В.А. Полещука;

«Рониса» капитан-лейтенанта

А.И. Мадиссона;

«Спидолы» капитан-лейтенанта В.И. Бойцова.

Первые три лодки были минными заградителями. Л-3 – серии II, построенная на Балтийском заводе в Ленинграде. «Калев» и «Лембит» – английской постройки, из состава бывшего эстонского ВМФ. «Ронис» и «Спидола» из состава ВМФ Латвии, построенные во Франции в 1927 году, обе находились в ремонте и были небоеспособны из-за отсутствия аккумуляторных батарей.

4-й дивизион капитан-лейтенанта С.И. Матвеева также базировался в Либаве и имел в своём составе 7 малых подводных лодок типа «М» серии VI-бис: М-71 капитан-лейтенанта

Л.Н. Костылева;

М-77 ст. лейтенанта Н.А. Хлюпина;

М-78 ст. лейтенанта Д.Л. Шевченко;

М-79 ст. лейтенанта И.В. Автомонова;

М-80 капитан-лейтенанта

Н.А. Мочалова;

М-81 капитан-лейтенанта

Ф.А. Зубкова;

М-83 ст. лейтенанта П.М. Шалаева.

Подводные лодки М-71 и М-80 находились в капитальном ремонте.

2-я бригада подводных лодок, возглавляемая капитаном 2 ранга А.Е. Орлом, состояла из трёх дивизионов – 6-го и 7-го, базировавшихся на Таллин, и 8-го, располагавшегося в новой военно-морской базе Ханко.

6-й ДПЛ капитана 2 ранга М.В. Федотова состоял из трёх подводных лодок типа «Щ» серии V-бис: Щ-309 («Дельфин») капитан-лейтенанта И.С. Кабо Щ-310 («Белуха») капитан-лейтенанта Д.К. Ярошевича Щ-311 («Кумжа») капитан-лейтенанта П.А. Сидоренко.

Подводные силы КБФ

Дивизион располагал плавбазой «Полярная Звезда».

7-й ДПЛ капитана 3 ранга В.А. Егорова состоял из семи подводных лодок типа «Щ» серии X:

Щ-317 капитана 3 ранга

А.Г. Андронова

Щ-318 капитан-лейтенанта

В.К. Афанасьева

Щ-319 капитан-лейтенанта

Н.С. Агашина

Щ-320 капитан-лейтенанта

И.М. Вишневского

Щ-322 капитан-лейтенанта

В.А. Ермилова

Щ-323 капитан-лейтенанта

Ф.И. Иванцова

Щ-324 капитан-лейтенанта Г.И. Тархнишвили. Дивизион располагал плавбазами «Амур» и «Ока».

8-й ДПЛ капитана 3 ранга Е.Г. Юнакова состоял из девяти малых подводных лодок типа «М» серии XII:

М-90 ст. лейтенанта И.М. Татаринова

М-94 ст. лейтенанта Н.В. Дьякова

М-95 капитан-лейтенанта

Л.П. Фёдорова М-96

капитан-лейтенанта А.И. Маринеско М-97

капитан-лейтенанта А.И. Мыльникова М-98 капитан-лейтенанта И.И. Беззубикова М-99 ст. лейтенанта Б.М. Попова

М-102 ст. лейтенанта П.В. Гладилина М-103 капитан-лейтенанта В.Д. Нечкина.

Учебную бригаду (УБПЛ) возглавлял контр-адмирал А.Т. Заостровцев.

В бригаду входили все вновь строящиеся и капитально ремонтируемые подводные лодки. Находясь в составе Учебной бригады, вновь построенные или закончившие ремонт подводные лодки, проходили необходимую подготовку, – по освоению и практическому использованию технических средств и вооружения. Это состояние именовалось «оргпериодом». К началу войны проходили оргпериод после достройки: Щ-405, Щ-406, Щ-407, Щ-408, С-11, С-12, С-13, К-3, К-22 и К-51, а после ремонта – Щ-303, Щ-304 и Л-2. В достройке находились: Щ-411, Щ-412, С-19, С-20, С-21, С-22, Л-20, Л-21, Л-22 и «катюши» К-52, К-53, К-54, К-55 и К-56.

Отдельный учебный дивизион подводных лодок (ОУДПЛ) капитана 2 ранга Э.П. Эйхбаума базировался на Ораниенбаум. В состав дивизиона входило 12 подводных лодок разных типов: Б-2 («Пантера»)

Л-55 ст. лейтенанта И.Я. Брауна П-1 («Правда») капитан-лейтенанта И.А. Логинова П-2 («Искра») капитан-лейтенанта И.П. Попова П-3 («Звезда») капитана 3 ранга А.Н. Пантелеева Щ-301 («Щука») капитан-лейтенанта И.В. Грачёва Щ-302 («Окунь») капитан-лейтенанта П.Н. Драченова Щ-303 («Ёрш») ст. лейтенанта И.В. Травкина Щ-305 («Линь») ст. лейтенанта К.С. Кочеткова Щ-306 («Пикша») ст. лейтенанта Н.И. Смоляра Щ-307 («Треска») капитан-лейтенанта Н.И. Петрова Щ-308 («Сёмга») капитан-лейтенанта А.Ф. Маркелова.

Боеспособными в дивизионе являлись лишь «щуки», кроме Щ-303, временно находившейся в составе Учебной бригады.

Об остальных необходимо сделать несколько пояснений. Так, Б-2, бывшая «Пантера», лодка типа «Барс», досталась КБФ в наследство от императорского флота и приняла участие в гражданской войне. 31 августа 1919 г. под командованием военмора А. Бахтина она потопила британский эсминец «Витториа». Неоднократные модернизации так и не смогли сделать её боеспособной на уровне требований начала сороковых годов.

Л-55 – бывшая британская, была потоплена в Копорском заливе 4 июня 1919 года советскими эсминцами «Азард» и «Гавриил». Спустя десять лет лодку подняли, отремонтировали и в августе 1931 года, она вошла в состав Морских Сил Балтийского Моря (МСБМ) под прежним британским наименованием – L-55.

Подводные лодки типа «П» («Правда») серии IV явилась плодом творческих исканий молодых руководителей флота в конце 20-х. Тогда в их умах зрела идея создания так называемой эскадренной лодки, которая должна была обладать хорошей мореходностью, мощным артиллерийским вооружением и значительной скоростью надводного хода, что позволяло бы ей действовать в составе эскадры надводных кораблей. Находившийся в то время в заключении репрессированный инженер А.Н. Асафов предложил проект такой лодки. При надводном водоизмещении 900 т проектом предусматривалась установка шести носовых торпедных аппаратов и двух 130-мм орудий в башнях. Максимальный ход – 23 уз. Ознакомившись с проектом, руководство балтийской бригады подплава решительно возражало против строительства подобной лодки, но не преуспели в этом, и в мае 1931 года на Балтийском заводе было заложено три лодки типа «П». Уже в ходе строительства стало выясняться, что заявленные характеристики получить не удастся. Мощные 130-мм орудия в башнях пришлось заменить заурядными палубными (открытыми) сотками, глубину погружения уменьшили до 50 метров (чуть более половины общепринятой тогда величины – 90 м). Время погружения составляло 108 секунд, что почти вдвое превышало норму. При плавании на волне свыше 5 баллов из-за недостаточной осадки оголялись гребные винты, а высокий надводный борт делал её более заметной и уязвимой для вражеской артиллерии. Прочность корпуса вызывала такие сомнения, что испытывали её, опустив лодку (без личного состава на борту) на гинях (тросах) спасательного судна «Коммуна» на глубину 57 метров.

Подводные силы КБФ

Строительство, испытания и приёмка заняли целых пять лет, но в итоге эти лодки были признаны небоеспособными и их причислили к учебным. Не подлежит сомнению, что боевую технику превращают в грозное оружие только люди, отлично овладевшие этой техникой. Это аксиома, не требующая особых пояснений. Общепризнанный факт, что рядовые краснофлотцы и старшинский состав имели отличную теоретическую и практическую подготовку, полученную ими в Учебном Отряде Подводного Плавания (УОПП) в Ленинграде и в ОУДПЛ в Ораниенбауме. Командиры боевых частей так же, как правило, имели неплохую подготовку: большинство окончило военно-морское училище им. Фрунзе, а многие и КУКС – курсы усовершенствования командного состава. Отличную подготовку имели и командиры БЧ-5, инженеры-механики, окончившие Высшее Инженерное Училище им. Дзержинского в Ленинграде. Иначе обстояло дело с уровнем подготовки командиров подводных лодок. Неплохо зная всё то, что изучали подчинённые им командиры (слово «офицеры» тогда ассоциировалось с понятием «враг»), сами они не получали надлежащей подготовки в специфической, командирской области. Во-первых, вследствие бурного роста численности подводных лодок командиры на одном корабле редко задерживались более чем на целый год и пройти полноценный (годичный) курс боевой подготовки со своим кораблём им не удавалось, да и сама эта боевая подготовка из-за опасения возможных аварий и происшествий со стороны командования бригад проводилась почти в тепличных условиях – при ясной погоде, спокойном море, со многими упрощениями и условностями. Такая практика привела к тому, что полностью готовыми к реальным боевым действиям на 22 июня 1941 года считались лишь две «малютки» – М-96 и М-97 А.И. Маринеско и А.И. Мыльникова, а командиры остальных лодок имели право выходить в море только при наличии на борту «обеспечивающего» – командира дивизиона, дивизионных специалистов (штурмана, минера) или флагманских специалистов бригады.

Подводные лодки, которыми располагал КБФ к началу войны, по своим техническим характеристикам были вполне современными кораблями, за исключением разве «малюток» серии VI-бис – первого детища всё того же Асафова.

Главным достоинством этих 160тонных субмарин, склонившим мнение руководства ВМС в их пользу, являлась возможность перевозки их по железной дороге, что не раз и использовали в дальнейшем, однако боевые качества их были очень низки. Сменившие их малые лодки серии XII были значительно более совершенными, но по-прежнему имели лишь два носовых торпедных аппарата без запасных торпед и глубину погружения 50 метров вместо обычных для того времени – 90. Средние лодки типа «Щ» – «щуки» были прочными и надёжными кораблями, вот только скорость надводного хода была маловата – от 11, 7 уз у лодок серии III до 14 – у серии X (по мере повышения мощности дизелей с 600 до 800 л.с.). «Щуки» имели четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата. Артвооружение было хиленькое – одна 45-мм пушка у серии III и по две таких же – у всех последующих серий (V-бис, V-бис-2, X и X-бис).

В 1930 году в состав Морских Сил Балтийского моря вошла первая большая подводная лодка типа «Д» серии I – Д-1 «Декабрист».

В 1932 г. к ней прибавились Д-2 и Д-3 («Народоволец» и «Красногвардеец»), а также прошедшая восстановительный ремонт британская подводная лодка L-55.

В 1933 г. вступили в строй три подводных минных заградителя – Л-1, Л-2 и Л-3 («Ленинец», «Сталинец» и «Фрунзовец»), а все три «декабриста» по Беломорканалу перешли на Север.

В этом же году МСБМ пополнились первыми «щуками» – средними лодками серии III – Щ-301, Щ-302 и Щ-303 («Щука», «Окунь» и «Ёрш»), а Щ-304 («Комсомолец») вступила в строй в следующем, 1934 году.

11 января 1935 года МСБМ

(Морские Силы Балтийского Моря) были переименованы в КБФ (Краснознамённый Балтийский флот). В этом году в его состав вошло ещё двенадцать лодок: Щ-305 и Щ-308 («Линь» и «Сёмга») серии V-бис, три «щуки» серии V-бис-2: Щ-306, Щ-307 и Щ-309 («Пикша», «Треска» и «Дельфин») и семь малых лодок серии VI-бис: М-71, М-72, М-73, М-74, М-75, М-76 и М-83.

В 1936 году флот получил ещё пять

«малюток» серии VI-бис: М-77, М-78, М-79, М-80 и М-81 и три больших эскадренных лодки серии IV – П-1, П-2 и П-3 («Правда», «Искра» и «Звезда»), а также две лодки серии V-бис-2 – Щ-310 и Щ-311 («Белуха» и «Кумжа») и семь лодок серии X: Щ-317, Щ-318, Щ-319, Щ-320, Щ-322, Щ-323 и Щ-324, которые уже не имели «рыбьих» названий, а несли лишь бортовой номер.

В этом же году вступили в строй две средние подводные лодки серии IX – С-1 и С-2, обладавшие высокой скоростью надводного хода – 19, 5 узлов.

В 1938 году пополнение было небольшим – всего две единицы: М-90 (малая лодка новой серии XII), а также ещё одна средняя лодка серии IX – С-3.

В 1939 году балтийский флот получил ещё семь лодок: четыре «малютки» серии XII (М-94, М-95, М-96 и М-97), а также три лодки типа «С» серии IX-бис (С-4, С-5 и С-6).

В 1940 году наращивание сил балтийского подплава продолжалось. В состав КБФ были приняты средние лодки (С-7, С-8, С-9, С-10, С-101 и С-102) и четыре малых (М-98, М-99, М-102 и М-103).

Кроме того, в состав КБФ вошли две подводные лодки из состава бывших ВМС Латвии – «Ронис» и «Спидола», построенные во Франции в 1927 году и два подводных минных заградителя из бывших ВМС

Эстонии – «Калев» и «Лембит». Деньги на их постройку Эстония выручила от продажи в Перу в 1933 году двух эсминцев, «Вамбола» и «Леннук» – бывших советских «Автроил» и «Спартак», захваченных в декабре 1918 года англичанами и переданными затем белоэстонцам. «Калев» и «Лембит» были построены в Англии и в 1937 году вошли в состав эстонских ВМС.

В 1941 году, уже после начала войны, в состав КБФ были приняты четыре «щуки»: Щ-405 и Щ-406 (28 июня), Щ-407 и Щ-408 (22 сентября), три средних – типа «С»: С-11 (акт от 18 июля), а также С-12 и С-13, принятые от промышленности после государственных испытаний по сокращённой программе (акты от 6 и 14 августа соответственно).

Дислокация и состояние подводных лодок КБФ на 22 июня 1941 г. М-71 Либава завод «Тосмаре» – капитальный ремонт М-72 Кронштадт морской завод – капитальный ремонт

М-73 Кронштадт морской завод – капитальный ремонт

М-74 Кронштадт морской завод – капитальный ремонт

М-75 Ленинград завод Судомех – капитальный ремонт М-76 Кронштадт морской завод – капитальный ремонт

М-77 Либава – в строю

М-78 Либава – в строю

М-79 Либава – в строю

М-81 Либава – в строю

М-80 Либава – капитальный ремонт

М-83 Либава – в строю М-90 Таллин – в строю

М-94 Таллин – текущий ремонт

М-95 Ханко – в строю

М-96 Ханко – в строю

М-97 Таллин – текущий ремонт

М-98 Ханко – в строю

М-99 Ханко – в дозоре

М-102 Таллин – текущий ремонт

М-103 Ханко – в строю

Щ-301 Ораниенбаум – в строю

(оргпериод)

Щ-302 Кронштадт – капремонт

Щ-303 Кронштадт – то же, 90%

Щ-304 завод им. Марти – то же, 92%

Щ-305 Ораниенбаум – в строю

Щ-306 Ораниенбаум – в строю

Щ-307 Ораниенбаум – в строю

Щ-308 Ораниенбаум – в строю

Щ-309 Таллин – в строю Щ-310 там же – в строю Щ-311 там же – в строю

Щ-317 там же – средний ремонт Щ-318 там же – то же, в доке

Щ-319 там же – средний ремонт

Щ-320 там же – то же, в доке

Щ-322 в бухте Локса – в строю

Щ-323 в бухте Локса – в строю

Щ-324 в бухте Локса – в строю

Щ-405 Кронштадт – готовность 98%

Щ-406 Кронштадт – готовность 96%

С-1 Либава – средний ремонт
С-3 Либава – средний ремонт
С-4 Усть-Двинск – в строю
С-5 Усть-Двинск – в строю
С-6 Усть-Двинск – в строю
С-7 Усть-Двинск – в дозоре
С-8 Усть-Двинск – в строю
С-9 Либава – в строю

С-10 Усть-Двинск – в строю

С-101 Усть-Двинск – в строю

С-102 Усть-Двинск – в строю

Л-1 Ленинград завод «Судомех»
  капитальный ремонт 64%
Л-2 Ленинград завод «Судомех»
  то же 83%
Л-3 Либава в строю
П-1 Ораниенбаум небоеспособна
П-2 Ораниенбаум то же
П-3 Ораниенбаум то же
Д-2 Ленинград Балтийский завод

капитальный ремонт 95% «Калев» Либава – в строю

«Лембит» Либава – в строю «Ронис» Либава – капитальный ремонт «Спидола» Либава –капитальный ремонт.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал