Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальное положение казахского общества в период правления Тауке хана и Современного Казахстана.






МОДУЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Реферат-анализ

на тему: «Социально-политическое и правовое положение казахского общества в конце XVII- начале XVIII веков и Независимого Казахстана»

 

 

Студенты группы М-116(Р):

 

Кадыр Акбота,

Турешова Адия,

Яценко Татьяна,

Амангельды Аяжан.

 

 

Астана, 2015

Содержание

Введение.

I. ЧАСТЬ

Политическое положение казахского общества в период правления Тауке хана и Независимого Казахстана..

Социальное положение казахского общества в период правления Тауке хана и Независимого Казахстана..

ВЫВОД..

 

II. ЧАСТЬ

 

ПРАВОВОЙ СТАТУС " ЖЕТІ ЖАРҒ Ы" И " КОНСТИТУЦИИ РК".....................

 

ВЫВОД………………………………………………………………………….......

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы определяется тем, что рассматривая социальное, политическое и правовое положения казахского общества конца XVII-начала XVIII веков мы можем узнать, как изменилось состояние этих институтов в Независимом Казахстане. Их изучение формирует у нас историческое сознание, культуру, традиции и осознание уроков истории. которые дают нам силы для активного движения вперед, так как настоящее и будущее происходят на основе прошлого.

Цель исследования: Ознакомиться с характерными чертами социального строя, политического положения казахского народа, а также сравнить правовые документы конца XVII-начала XVIII веков и Независимого Казахстана.

Задачи:

1. Рассмотреть социальное и политическое положение казахского общества в период правления Тауке хана и Независимого Казахстана;

2. Сравнить правовой статус" Жеті Жарғ ы" и " Конституции РК";

3. Проанализировав и систематизировав материал по данной теме сделать общий вывод.

 

 

Социальное положение казахского общества в период правления Тауке хана и Современного Казахстана.

В обычном казахском обществе действовали три крупные социальные группы. Главным обстоятельством, отделявшим одну группу от другой, представлялся социальный статус. К высшей касте относилось сословие ақ сү йек (белая кость), в которое входили торе и кожа, они не относились к системе жузов. Торе - потомки Чингис хана, с рождения обретали титул султана и имели право на ханский престол. В основе механизма наследования лежал принцип меритократии, согласно которому ханами избирались лица, обладавшие выдающимся умом и реальным политическим влиянием в обществе. Султаны не могли быть подвергнуты телесным наказаниям, и не подлежали суду биев, к ответственности их мог привлечь только хан или старший султан. Потомками первых проповедников ислама считались кожа, у них не было таких прав как у торе, но они занимали особое место среди казахов. Самозванство в принадлежности к белой кости наказывалось полным куном, как за убийство мужчины.(по " Жеті Жарғ ы")

Наиболее многочисленным, имевшим отдельное положение и хозяйство в обществе являлось среднее сословие - қ ара сү йек (черная кость). Они представляли основную силу объединения, и боролись за независимость и свободу. Сюда входили: бии, батыры, баи, скотоводы, земледельцы и др.Бии и батыры считались элитой социальной группы қ ара сү йек. Бии были наиболее авторитетными людьми. Огромное значение имел совет биев. Он представлялся главнейшим органом управления с совещательными функциями, в его зада­чи входило решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики ханства. Бии осуществляли функции правового регулирования, арбитража и посредничества, имели приоритет в имущественных отношениях, также обладали правом на присвоение прибавочного продукта в форме одной десятой размера иска (бийлык). Также значительным авторитетом пользовались батыры — военные вожди. Звание " Батыра" можно было приобрести только личными подвигами. Их принадлежность к преобладающему классу определялась большой ролью военно-потестарных структур в казахском обществе В казахском общественном делении имелось деление по материальному состоянию, это баи- богатые и кедей- бедные. Баи не входили в особое сословие, они могли быть среди рядовых кочевников, биев и других социальных групп. Их имущественное положение давало им престиж и влияние, но они не имели политических прав, нищий представитель ақ сү йек обладал всеми привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай из другого сословия, не имевший знатного происхождения. Продуктивные силы казахского общества формировались весьма медленно, производственные отношения представлялись патриархально-феодальными. Феодалы распоряжались кочевьями, овладевали лучшими из них, несмотря на то, что землепользование было общинным. Объектом частной собственности и методом феодального использования выступал скот. Крупные феодалы, из источников, имели стада в несколько десятков тысяч голов.

К следующей сословной группе относятся кулы(рабы) и тюленгуты. Тюленгутами именовались лица, которые находились на службе у султанского сословия. Они появились из-за междоусобиц и многолетней борьбы с джунгарами, обусловившими большой спрос верховной власти и ее представителей — султанов — на «служилых» людей. Кулы представляли собой бесправную часть общества. В казахском обществе, не существовало такого традиционного рабства, как на Древнем Востоке и Риме. Рабами были обычно военнопленные из других народов. Казахов обращать в рабство было запрещено. Кулы выполняли самую тяжелую и грязную работу. В общих чертах институт рабства в казахском обществе был не слишком развит.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал