Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практики расширения возможностей ребенка
Становление практик расширения возможностей ребенка обеспечивают многовариантное моделирование (вариативности) содержания и технологий дошкольного образования. Практики расширения возможностей ребенка – практики развития способностиребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности. Практики расширения возможностей ребенка способствуют: – развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту; – применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; – в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем). Таким образом, освоение культурных практик так или иначе способствуют развитию индивидуальности и самостоятельности ребенка. Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы: Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она – не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится такой компонент самостоятельности, как целеустремленность, проявляющийся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости – даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам. В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени. Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь). Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям. На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях. Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах. Характерные черты развитой самостоятельности: а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его); б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого; в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат); г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль; д) умение переносить известные способы действия в новые условия. • Мотив – это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную самостоятельную деятельность ребенка; • Умение включает в себя владение ребенком системой ведущих знаний и способов осуществления самостоятельной деятельности; • Воля органически связана с деятельностью, заключена в потребностях, как исходных побуждениях ребенка к самостоятельному действию. Процесс проектирования и освоения культурно-антропологических практик включает в себя поэтапное проектирование ситуации-пробы, игрового тренинга и собственно самостоятельную деятельность ребенка как индивидуальный/коллективный проект. Под ситуацией-пробой понимается такой вид взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, в ходе которого педагог и воспитанники получают и присваивают информацию об объектах и явлениях реально действительности осознают проблемы и опыт этого взаимодействия. (Мотив) Игровой тренинг – процесс освоения, отработки действий, во-первых, и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны реальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной. (Умение) Проект/самостоятельная деятельность детей – познавательная, исследовательская, творческаяили игровая деятельность детей при сопровождении педагога-тьютора, имеющая проблему, цель, согласованные методы и способы решения детьми проблемы, направленные на достижение совместного результата. (Воля) Итогом становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, интеллектуальная готовность к школе.
|