![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 4.
ОБРАЗ ОБЩИНЫ – ЧТО ЭТО И ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО. В общине Плакучая Ива (Willow Bend) наступили трудные времена. Эта небольшая община в сельской глубинке на Среднем Западе возникла в начале 90-х без какой-либо формулировки образа поселения и без концептуальных документов. То есть у основателей не было выраженного в словах представления о желаемом будущем, никакого соглашения о том, «почему мы здесь», которое бы объединяло и вдохновляло членов общины трудиться для достижения их общих целей и устремлений. В какой-то момент наступил кризис в совместном бизнесе поселенцев: пропал спрос на производимые ими деревянные игрушки. В одно мгновение они потеряли почти половину своего годового дохода. Придавленные тяжелыми финансовыми обстоятельствами, члены общины вели долгие собрания, пытаясь решить, что им делать дальше. И в этот момент обнаружилось, что жители Плакучей Ивы имели очень разные представления о цели существования их общины. - Мы здесь для того, чтобы показать людям устойчивый, ресурсосберегающий образ жизни, работающий в современных экономических условиях, - говорил Том. – Нам нужно как-нибудь покрыть убытки и наладить бизнес. - Ничего подобного! – восклицала Кэтлин. – Мы здесь для того, чтобы получать радость от жизни, а не работать до умопомрачения. Уж лучше сидеть на подножном корму, но быть свободным человеком! - Как вы можете говорить такое? – возмущенно спрашивал Энди. – Наша задача пробуждать людей! Мы должны показать людям, что можно жить без борьбы, без конкуренции, что можно делиться поровну тем, что есть, и тогда всем будет хорошо! Тем не менее, у них не получалось, чтобы всем было хорошо, и они продолжали бороться между собой, пытаясь выявить скрытый фундамент их общей общинной реальности. Поскольку у них не было записанного на бумаге общего образа, им некуда было вернуться, не было той общей точки соприкосновения ценностей, целей и устремлений, которая бы придавала смысл их совместной жизни и определяла бы их отношение к остальному миру. Так как члены Плакучей Ивы использовали для принятия решений принцип единогласия, то, даже если большинство из них сошлись бы в одном представлении, они не смогли бы принять решение о целях всей группы. На первый взгляд, казалось, что они спорили о деньгах. Но, в действительности, это было выражение скрытого структурного конфликта, порожденного тем, что они не стояли на единой почве. И в отличие от участников формирующейся инициативной группы, здесь люди с разными представлениями уже не могли просто разойтись и начать создавать свои собственные общины. Плакучая Ива была их общим домом, и никто не мог попросить другого уйти из-за его «неправильного» видения. Когда конфликт сильно обострился, несколько человек, не видя другого выхода, все-таки покинули поселение. И теперь у оставшихся было уже две проблемы: нехватка денег и нехватка людей, чтобы вести общие дела. Я думаю, что эта история, взятая из реальной жизни, наглядно показывает, почему так важно с самого начала определить, «почему мы здесь», и почему все участники общины с самого начала должны стоять на общей идейной почве. Кэт Кинкейд, одна из основателей общины Дубы-Близнецы (Twin Oaks) описывает похожий случай. Её друзья как-то раз прочитали документы c описанием образа одного поселения и они им не понравились. Но потом они встретили одного из поселенцев, и, пообщавшись с ним, пришли в восторг. И решили все-таки приехать на место и посмотреть. Приехав же, они были очарованы теплотой и дружелюбием местных жителей. И решив, что правильнее судить о людях по их поступкам, нежели по их словам, они вступили в общину, несмотря на свое несогласие с образом и принципами, заявленными в ее концептуальных документах. Однако, когда друзья Кэт прожили в поселении несколько месяцев, у них начались трения с его основателями. Хотя поначалу и те, и другие были дружелюбны и дипломатичны, жизненные цели и ценности вновь пришедших не были совместимы с целями и ценностями общины. И вскоре это привело к серьезному конфликту по вопросу направления развития поселения. В конце концов, разногласия и недоверие стали настолько болезненными, что друзья Кэт решили покинуть общину, и вместе с ними ушли несколько других участников, разочарованных в своих светлых идеях при виде жестокой борьбы за власть. «В результате группа осталась опустошенной, слабой и раздраженной, - говорит Кэт. – Это была трагедия всего поселения. И это далеко не единственный подобный случай». Я тоже слышала подобного рода истории о самых разных поселениях. Таким образом, самая первая и главная задача участников формирующейся инициативной группы – прояснить, сформулировать и записать их общее представление о будущей общине, и удостовериться, что оно устраивает их всех. Да, известно несколько довольно старых и, по всей видимости, успешных общин, у которых нет и никогда не было документа, описывающего их общее видение и цели. Такое может быть, но я не уверена, что это может работать долго. Если у общины нет общего образа, она может расколоться в момент серьезного испытания или кризиса. Или же это может медленно и постепенно подтачивать ее жизнеспособность и благосостояние, ибо каждый небольшой конфликт, возникающий из-за различия образов, с годами способствует общему накоплению отчуждения между людьми. «Общий образ не является ни необходимым, ни достаточным для создания новой общины, поскольку многие все-таки создали общину без него, а кто-то, даже имея образ, потерпел неудачу, - замечает общинный активист Три Брэссен. – Но общий образ существенно увеличивает вероятность успеха. И если ваша группа все-таки собирается, невзирая на трудности, окунуться в процесс создания общины, то разве не было бы непозволительной роскошью отказаться от попытки дать себе максимум шансов на успех?»
|