Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Адаптация образовательных подходов и методов обучения, чтобы гарантировать их соответствие и уместность⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Кафедра инфекционных и тропических болезней является одной из старейших (80 лет со дня образования), бережно относится к своим традициям, и в то же время постоянно совершентсвует и обновляет образовательные технологии обучения в соответствии с международными и современными требованиями. Разработаны интерактивные лекции, тесты формата MCQ, медицинские симуляции, инновационные методы преподавания. В 2010 г. для подготовки резидентов по инфекционным болезням (раздел «Паразитарные болезни» был приглашен д.м.н., профессор Козлов С.С. – главный паразитолого МО РФ, руководитель курса паразитологии ВМА г.Санкт-Петербург (РФ). Для совершенствоания знаний резидентов по клещевым трансмиссивным инфекциям человека в 2013 г. приглашен д.м.н., профессор Рудаков Н.В. – директор Омского НИИ природно-очаговых инфекций Роспотребнадзора, заведующийкафедрой микробиологии и вирусологии с курсом иммунологии Омской государственной медицинской академии, член Американской ассоциации риккетсиологов. В программе подготовки резидентов включены вопросы пациент-ориентированной помощи - резидент вовлечен в освоение и умение внедрять национальные клинические протоколы диагностики и лечения инфекционных заболеваний. Активно испоьзуется метод «Обучения через исследование». Научная деятельность кафедры инфекционных и тропических болезней направлена на разработку и внедрение научно обоснованной стратегии и тактики ранней диагностики, адекватного лечения и профилактики инфекционных заболеваний на амбулаторном и стационарном уровнях с учетом новейших достижений науки и практики. Резиденты кафедры принимают активное участие в реализации научно-исследовательских проектов. Приоритетными научными направлениями кафедры инфекционных и тропически болезней являются: - актуальные зоонозные инфекции (бруцеллез и др.); - паразитарные инвазии (энтеробиоз, гименолепидоз, аскаридоз, эхинококкоз, описторхоз, тениаринхоз, токсокароз и др.); - вирусные гепатиты (изучение эффективности противовирусной терапии, молекулярно-генетические исследования); - клещевые трансмиссивные инфекции (клещевой энцефалит, Крым-Конго геморрагическая лихорадка, иксодовый клещевой боррелиоз и др.); - острые серозные и гнойные менингиты (изучение этиологии, эпидемиологии, клинических особенностей, разработка алгоритмов диагностики и лечения); - пневмококковые инфекции (эпидемиология у взрослых, разработка алгоримов диагностики и лечения); - современные методы диагностики инфекционных болезней; - сепсисология. На клинических базах проводится сбор клинического материала (забор биоматериала, анализ архивных данных, анкетирование, клиническое обследование больных, внедрение результатов НИР). Резиденты участвуют в получении информированного согласия пациентов, заборе и транспортировке биологического материала, интерпретации и анализе полученных результатов, анкетировании пациентов, выполнении диагностических манипуляций (спинномозговая пункция). В 2011 г. на кафедре инфекционных и тропических болезней был выполнен НТП на тему: «Разработка научно-обоснованной программы диагностики, лечения и профилактики актуальных зоонозных инфекций: хламидиоз (пситтакоз), бруцеллез», финансируемый МОН РК (руководитель - профессор Дуйсенова А.К.). Резиденты (Курмангалиева Г.С., Утаганов Б.К., Ашенов С.А., Конуркулжаева Л.М.) принимали активное участие в выполнении данного проекта (анкетирование респондентов и анализ анкет, внедрение инновационных методов диагностик, лечения в профильные медицинские организации регионов РК). В 2014 году на кафедре инфекционных и тропических болезней выполняется внутривузовский грант на тему: «Разработка алгоритмов дифференциальной диагностики, лечения и раннего прогнозирования течения менингитов различной этиологии в г.Алматы» (руководитель: профессор Шопаева Г.А.). В данном проекте участвовали 4 резидентов 2-го года обучения: Колесникова П.П., Туханова Н.Б., Колоскова Е.А., Шарипова М.С. В 2016 году на кафедре инфекционных и тропических болезней выполняется внутривузовский грант на тему: «Клинико-эпидемиологический и медико-социальный мониторинг актуальных паразитарных инвазий среди студентов (энтеробиоза, гименолепидоза, аскаридоза, эхинококкоза, описторхоза, тениаринхоза, токсокароза)» (руководитель доцент Байекеева К.Т.), в реализации которого принимает участие резидент 1 года обучения Исмаилова Б.М.
§ Корректировка структуры, содержания и продолжительности образовательных программ в соответствии с событиями в базовых биомедицинских науках, клинических, поведенческих и социальных науках, изменения в демографической ситуации и структуре населения по вопросам здоровья / болезни, а также социально-экономических и культурных условий, корректировка будет гарантировать, что новые соответствующие знания, понятия и методы включены, а устаревшие отменены Недостаточный объем часов по инфекционным болезням (42 часа - в бакалавриате) создает дисбаланс и затрудняет проведение вертикальной интеграции между до- и последипломной подготовкой по инфекционным болезням. Подтверждением этого является тот факт, что в 2015-2016 учебном году из 7 претендентов (граждан), подавших документы, набрали проходной балл - 1 (Исмаилова Б.М.), у остальных были низкие баллы как по английскому языку, так и по дисциплине «Инфекционные болезни». Отсутствие часов по инфекционным болезням в образовательных программах в интернатуре и резидентуре других специальностей (хирургия, акушерство и гинекология, неврология и др.), затрудняют горизонтальную интеграцию между образовательными программами. В современном понимании «Инфекционные болезни» выходят за рамки одной специальности врача-инфекциониста и являются мультдисциплинарной проблемой, так как у многих соматических болезней уже установлена или предполагается инфекционной этиология, не говоря о необходимости проведения дифференциальной диагностики. Доказана этиологическая роль инфекционного агента у заболеваний желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь, хронические гепатиты, цирроз печени и др), онкологических (гепатоцеллюлярная карцинома, лимфома Беркитта, саркома Капоши, рак шейки матки и др.), эндокринных и системных болезней (внепеченочные проявления хронических вирусных гепатитов - аутоиммунный тироидит, сахарный диабет, системная склеродермия, системная красная волчанка, Болезнь Шегрена) и др. Возбудители инфекционных болезней являются триггер-факторами запуска аутоиммунных болезней. Ряд инфекционных болезней оказывают негативное влияние на течение беременности, роды, имеют высокий риск передачи от матери к ребенку, вызывают материнскую смертность, анте-и неонатальную гибель плода и новорожденного (вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, токсоплазмоз, краснуха, герпесвирусные инфекции, бруцеллез, листериоз и др). На территории РК имеются природные очаги особо опасных инфекций: чумы, туляремии, Крым-Конго геморрагическо лихорадки, геморрагической лихорадки с почечным синдромом, сибирской язвы, клещевого энцефалита. Постоянно существует угроза завоза геморрагических лихорадок Эбола, Денге, Зика, средиземномоского короновируса, пандемического гриппа, тропических инфекций и инвазий. Поднимают голову «старые» (холера) и появляются новые инфекции (короновирусная инфекция – ТОРС, MERS, геморрагические лихорадки Эбола, Зика). Дефекты вакцинации способствовали эпидемическому подъему заболеваемсти корью, коклюшем. Не исключается подьем заболеваемости другими вакцинооуправлемыми инфекциями (дифтерия). Отмечается эпидемический подьем менингококковой инфекции. При отсутствии ранней диагностики и адекватной тактики существует риск летального исхода, ухудшения эпидемиологическйо обстановки в отдельно взятом регионе и стране в целом. При эпидемическом подъеме заболеваемости для оказания медицинской помощи будут привлекаться врачи других специальностей. Увеличивается количество больных с сочетанной инфекционной и соматической патологией, требующих принятия коллегиальной решений в отношении тактики ведения и лечения. Резидентура существенно восполняет данный пробел, однако, считаем недостаточным объем часов по специальности по отношению к объему часов по базовым дисциплинам. С учетом современных тенденций, считаем необходимым увеличение часов по инфекционным болезням в бакалавриате, включение в образовательные программы других специальностей в интернатуре и резидентуре. Обновление оснащения на клинических базах и других образовательных ресурсов к изменяющимся потребностям в последипломном медицинском образовании, то есть количество обучающихся, количества и профиля преподавателей, программа обучения и современные принципы обучения Кафедры, ведущие подготовку специалистов в резидентуре по специальности «Инфекционные болезни, в том числе детские» имеют клинические базы: ГКП на ПХВ «ГКИБ имени И.Жекеновой», Детская городская инфекционная больница, ГКП на ПХВ «Городская поликлиника №5, где оказывается высокоспециализированная экстренная и плановая медицинская помощь взрослому и детскому населению с инфекционной патологией и подозрением на нее на всех этапах оказания медицинской помощи. Практические врачи, работающие на клинических базах совместно с резидентами принимают участие в подготовке резидентов при решении конкретных практических задач при обследовании и лечении пациентов, обсуждении профессиональных вопросов, ведении медицинской документации. Таким образом, совместная работа кафедры и клинической базы входит в профессиональные обязанности последипломноой подготовки обучающихся в резидентуре. Медицинская помощь инфекционным больным на амбулаторном и стационарном уровнях регламентируется пакетом нормативно-правовых актов, включающих Постановления Правительства РК, приказы, клинические протоколы по актуальным инфекционным заболеваниям. Для освоения клинических навыков обучающиеся имеют возможность проходить подготовку в отделениях различного профиля в соответствии с тематикой практических занятий и тех компетенций, которые определены в образовательных программах специальностей, предусмотрена ротация обучающихся по все профильным отделениям для максимального усвоения всех специальных практических навыков. На клинической базах - Городской и детской инфекционной больницах резиденты имеют возможность курировать больных со всеми распространенными инфекционными болезнями взрослых и детей. Компетенции по редко всстречающимся инфекционным болезням осваиваются с использованием копиий историй болезней, проблемно-ориентированного обучения (PBL), деловых и ролевых игр, используются электронные учебные пособия (Стандартные определения случая ообо опасных инфекций). Резиденты, наряду с другими обучающимися КазНМУ соблюдают санитарно-эпидемиологический режим, как на территории вуза, так и на клинических базах, оформляют и ведут санитарные книжки (забота о здоровье). Несмотря на то, что резиденты курируют больных с всоко контагиозными инфекциями, за отетный период, случаев внутрибольничного инфицирования резидентов не отмечалось.На клинических базах обучающиеся имеют доступ к современному медицинскому оборудованию, включая лаборатории (клинические, биохимические, бактериологические, иммуно-ферментные), функционально-диагностические отделения, рентген-кабинеты, физиокабинеты).Формирование и развитие клинических навыков резидентов осуществляется в виде кураии пациентов, участия в утренних врачебных конференциях, клинических разборах, консилиумах, патологоанатомических конференциях. Преподаватель проводит мониторинг и оценку клинической практики резидента: курацию инфекционных больных, заполнение медицинской документации, выполнения ночных дежурств и диагностических манипуляций. Наблюдение за клинической практикой резидента осуществляется преподавателем в течение всего рабочего дня. Во время ночного дежурства наблюдение за работой резидента осуществляется ответственным дежурным врачом клиники. Проверяется ведение медицинской документации. Инструментом оценки являются чек-листы. Работа с учебно-научной литературой проверяется во время проведения резидентом презентации, докладов, написания рефератов. От каждого резидента требуется проведение обзора новых научных достижений по теме. Вся работа резидента формируется в портфолио. Два раза в год резидент отчитывается на кафедральном совещании о проделанной работе. § Разработка принципов и методов оценки в соответствии с изменениями в установленных результатах и методах обучения Постоянно совершенствуются и адаптируются методы оценки полученных знаний и навыков. Текущая оценка за занятие складывается из оценок по компетенциям. Экзамен проводится в конце каждой дисциплины в 2 этапа: первым этапом целенаправленно определяется оценка уровня теоретических знаний (собеседование с использованием экзаменационных билетов), так как необходимо оценить уровень усвоения и понимания теоретического материала, умение логически мыслить, излагать теоретический материал и обоснованно отвечать на поставленные вопросы, Вторым этапом проводится клинический экзамен для оценки навыков сбора анамнеза, объективного осмотра, составления плана обследования и лечения, проведения дифференциального диагноза, интерпретации полученных результатов и обоснования предварительного и заключительного клинического диагнозов.Промежуточная аттестация резидентов первого года проводится в конце каждого семестра и выводится средний балл экзаменов по пройденным дисциплинам. Промежуточная аттестация первого года проводится в 2 этапа: - первый этап (тестирование), включающий тестовые задания по всем пройденным дисциплинам, согласно разработанной матрице, учитывающий объем часов по каждой дисциплине; - второй этап проводится в виде клинического экзамена, оценивающие практические навыки и компетенции резидента при обследовании реального больного, включающего амбулаторный прием (в приемном покое) и стационарного больного (отдельно у взрослых пациентов и детей). В последующем выводится средняя оценка.Государственная итоговая аттестация проводится в 2 этапа: комплексное тестирование (по всем дисциплинам) и практический экзамен в ЦПН с использованием медицинских симуляций и стандартизованных пациентов (сценарии по всем дисциплинам). § Адаптация политики отбора обучающихся, методов отбора и приема обучающихся к изменяющимся ожиданиям и обстоятельствам, потребностям в человеческих ресурсах, изменениях в базовом медицинском образовании и требованиях учебной программы За отчетный период, в 2012-2013 гг поступило 7 резидентов (при гос.заказе – 5; 2 поступили за счет вакантных мест в резидентуру по другим специальностям, в 2013-2014 гг, 2014-2015 гг не было заявок со стороны претендентов, в 2015-2016 гг подано 7 заявок на 7 мест, поступил только 1 претендент (у остальных были низкие баллы как по английскому языку, так и по дисциплине «Инфекционные болезни»). Несмотря на то, что КазНМУ учитывает потребности общества, недостаточно обеспечивается потребность в специалистах–инфекционистах в РК, особенно в сельской местности. Ежегодно отмечается дефицит врачей инфекционистов в Республике. Даже в г.Алматы из 36 поликлиник только 22 укомплектованы врачами инфекционистами. В ГКИБ имени И.С.Жекеновой – единственной специализированной медицинской организации, оказывающее экстренную и плановую медицинскую помощь взрослому населению г.Алматы укомплектованность кадров врачами инфекционистами составляет 84, 4%.В последующие годы престиж специалиста врача- инфекциониста в глазах молодежи резко упал, так как зарплата врача инфекциониста ниже чем у ВОП. Необходимо постоянно пересматривать количество резидентов посредством консультирования с заинтересованными сторонами.
§ Адаптация политики набора и развития академических наставников и преподавателей в соответствии с изменяющимися потребностями в последипломном образовании - На кафедре инфекционных и тропических болезней учебный процесс в резидентуре проводят преподаватели с ученой степенью доктора медицинских наук, имеющие высшую врачебную квалификационную категорию и большой опыт педагогической и практической работы (более 20 лет). По программе академической мобильности в рамках программы Erasmus+ c 08.03.2016. по 12.03.2016. сотрудник кафедры (д.м.н. Шопаева Г.А.) с целью обмена опытом находился в Университете г.Павиа, Италия. Совместная работа кафедры и клинической базы входит в профессиональные обязанности последипломноой подготовки обучающихся в резидентуре. Практические врачи, работающие на клинических базах совместно с резидентами принимают участие в подготовке резидентов при решении конкретных практических задач при обследовании и лечении пациентов, обсуждении профессиональных вопросов, ведении медицинской документации. В КазНМУ разработана и внедрена кадровая политика, направленная на поощрение и вознаграждение преподавателей с целью развития их опыта в образовании. Преподаватели получают дополнительное денежной вознаграждение по итогам KPI и проекту «Самоуправление». В КазНМУ постоянно проводится кадровая политика по развитию сотрудников, поддержке их обучения, обеспечивающая их дальнейшее профессиональное развитие (Школа педагогического мастерства, семинары и тренинги), а также подготовка резерва (стажер-преподаватель). § Усовершенствование процесса мониторинга программы и оценки программы На кафедре инфекционных и тропических болезней регулярно проводится анкетирование резидентов по специальности «Инфекционные болезни, в том числе детские». Вопросы, предлагаемые в анкете, имели 5 возможных вариантов ответов с градацией от 1 – самый низкий балл до 5 – самый высокий балл. Результаты анкетирования показали, что обучение в резидентуре организовано на «5» и «4» баллов (100% респондентов), удовлетворительная клиническая база (100%), возможность овладения практическими навыками во время дежурства 70% оценили на «5», 20% - «4»; возможность доступа к аппаратуре, инструментарию базовой клиники 80% оценили на «5»; помощь куратора 80% респондентов оценивают как «5» баллов; контроль выполнения резидентом индивидуального плана оценена 80% резидентами на «5»; для 100% резидентов авторитетом на кафедре является заведующий кафедрой; 90% анкетируемых дали высокую оценку («5») возможности курации больных, проведения диагностических, лечебных манипуляций для освоения практических навыков в период обучения, 10% оценили эту возможность баллом «4»; доступность работы в библиотеке и в Интернет-классе 80% резидентов оценили высшим баллом «5»; никто из респондентов не имел трудностей в освоении материала при прохождении обучения; все анкетируемые отрицают случаи проявления коррупции при обучении в резидентуре. На вопрос – что усложняет процесс обучения в резидентуре – 14% указали наличие большого количества документации; малое количество часов, выделенное на обучение непосредственно по специальности, большое количество смежных дисциплин – 100%; нехватка материалов на государственном языке – 29%. Результаты анкетирования слушателей резидентуры обсуждаются на заседаниях кафедры и учитываются при проведении циклов по специальности «Инфекционные болезни». § Развитие организационной структуры, управления и менеджмента для преодоления изменяющихся обстоятельств и потребностей послевузовского обучения, и со временем сбор интересов различных групп заинтересованных сторон Ежегодно пересматривается организационная структура университета, с этой целью создаётся рабочая группа из числа ответственных сотрудников (проректора, директора департаментов). Оргстурктура КазНМУ с дополнениями и изменениями утверждается на первом заседании Ученого Совета в новом учебном году. Последний раз оргструктура была утверждена на УС КазНМУ (протокол №1 от 9.09.2015 г. «О реализации решения Ученого Совета «Предложения по формированию новой организационной структуры КазНМУ на 2015-2016 уч.год», протокол №11 от 30.06.2015 г. «Предложения по формированию новой организационной структуры КазНМУ на 2015-2016 уч.год»). Одним из существенных изменений, направленных на улучшение работы с выпускниками КазНМУ, на основе Отдела распределения и трудоустройства выпускников, был создан Центр профессиональной ориентации, развития студентов и трудоустройства выпускников. После подписания в 2010 г. Великой Хартии Университетов, КазНМУ принял на себя обязательства по реализации принципов Болонского процесса и перешел на трехуровневую систему подготовки выпускников (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD). В связи с этим в 2012 г. была создана Высшая медицинская Школа, в состав которой включены Деканат интернатуры и Деканат магистратуры, резидентуры и докторантуры PhD. Ранее находились в курации проректора по постдипломному образованию и клинической работе. Выполнив свою задачу по формированию образовательной траектории постдипломного обучения, а так же в целях обеспечения преемственности образования на уровне бакалавриата, интернатуры и резидентуры, Высшая медицинская Школа была упразднена и с 2014 г. был организован Деканат интернатуры и резидентуры, который передан под курацию Проректора по УМиСР. В целом по стандарту 9 «Непрерывное улучшение» можно отметить такие сильные стороны как: - Процессы обновления образовательной программы по резидентуре и улучшение практики её реализации происходят с учетом знаний и навыков, полученных преподавателями кафедры на обучающих мероприятиях (семинары, мастер-классы, конференции). - Повышение квалификации ППС каждые 5 лет. - Выпускники резидентуры могут в дальнейшем поступить на программу магистратуры и докторантуры PhD (Колоскова Е.А. обучается в докторантуры PhD).
Областями для улучшения организации учебного поцесса в резидентуре по специальности «Инфекционные болезни, в том числе детские» являются: - совершенствование материально-технической и учебно-методической базы кафедр в соответствии с мировыми тенденциями, разработка и внедрение новых методик и технологий преподавания учебных дисциплин, а также методик организации проведения различных видов занятий с акцентом на практический компонент;
- усиление интеграции образования, науки и практики, совершенствоание обучения через исследование; более активное участие резидентов в научно-медицинских исследованиях и увеличение публикаций, выступлений на научно-практических конференций республиканского уровня
-усовершенствование взаимоотношений между вузами и работодателями, развитие принципов дуального образования, более активное вовлечение работодателей в систему обеспечения качества и оценки образовательной программы, проведение совместных научных исследований; повышение заинтересованности практических врачей клинической базы в профессиональном обучении резидентов (разработка взаимовыгодной политики, стимулирующих механизмов и др.);
- в РК функционирует Ассоциация врачей-инфекционистов, участие которой следует предусмотреть в процесс разработки политики приема и отбора резидентов. Кроме того, необходимо создать ассоциацию резидентов, которые также могли бы принимать участие в данном процессе; - несмотря на то, что КазНМУ учитывает потребности общества, недостаточно обеспечивается потребность в специалистах–инфекционистах в РК, особенно в сельской местности. Необходимо постоянно пересматривать количество резидентов посредством консультирования с заинтересованными сторонами;
- -внедрение программы трехязычного обучения в резидентуре требует повышения компетнции ППС по професиональному английскому и казахскому языкам обучения;
- дальнейшее совершенствование педагогического мастерства через участие в Программе академической мобильности ППС в вузы РК, ближнего и дальнего зарубежья, поиск и разработка совместных программ двухсторонней академической мобильности между вузами-партнерами;
- совершенствование мониторинга образовательной программы с последующим внесением изменений в ее структуру, объем часов, содержание, конечные результаты обучения, оценку знаний и навыков, образовательных ресурсов (с учетоммнения резидентов по анализу анкет обратной связи следует пересмотреть ОП в плане увеличения объема часов по специальности);
-совершенствование системы контроля качества клинических базы и других образовательных ресурсов, материально-технического оснащения; - более эффективное использование информационных и коммуникационных технологий в системе менеджмента (электронный документооборот, расширение возможностей АИС-КазНМУ в резидентуре);
- дальнейшее улучшение материально-технической базы, оптимизация структуры и документооборота Университета для соответствия мировым стандартам.
|