Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактические материалы преподавателя






Студенты должны усвоить основные понятия проектного менеджмента, освоить этапы разработки и реализации проектов, определять риски и оценивать качество проекта, представлять систему и организацию проектного менеджмента, уметь применять методы такого управления.

Дисциплина «Управление проектами» разбита на модули (блоки), которые представляют собой логически завершенные части рабочей программы курса и являются тем комплексом знаний и умений, которые подлежат контролю.

Контроль освоения модулей (блоков) включает в себя выполнение письменных контрольных работ, предусмотренных рабочей программой дисциплины.

В курсе используются классические, аудиторные методы для всех занятий.

Лекция – главное звено цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

1. изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

2. логичность, четкость и ясность в изложении материала;

3. возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

4. опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

5. тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине, необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией.

Лекции, с учетом ограниченности лекционных часов, посвящаются рассмотрению наиболее важных концептуальных вопросов: основным понятиям; специфике управления проектами; обсуждению вопросов, трактовка которых в литературе еще не устоялась либо является противоречивой. В ходе лекций делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к семинарским и практическим занятиям.

Целью практических занятий является отработка навыков управления проектами, таких как планирование, мониторинг, подготовка отчетности по проекту и т.д.

Конкретные методики проектирования рассматриваются преимущественно на практических и семинарских занятиях, а также выносятся на самостоятельное изучение. Самостоятельная работа студентов сопровождает и поддерживает лекционный курс и практические занятия.

Предусмотрено широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития профессиональных навыков, обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»).

Основной целью практических и интерактивных занятий является контроль степени усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы практического занятия. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, излагаются студентами в форме реферативных обзоров с последующей их оценкой преподавателем и кратким изложением на практическом занятии или заслушиваются на практических занятиях в виде сообщений (5-7 минут) с обсуждением их студентами группы.

Для успешной подготовки устных сообщений на практических занятиях, кроме рекомендуемой к изучению литературы, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах «Эксперт», «Бизнес-журнал для малого и среднего бизнеса», «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Менеджмент в России и за рубежом», «Менеджмент сегодня», «Экономический анализ» и др. Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.

В процессе обучения должны сочетаться как активные, так и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые игры, разбор ситуаций, мастер-классы). Рекомендуются инновационные компьютерные технологии, основанные на операционных системах Windows, Linux, Open Sourse, а также интернет-ресурсы (сайты образовательных учреждений, ведомств, журналов, информационно-справочные системы, электронные учебники), которые ввиду их глобального распространения становятся на сегодняшний день обязательной компонентой стандартов образования.

В процессе проведения занятий используются следующие образовательные технологии:

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблем­ным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по пред­ложенной тематике.

Дискуссия групповая – метод организации современной коллективной деятельно­сти, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воз­действовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. Целью дискуссии яв­ляется интенсивное и продуктивное решение групповой задачи. Метод групповой дискус­сии обеспечивает глубокую проработку имеющейся информации, возможность высказы­вания студентами разных точек зрения по заданной преподавателем проблеме, тем самым способствуя выработке адекватного в данной ситуации решения. Метод групповой дис­куссии увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.

Доклад (презентация) – публичное сообщение, представляющее собой развер­нутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представ­лен различными участниками процесса обучения: преподавателем, приглашенным экспер­том, студентом, группой студентов.

Доклады направлены на более глубокое изучение студентами лекционного мате­риала или рассмотрения вопросов для дополнительного изучения.

Интерактивные методы обучения - методы обучения, при которых сам про­цесс передачи информации построен на принципе активного двухстороннего взаимодей­ствия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность студента, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения мате­риала, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, инициатив­ность студента, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ. Интерактивные методы включают: метод презентации, дискуссии, метод текущего кон­троля, метод тестирования и др.

В ходе семинарских и практических занятий осуществляется отработка навыков управления проектами. Поскольку в рамках отведенного количества аудиторных часов невозможно детально рассмотреть все темы дисциплины, то преподаватель, по своему усмотрению, некоторые вопросы выносит на самостоятельную работу студентов, рекомендуя ту или иную литературу.

На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые, как свидетельствует преподавательская практика, наиболее трудно усваиваются студентами. При обсуждении вопросов необходимо учитывать сложившуюся управленческую практику в нашей стране в последние годы. Для этого предполагается использование материалов из периодических изданий, также соответствующих материалов преподавателя.

Семинарские занятия включают в себя и специально подготовленные доклады, выступления по какой-либо сложной или особо актуальной проблеме. Тема для такого выступления может быть предложена преподавателям или избрана самим студентом. На семинаре студент проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.

Курс «Управление проектами» носит междисциплинарный характер. Это предопределило изучение в рамках курса вопросов, которые связаны с такими областями знаний, как «Логистика», «Финансы», «Риск-менеджмент», «Управление персоналом», «Управление качеством», и др.

Курс «Управление проектами» имеет не только широкий научный междисциплинарный фундамент, но и максимально приближен к практической жизни. Поэтому в ходе практических занятий студенты выполняют комплексные задания, в которых требуется разрабатывать планы управления проектами и провести анализ их выполнения.

Кроме того, применяются следующие формы работы студентов: подготовка презентаций, эссе, выполнение докладов, написание рефератов.

Для подготовки к экзаменам студентам следует использовать материалы лекций и учебные пособия, рекомендованные в списке основной и дополнительной литературы, также материалы периодики и сети Интернет.

В преподавании курса используется метод дискуссий, кейс-метод и тестирование.

Комплексное изучение учебной дисциплины «Управление проектами» предполагает овладение материалами лекций, учебной литературы, творческую работу студентов в ходе проведения практических и интерактивных занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.

При проведении занятий в аудитории используется интерактивное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный экран), что позволяет значительно активизировать процесс обучения. Это обеспечивается следующими предоставляемыми возможностями: отображением содержимого рабочего стола операционной системы компьютера на активном экране, имеющем размеры классной доски, имеющимися средствами мультимедиа; средствами дистанционного управления компьютером с помощью электронного карандаша и планшета. Использование интерактивного оборудования во время проведения занятий требует знаний и навыков работы со специализированными программами и умения пользоваться информационными технологиями.

В процессе изучения дисциплины предусматривается контроль знаний студентов: проверка расчетов, опрос во время занятий, контрольные работы, итоговые расчетно-графические работы в форме самостоятельно разработанных бизнес-проектов. Сроки проведения контроля указываются в календарных планах занятий.

Заочное обучение предусматривает большой удельный вес самостоятельной работы по сравнению с аудиторными занятиями.

При изучении дисциплины «Управление проектами» осуществляются следующие виды контроля:

- текущий контроль включается в себя аудиторную работу и выполнение тестовых заданий по пройденным темам;

- рубежный контроль осуществляется при выполнении контрольных работ, вынесенных преподавателем в рейтинг-план;

- итоговый контроль (экзамен) – предполагает на основе оценки уровня знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в течение семестра, разработанного индивидуально бизнес-проекта, установление качества проведенных образовательных услуг и соответствие приобретенных личностных и профессиональных качеств студента целевым установкам дисциплины.

В соответствие с рейтинг-планом дисциплины в V семестре осуществляется 2 рубежных контроля. Рубежные контроли проводятся в часы практических занятий, в письменной форме и включают задания по одному или нескольким разделам лекционного курса.

По каждому рубежному контролю имеются 3 варианта заданий. Вариант содержит тестовые задания либо теоретические вопросы, охватывающие блок тем, изученных на лекциях.

Итог изучения курса – экзамен – проводится в период зимней сессии. Предполагается устная форма в виде собеседования по теоретическим вопросам и анализа разработанного самостоятельно бизнес-проекта на основе практических заданий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал