Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
По изучению дисциплиныСтр 1 из 19Следующая ⇒
МоделиРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Методические Указания по изучению дисциплины студентам бакалавриата сельскохозяйственных вузов:
Направление подготовки 280700 Техносферная безопасность Профиль- Безопасность технологических процессов и производств
Ижевск 2015 Составитель канд. техн. наук, доцент кафедры БЖД Храмешин А.В. Моделирование чрезвычайных ситуаций: Методические указания по изучению дисциплины / ИжГСХА очного и заочного обучения. Предназначены для студентов направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность», профиль- «Безопасность технологических процессов и производств».
Утверждены методической комиссией Агроинженерного факультета. Данные методические указания являются дополнением к авторскому лекционному курсу, читаемому по дисциплине и являются руководством для самостоятельного изучения материала и выполнения расчётных работ в семестровый и межсессионный период.
Рецензенты: докт. техн. наук, профессор, проректор по УР ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА М.С. Волхонов,
канд. техн. наук, доцент кафедры ЭРМ ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА Ф.Р. Арсланов.
Ó А.В. Храмешин, 2015 Ó ФГБОУ ВПО ИжГСХА, 2015
______________________ электроннный _________________ Заказ тираж ИжГСХА 2015 Раздел 1 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
На земном шаре значительно возросло количество техногенных опасностей, угрожающих обществу, окружающей среде: химических, биотехнологических, атомных, оружейных, что существенно расширяет критическую зону для человека и природы. Чрезвычайные ситуации, катастрофы, аварии на гидротехнических, химических, сельскохозяйственных и военных производствах, газо- и нефтепроводах, АЭС становятся частым и обычным явлением. По данным ряда ученых, такие события, как стихийные бедствия, техногенные аварии, характеризуются ростом их числа на 57%, ростом ущерба — на 5, 1, ростом количества жертв — на 6, 1% ежегодно. Эта же тенденция будет сохраняться и усиливаться до 2030 г. (Проект Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации). Нынешний этап развития цивилизации — это этап разрастающегося социально-экологического кризиса, преодоление которого требует пересмотра всех основных " истин" в экономической, социальной, демографической и экологической сферах на основе согласования их с законами биосферы и вытекающими из них ограничениями. Перед миром встает огромная проблема: научиться моделировать, прогнозировать техногенные катастрофы, исключить момент " привыкания" к их возникновению и создать масштабные управленческие системы, не только организационно-технически, но и морально-психологически готовые к упреждающим действиям. В отношении к этим объектам позиция " ликвидации последствий" во многом является неприемлемой, хотя и здесь должна быть полная готовность. Размеры разрушающих последствий могут быть настолько велики, что надолго способны парализовать все ресурсы общества и природы. Всё это налагает на производство и эксплуатацию такого рода объектов со стороны общества, субъектов управления особую ответственность не только в виде существенных капиталовложений и соответствующей технической вооруженности, но и всесторонней готовности на долгосрочной основе осуществлять масштабные меры профилактики, прогнозирования. Речь также идет о создании средств и систем упреждающего реагирования, прежде всего научно-аналитических, информационных, способных предупреждать техногенные катастрофы. Назрела необходимость создания и надежного функционирования упреждающей системы управления техногенными объектами. Анализ показывает, что эти объекты во многом сегодня находятся в состоянии чрезвычайной ситуации, ряд из них не имеет надежной упреждающей защиты. Тактические средства быстрого реагирования на требования экстремальной ситуации, в том числе и информационно-аналитические, представляются далеко не оптимальными. Безопасность — одна из первейших потребностей человека, общества, государства, человечества. Ее сущность заключается в способности отражать, предупреждать, устранять опасности, угрожающие существованию указанных выше субъектов, а также разрушающие их фундаментальные интересы, без удовлетворения которых немыслимы жизнь, благополучие, развитие и прогресс. Своевременно устранять опасность возможно в случае адекватных методов, направленных на борьбу с ней. Выработка таких методов немыслима без подробного и всеобъемлющего изучения причин, ее порождающих. Следовательно, говоря о безопасности, мы всегда подразумеваем существование целого ряда причин, ее обусловливающих в различных сферах жизни человеческого общества, а также, меры для их устранения. Важно заметить, что, рассматривая современное общество, многие ученые и специалисты различных областей знания отмечают, что его качественной особенностью, неотъемлемой чертой его внутренней жизни является систематическое взаимодействие с угрозами и разрушениями, порождаемыми перманентным процессом модернизации, ставшим характерной чертой современной цивилизации, и полагают, что " производство рисков" — социальный процесс. В развитом обществе социальное производство материальных ценностей систематически сопровождается " социальным производством риска". Иначе говоря, в определенном отношении это катастрофическое общество, которое требует смены социологической парадигмы. Одной из характерных черт новой парадигмы развития должно быть государственное прогнозирование (моделирование) и регулирование процесса модернизации, переход от неограниченного к ограниченному риску, когда приоритетом является сохранение, защита природы и человека, предотвращение опасности. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
После изучения курса студент должен:
- владеть технологией, языком и системой моделирования, - уметь составить модель по словесному описанию, - уметь настроить модель, спланировать компьютерный эксперимент, - уметь представить модель в алгоритмическом и математическом виде (объекты и процессы), - уметь оперировать с элементами модели, - уметь оценить качество модели, интерпретировать ее результаты, - уметь показать теоретические основания модели.
|