Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Декабря. День 6. Третий выход.







В 19: 02 EST ЦУП поднял экипаж песней Джексона Брауна “Вылечи мои глаза” (Jackson Browne, “Doctor My Eyes”). В 22: 47 Масгрейву и Хоффману предстоял второй выход в космос для замены широкоугольной и планетарной камеры и двух магнетометров.

Новая WF/PC-2, как и первоначально установленная WF/PC-1 (рис.1), разработана в Лаборатории реактивного движения. Камера имеет 4 оптических подсистемы — три широкоугольных и одну для наблюдения планет. Разработка усовершенствованного варианта камеры обошлась в 101 млн $. Астронавты придумали для труднопроизносимого сокращения WF/PC коротенькое словечко — вифпик (wifpic). На ее замену график выхода отводил 4 час 15 мин. Еще за 1 час астронавты должны были заменить оба магнитометра, “страдающие” высоким уровнем фонового шума. Датчики, дающие трехмерную картину магнитного поля вокруг телескопа, позволяют управлять его ориентацией наиболее эффективно.

Рис.1. Оптическая схема телескопа

Масгрейв и Хоффман разгерметизировали ШК в 22: 33 и вышли в грузовой отсек в 22: 35-22: 36 EST (03: 35-03: 36 ОМТ).

Как и во время первого выхода, Джеффри Хоффман разместился на якоре манипулятора, а Стори Масгрейв зафиксировался на переносном якоре в нижней части корпуса телескопа.

После того, как средства крепления камеры были сняты, Николлье подвел манипулятор с Хоффманом в положение для извлечения камеры. Чтобы солнечный свет не повредил оборудование КТХ, операция по извлечению старой WF/PC-1 проводилась на ночной стороне 73-го витка. Единственным источником света были фонарики на шлемах астронавтов и лампа, светившая через иллюминатор кабины. Джеффри Хоффман взялся за ручки камеры, и Николлье начал медленно отводить манипулятор назад. Масгрейв подстраховывал операцию и не разрешал камере качаться. Извлечение прошло безукоризненно: двухметровый блок вышел из корпуса телескопа, как ящик из стола.

Полностью вынув камеру из телескопа, Хоффман закрепил ее на временной опоре в грузовом отсеке. Масгрейв осмотрел объем, в котором размешалась камера. Переместившись к транспортному контейнеру с новой WF/PC-2, астронавты прикрепили к ней рукоятку для транспортировки.

В 00: 24 7 декабря Джефф Хоффман извлек из контейнера новую камеру. “О, посмотрите на этого бэби, — произнес он, снимая крышку контейнера. — Это великолепный, потрясающий новый вифпик! С ним мы увидим отличные картинки.” “Бэби” имел нешуточную массу в 277 кг.

Установка новой камеры также выполнялась в тени. Это была самая ответственная и потенциально опасная операция, так как на самом конце камеры находилось зеркало, которое могло быть повреждено при любом толчке. Перед установкой Стори Масгрейв снял с него защитную крышку. Постоянно советуясь друг с другом, Масгрейв и Хоффман установили вторую ШПК на направляющие. “Моя сторона выглядит хорошо, ” — доложил Хоффман. “Моя — отлично, ” — ответил Масгрейв.

В 01: 06, ровно через 2.5 часа после начала выхода (в это время “Индевор” шел на 74-м витке над Мексиканским заливом), Джеффри Хоффман осторожно задвинул WF/PC-2 на место. “Идет хорошо, очень хорошо. Кажется, она там, отлично, ” — сказал он. На установке WF/PC-2 астронавты сэкономили 45 минут. “Думаю, что многие ученые с нетерпением ждут использования этой прекрасной вещи, ” — с удовлетворением отметил Хоффман.

Через 35 минут Земля подтвердила, что камера прошла первый тест включения электропитания. По плану тест должен был быть выполнен в 02: 20.

Теперь предстояла работа по замене магнитометров, расположенных вблизи входного отверстия телескопа. Хоффман и Масгрейв разместились вместе на якоре манипулятора. Чтобы механическая рука могла доставить астронавтов к верхнему концу телескопа, он был наклонен вперед на рабочем столе. Манипулятором при подъеме управлял пилот шаттла Кеннет Бауэрсокс. “И не забудь, Сокс, я боюсь высоты! ” — предупредил его Масгрейв. (Еще в ходе тренировок на Земле две пары астронавтов боролись за право выполнить операцию по замене магнитометров, поскольку в полете эта работа давала им возможность взглянуть на Землю с совершенно неожиданной точки.)

Группа управления КТХ подготовила к замене первый магнитометр. Основную работу выполнял Хоффман. После того, как первый магнитометр был заменен, STOCC провел его электрический и функциональный тест. За этим последовали установка и тестирование второго прибора.

Не обошлось без неприятности: две внешние панели корпуса одного из старых датчиков отвалились прямо в руках у Хоффмана. Потерявший изолирующее покрытие магнитометр мог начать выделение газов, опасных для оптики телескопа. Обсудив сначала возможность изолировать датчик мешком, руководители полета затем приняли решение подготовить для обоих старых магнитометров крышки из подручного материала — вакуумно-тепловой изоляции с контейнера для инструментов в грузовом отсеке. Эта работа будет выполнена в одном из двух оставшихся выходов. В остальном установка магнитометров прошла нормально, проверки показали, что оба прибора подключены правильно.

“С каждым днем это все больше похоже на “А вы и это можете? '”, — передал на борт “Индевора” Харбо из Хьюстона, когда Масгрейв и Хоффман заканчивали свой выход. “Мы знаем, что нам до сих пор невероятно везет, — отозвался Кови. — Мы надеемся, что наше везение продлится и дальше.”

Масгрейв и Хоффман возвратились в шлюзовую камеру корабля и в 05: 22 закончили выход. Продолжительность третьего выхода составила 6 часов 47 минут. Вместе со своим первым выходом в апреле 1983 года Масгрейв набрал 19 часов работ вне корабля. Три выхода Хоффмана дали в сумме 17 часов 51 минуту.

Функциональный тест WF/PC должен был начаться в 05: 40, а сброс информации с полученным пробным изображением — в 07: 35.

Время сна астронавтов настало в 10: 57.

Успешно выполнив установку камеры, экипаж “Индевора” уже выполнил минимально допустимый объем ремонтных работ. “Но я не думаю, что кто-нибудь будет доволен, если мы оставим “Хаббл” как он есть сейчас, ” — заметил Джо Ротенберг, курирующий ремонтный полет к телескопу от руководства НАСА. Воистину, аппетит приходит во время еды!


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал