Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория, построенная на догадках.
Любая теория начинается с предположений. Доктор Бразелтон охотно соглашается, что в основе его теории лежат «некоторые догадки и допущения». Вместе с тем, для внедрения на практике (особенно в медицине), теории нужны научные доказательства. «Теория о готовности ребенка» является всего лишь теорией, и она не может привести доказательств или научно подтвержденных фактов.
Бразелтон предполагает, что ребенка нельзя начинать обучать «туалетному делу» до тех пор, пока он или она не начнет ходить, приседать и разговаривать. В самом начале своей статьи он пишет о том, что «способность рефлекторно осознавать мышцы сфинктера у детей проявляется к 9 месяцам», а «желание добровольно сотрудничать с родителями возникает в период с 12 до 15 месяцев». Тем не менее, под конец статьи он неожиданно приходит к выводу о том, что «не рекомендуется начинать обучение до 18 месяцев».
Бразелтон считает, что к ребенку нужен мягкий подход, и его идеи встречают понимание в обществе, которое хочет гуманности. Но затем Бразелтон идет далее, утверждая, что раннее обучение – принудительно и насильно. Бразелтон уверяет читателей (родителей и педиатров), что ребенок психологически не готов обучаться до тех пор, пока он (она) не осознает желание управлять своими внутренними мускулами, и не сможет поддерживать разговор о горшочке. Он считает, что только подросший ребенок может быть достаточно социальным, идти на компромисс, и вырабатывать независимость и свою внутреннюю автономию – забывая о природном желании ребенка учиться, независимо от внешнего одобрения или неодобрения.
В ответ на вопросы о том, почему ребенок не может начать обучаться в 9 месяцев, т.е. тогда, когда «начинает рефлекторно осознавать мышцы сфинктера», и почему надо ждать до 18 месяцев, Бразелтон отвечает, что сначала ребенок должен развиться в других сферах - например, начать ходить. «Это особенно важно, -подчеркивает он, - потому, что приучение к горшку - комплексный процесс». Не совсем понятно, что он имеет в виду под словом «комплексный»; обоснований не приводится никаких. Как-то странно, что обучение горшку – более комплексный процесс, чем ходьба или другие аспекты развития ребенка.
В моем толковом словаре Коллинза слово «теория» имеет два значения. Одно из них – «Система правил, законов и процедур, необходимых для получения результата». Второе - «Предположение, умозаключение, идея». Теория о готовности ребенка – это именно второй случай: умозаключение в чистом виде, без доказательств.
Тем не менее, с мощной рекламной поддержкой, идея доктора Бразелтона завоевала континент. Практически любой западный родитель мгновенно может объяснить, почему надо подождать – «потому, что ребенок еще не готов». Фактически, многие американские и канадские дети могут выговорить фразу «контроль за мышцами сфинктера» - и в этом же возрасте не могут осуществить это на практике.
Изначально предполагая, что ребенок «еще не готов», вы отмахнетесь от попыток ребенка объяснить, что это не так. Вы проигнорируете явные «сигналы» и доказательства готовности вашего ребенка. В результате уже подросший малыш долго – долго будет «не готовым», пытаясь интеллектуально осознать и идентифицировать сенсорные ощущения тела, которые подавлены и забыты.
В течение 10 лет Бразелтон вел наблюдения за 1170 детишками, родителей которых попросили испытать метод на практике. В ходе эксперимента родителей пригласили начать приучение к горшку строго в возрасте 18 месяцев; ни один родитель не начал обучение в 12 месяцев или раньше. К полутора годам способность «сигналить» и распознавать свои ощущения осталась далеко позади, идеальное время для обучения закончилось. Записи Бразелтона показывают следующие результаты: из 1170 детей 22% не закончили свое обучение к 3, 5 годам. В среднем, дети оставались сухими днем и ночью к возрасту 2, 9 лет, а сухими только днем - в 2, 5 года. Результаты уверенно опровергли предположение, что подросший ребенок может обучиться мгновенно, «как только станет к этому готов». По идее, когда практический результат опровергает теорию, теория должна быть отменена или скорректирована. С теорией Т.Б. Бразелтона не произошло ничего подобного.
|