Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Все же что это – возвращение к административной модели времен Российской империи или в корне что-то иное?






- Конечно, это структура, имеющая синодальную модель организационной и психологической основой. Однако все же это нечто иное, так как синодальная модель, при всем ее противоканоническом характере, была организована христианами, в христианском обществе. И здесь есть то отличие между сергианством и синодальщиной, к которому я вел весь этот разговор.

Так… и в чем же, наконец, состоит это отличие?

- Оно состоит в том, что в синодальный период епископы, опутанные государственной имперской бюрократией, не знали иной практической альтернативы каноническим безобразиям. Для них независимое Тело Христово, организованное на основе канонов, было далекой мечтой. А Сергий был уже в ином положении: в Церкви уже 10 лет как не было фактически никакой вертикали, патриарх и его местоблюстители выступали, скорее, в качестве символов церковного единства, чем как полновластные органы, а гонения только способствовали возврату к каноническому строю, росту самостоятельности и епархий, и приходских общин, и отдельных христиан, и возвращению к принципу выборности священства и епископов. Иными словами, медленно нарождалось и проявлялось настоящее Тело Христово, каким оно и должно быть – соборное, апостольское, святое и единое в Духе.

Сергий все это видел, – и, тем не менее, все это, уже живое, согласился прекратить и разорвать ради сохранения пустой административно-обрядовой оболочки, ради сохранения организации. И это тоже определяет качественную инаковость сергианства, по сравнению с предшествующими периодами, и делает его не просто каноническим нарушением, бесчинием или даже расколом, – но предательством Церкви и экклесиологической ересью.

Меня вот что беспокоит: догматический спор Сергия с новомучениками о вере настолько сильно переплетен с вопросами нарушения канонов, самочиния и узурпации власти и даже нравственно-аскетическими вопросами, что не очень понятно, в чем заключалась сергиевская ересь!

- Тому есть объяснение – в споре сергиан явственно обнаружилось, насколько тесно связан вопрос верности канонам и соборному устроению с самой природой Церкви, догматическим определением ее свойств, данных в Символе веры. Поэтому отход от канонического устройства, самочинная узурпация власти, попирающая принцип соборного рассмотрения дел, обнаруживает также и отвержение догмата о Церкви.

То есть, можно сказать, что вера в Церковь, как и отречение от нее, обнаруживаются во всей этой истории противостояния новомучеников сергианству через практические поступки, являющие веру в Церковь – или, напротив, утрату этой веры – в конкретных действиях?

- Да. Как об этом говорит священномученик Иларион Поречский, в своем послании митрополиту Казанскому Кириллу:

«Если признать декларацию и самочинный синод до рассмотрения Собора, это значит отвергнуть 9 член Символа Веры, отвергнуть и посмеяться над постановлением Поместного Собора 1917/18 гг. и VI и VII Вселенских Соборов и принять учение новое, противное христианству, это равносильно не прямо, но косвенно отречься от Христа Бога нашего, загробной жизни и воскресения и совершить отступничество».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал