Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Финансовое сотрудничество для развития
6. После конференции в Монтеррее были начаты несколько важных проектов, действующих в направлениях, указанных «Монтеррейскими соглашениями». В программе «Действие против Голода и Бедности» первоначально предложенной несколькими развитыми и развивающимися странами и позднее поддержанной многими другими государствами, был определен ряд возможных новаторских источников финансирования: сбор солидарности, взимаемый с авиационных тарифов, снижение утечки от налогов, возможной благодаря существованию «налогового рая», привлечение средств, посылаемых эмигрантами в их родные страны, например, в программы микрокредитов, способствующие развитию этих стран; налог на валютные транзакци и/или торговлю оружием; создание инновационных кредитных инструментов, таких как «International Financial Facility»; добровольное участие в ассоциациях по использованию кредитных карт; вложение средств в «этические фонды», сбор средств через лотереи солидарности. Некоторые из этих предложений были частично приняты. Пилотный проект сбора солидарности, взимаемого с авиационных тарифов, уже работает в ряде государств, собранные средства направляются в фонд покупки лекарств против малярии, туберкулеза и СПИД, напрямую подчиняющийся Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ). Также в 2006 году предложение создать «International Financial Facility» вылилось во введение IFFI (IFF для иммунизации), к этой инициативе присоединился ряд стран. По сути, речь идет о выпуске международных ценных бумаг, размещенных на рынке. Эти ценные бумаги позволили собрать частные средства для финансирования программ вакцинации. Страны, выпустившие ценные бумаги, приняли на себя расходы и будущее возмещение полученных средств, обязуясь взамен предоставить ресурсы на развитие. Это обязательство на самом деле надежно в той мере, в какой его несоблюдение нанесет ущерб репутации страны на международных финансовых рынках, от которых зависит финансирование государственных бюджетных дефицитов. Все эти инициативы объединяет стремление сделать финансирование развития независимым от сбора налогов и бюджетных решений в каждой стране. 7. Хотя в финансировании развития и наблюдается продвижение вперед, сотрудничество в этой области все еще представляет собой серьезную проблему. Кроме того, во многих других областях действия, входящих в «Монтеррейское соглашение», не наблюдается никакого прогресса. Прежде всего это касается системных вопросов, в частности, единства действий в международной экономической политике. Вспомним, например, о взаимосвязях между политикой содействия развитию и торговой политикой развитых стран: различные формы скрытого и явного протекционизма, а также сохраняющиеся ограничения доступа экспортных товаров бедных стран на рынки стран богатых, представляют собой громадный барьер на пути развития. Национальная политика продолжает оставаться нескоординированной: одна рука дает, а вторая забирает обратно. Последнее важное предостережение: следует быть осторожными и не путать средства (денежные ресурсы) и цель, то есть развитие. Недостаточно располагать достаточным финансированием, чтобы полагать, что автоматически мы уже достигли развития. Это не «результат», который получают в конце. Это путь, который ежедневно прокладывают конкретные решения многих участников процесса: правительств стран-доноров и стран, получающих помощь, неправительственных организаций, местных общин. В вопросе общественной помощи развитию (главном вопросе конференции в Дохе, в которой примут участие прежде всего государства) следует вспомнить, что международное сообщество недавно поднимало на конференции в Аккре (апрель 2008, сессия Конференции ООН по торговле и развитию - прим. перев.) вопрос об эффективности помощи. Сегодня господствующей является тенденция рассматривать канал «от государства к государству», так называемую бюджетную поддержку, как наиболее эффективный путь предоставления финансовой помощи странам с низкими доходами. К этой тенденции следует относиться с определенной осторожностью, поскольку она несет в себе риск «бюрократизации» национальной политики в области борьбы с бедностью и реорганизации средств, доступных через различные формы местных общественных инициатив, как через организации гражданского общества, так и через структуры, укорененные в местных реалиях, такие как организации верующих (faith based организации - их члены разделяют определенные религиозные или общественные взгляды и в соответствии с ними занимаются социальным служением и помощью развивающимся странам; правительство президента Буша-младшего использовало такие организации - христианские, мусульманские и иудейские - для помощи странам третьего мира - прим. перев). Так или иначе, эти структуры - подлинные протагонисты развития, понимаемого как последовательное движение изо дня в день.
|