Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ранговый ряд личностных качеств учителей по плотности таксонов
Целостный подход к личности учителя и критическая оценка возможности выполнения им на практике всех предъявляемых требований позволяют выделить с помощью таксонометрического анализа стилевые особенности, наиболее важные личностные параметры, а через них и предпочитаемые виды деятельности отдельных педагогов. Оказалось, что по плотности кластеров на первое место выдвинулось такое качество, как требовательность, затем идут общительность и внешняя привлекательность. Наименьшая плотность у таких качеств, как профессиональная компетентность, пластичность поведения и эмоциональность. Несмотря на общие тенденции, в различных профессиональных группах учителей сохраняется определенная специфика, которая вполне отражает образ данного типа учителя-предметника. Так, у филологов высший рейтинг получило такое качество, как «сильная воля», в группу ведущих попали также «стремление к творчеству» и «доброта». Биологи отдали предпочтение «энергичности» и «высокой нравственности». В то же время «энергичность» имеет низкий рейтинг и у математиков, и у учителей иностранного языка. Интересно, что «высокий интеллект» имеет наибольший рейтинг в структуре личностных качеств педагога, а при рассмотрении его значимости через призму выполняемых функций имеет низкую плотность. Возможно, это вызвано тем, что опрашиваемые придают гораздо большее значение при реализации педагогических функций требовательности и общительности, чем интеллекту, эмоциональности, пластичности поведения. Рассмотрение значимых связей позволило выявить в совокупности имеющихся качеств отдельные их блоки, свидетельствующие о существовании профессиональных стилей педагогической деятельности. Именно эти стили, раскрытые через призму отношений с объектом педагогической деятельности, могут быть использованы как основание профессиональной типологии. В наиболее общем виде было выявлено два основных направления типизации. Первое направление определяется такими личностными качествами, как требовательность и профессиональная компетентность. Функциональная структура данного направления типизации и взаимосвязи между входящими в него качествами выглядит следующим образом (рис. 3). Очевидно, что внутри данного направления типизации можно выделить два типа, условно названные «организатор» и «предметник». Структуру первого типа составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Для «предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. Согласно имеющимся связям, велика вероятность существования и промежуточного типа «предметник–организатор», сочетающего в себе характеристики обоих этих типов. Возможно, что его отличием от «предметника» будет более жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно внутри предметных знаний. Это позволяет дифференцировать его от «чистого организатора», основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы.
Рис. 3. Структурные связи первого основания типизации педагогов
Второе направление типизации оказывается образованным такими личностными параметрами, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность, высокий интеллект, общая культура. Слабость связей между показателями общительности и интеллекта наводит на мысль о существовании внутри данного направления также двух типов педагогов, структура личности которых представлена на рис. 4.
Рис. 4. Структурные связи второго основания типизации педагогов
Условно эти типы педагогов были обозначены как «коммуникатор» и «просветитель», или «интеллигент». Структуру первого типа составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Тип «интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью. Последнее качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими типами. Это является подтверждением тому, что вполне возможно обнаружение промежуточного типа, условно – «интеллигента-оптимиста», обладающего выраженностью качеств обоих типов. Вероятно, существуют промежуточные типы, образованные разными направлениями типизации педагогов, основанные на базе предметных знаний, например «предметник-коммуникатор», «предметник-просветитель». В то же время вероятность появления «интеллигента-организатора» очень мала, хотя теоретически и этот тип имеет право на существование. Среди экспериментально выделенных типов учителей (коммуникатор, предметник, организатор и интеллигент) каждый имеет свои способы, механизмы и каналы передачи воспитательных воздействий. Так, учитель-коммуникатор, отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни, и естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика. Для учителя-предметника, рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т. д. Учитель-организатор, нередко являющийся лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т. д. Учитель-интеллигент, или просветитель, отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы. Предложенный подход к оценке профессионализма учителя предполагает введение учета профессиональной направленности и профессиональной ориентации педагога при его работе с различными возрастными контингентами, а также при приеме на работу в различные типы учебных заведений, чтобы обеспечить разнонаправленность влияния на учащихся. В ходе профессиональной деятельности особенности каждого из выделенных типов могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, напоминая изменения, происходящие в личности при акцентуациях. Так, для учителя-коммуникатора характерны излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как к существу молодому, неопытному («сюсюканье»), стремление затронуть интимные темы и пр. Учитель-организатор может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их, как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремится командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания. Нередко учителя-организаторы реализуют свои потребности в каких-нибудь общественных организациях, где их активность выглядит вполне уместной. Учитель-интеллигент в результате длительного пребывания в профессии может сформировать у себя склонность к рассуждательству, мудрствованию и, в зависимости от условий, может стать «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодежь за безнравственность, или, благодаря любви к самоанализу, уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве. Изменения личности учителя-предметника оказываются связанными со знаниями той дисциплины, которую он преподает. В связи с этим учителя данного типа пытаются внести элемент «научности» в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета. В силу своих особенностей и многочисленности данный тип профессиональных отклонений представляет собой особый уровень – специфический. В ходе дальнейшей работы для упрощения процедуры исследования и внедрения полученных результатов в практику был разработан и апробирован специальный опросник, с помощью которого результаты исследований практически полностью совпали с полученными ранее характеристиками. Оценка профессиональной направленности личности учителя. Нередко школьные практические психологи сталкиваются с проблемой оценки степени включенности учителя в профессию, определения механизмов, через которые профессиональная деятельность воздействует на личность, выявления типических педагогических деформаций личности. Однако существование огромного количества критериев и оснований типизации педагогов нередко затрудняет эти поиски. При этом одни учителя добиваются успеха, находя для себя совершенно различные области деятельности: один как друг и советчик молодежи, другой, способствуя развитию независимого и смелого мышления у выдающихся учащихся, а еще кто-то, устраняя причины недостатков у слабых учащихся. Нельзя сказать, что один из этих типов лучше, чем другой: все они необходимы. В предлагаемом Вашему вниманию опроснике заложена идея оценки и сравнения между собой различных типов педагогов. Инструкция. В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом, соответственно, возможны два варианта ответов: а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени; б) неверно, описываемое свойство нетипично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени. Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа и отметьте его на листе ответов, зачеркнув нужную букву.
(а, б) 1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей. 2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью. 3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека. 4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали. 5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку. 6. Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом. 7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом. 8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет. 9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен. 10. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет. 11. Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать. 12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка. 13. Большинство моих друзей – люди, интересы которых лежат в сфере моей профессии. 14. Я подолгу анализирую свое поведение. 15. Дома а веду себя за столом так же, как в ресторане. 16. В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории. 17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения. 18. Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине. 19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают. 20. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих. 21. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их. 22. Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива. 23. Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей. 24. Я не могу быть равнодушным к проблемам других. 25. Я всегда охотно признаю свою ошибки. 26. Худшее наказание для меня – быть закрытым в одиночестве. 27. Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого. 28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу. 29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать. 30. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услуги. 31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю. 32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности. 33. Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни. 34. Окружающие считают мою семью интеллигентной. 35. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять. 36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди. 37. Если есть выбор, то я предпочитаю, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету, организовать внеклассное мероприятие. 38. Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету. 39. Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики. 40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами. 41. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть. 42. Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью. 43. Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации. 44. Моя любезность часто не нравится другим людям. 45. Были случаи, когда я завидовал удаче других. 46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом. 47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям. 48. Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я в первую очередь набрал бы книг по моему предмету. 49. Я проявляю активное участие в судьбе других. 50. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей. Обработка. Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале: – ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл; – ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0. Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3–7 баллов. Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты и они не подлежат дальнейшей интерпретации. Код опросника: Общительность –1б, 6б, 11б, 16б, 21 а, 26а, 31а, 36а, 41а, 46а. Организованность – 2а, 7а, 12а, 17а, 22б, 27б, 32б, 37а, 42а, 47а. Направленность на предмет – 3а, 8а, 13а, 18а, 23а, 28а, 33а, 38а, 43а, 48а. Интеллигентность – 4а, 9а, 14а, 19а, 24а, 29б, 34а, 39а, 44а, 49а. Мотивация одобрения – 5а, 10а, 15а, 20б, 25а, 30а, 35а, 40б, 45б, 50а. Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее 3 баллов, и ярко выраженным при количестве баллов более 7. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности. Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности специалиста, когда происходит, с одной стороны, усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой – изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации. Эти особенности могут все более глубоко включаться в структуру личности, иерархизируя ее, напоминая изменения, происходящие в личности при акцентуациях. Полученные данные позволяют по-новому подойти к процессу подготовки и деятельности педагогов. Очевидно, что учителя в силу своих личностных особенностей оказываются в наилучшей степени приспособленными для реализации одних профессиональных функций, в то время как реализация других функций оказывается им просто недоступной. Так «интеллигент» без особого труда способен обеспечить выполнение в своей профессиональной деятельности гностической, воспитательной, информационной, пропагандистской, развивающей, исследовательской и функции самосовершенствования. «Предметник» лучше реализует конструктивную, методическую, обучающую, ориентировочную функции; «организатор» – исполнительную, мобилизационную, организаторскую; «коммуникатор» – лишь коммуникативную функцию. Отметим, что речь идет не об абсолютном, а только об относительном преимуществе, т. е. и «коммуникатор» может выполнить организаторскую работу, но у него это отнимет больше сил и времени, чем у «организатора».
|