Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чего и кого следует избегать 4 страница
С того времени мы оказывали работе SEN второстепенную помощь в качестве консультантов и авторов ее печатных материалов. Сотрудники сети расширили и развили многие из идей, зарождавшихся в Эсалене, и добавили к ним новые услуги. Они продолжили работу над картотекой и поддерживают телефонную связь более чем с тысячей помощников, в число которых входят представители самых разных профессий и слоев общества — психологи, психиатры, работники служб социального обесечения, психотерапевты, врачи, священники и многие другие. SEN расширила свою образовательную программу, включив в нее регулярные семинары и лекции по темам, связанным с духовным кризисом, а также распространение соответствующих статей, библиографий, аудио- и видеозаписей. Перcонал SEN провел ряд открытых конференций для тех, кто связан с этой областью, и провел большую работу по привлечению внимания специалистов путем организации дискуссионных групп, обучающих семинаров и исследовательских проектов. Помимо регулярного распространения информационного бюллетеня начал издаваться специальный журнал. Вся эта деятельность проводится в крохотном офисе в помещении института небольшим штатным персоналом и впечатляющим числом добровольцев. Едва сводя концы с концами с помощью бюджета, состоящего из эпизодических пожертвований и членских взносов, преданные своему делу сотрудники справляются с большим количеством телефонных звонков и с множеством других задач, которые связаны с деятельностью международной информационной сети. Из-за того, что область духовного кризиса так нова, SEN было трудно получить официальные гранты, для которых часто требуется обоснование с помощью исследовательских проектов. В настоящее время сотрудники SEN собирают клинические данные и материалы о случаях кризиса у людей, обращающихся к ним за помощью, и надеются создать подобные центры и в других странах. Несмотря на постоянно растущий запас информации, им пока не удалось организовать активные исследования из-за финансовых ограничений. Мы надеемся, что планы на будущее помогут разрешить эту проблему. Кроме того, SEN надеется увеличить свой персонал, чтобы проводить тренинги для профессионалов, полупрофессионалов* и всех тех людей, которые захотят участвовать в работе центров круглосуточной помощи. Чтобы становиться все более доступной для широкой общественности, SEN также планирует готовить команды для оказания помощи переживающим духовный кризис и их семьям на дому. Здесь тоже открывается много возможностей для дальнейших исследований. Сотрудники SEN надеются выступать в роли консультантов для различных сообществ, заинтересованных в том, чтобы научиться справляться с духовными кризисами. Кроме того, они собираются сосредоточиться на использовании искусства как средства интеграции преобразующих переживаний в повседневную жизнь, а также разработать программу, для растущего числа молодых людей, которые без достаточной поддержки подвергаются духовным ритуалам перехода**. За первые годы своего существования SEN сделала очень много. Она достигла важного прогресса в формализации понятия духовного самораскрытия/кризиса на языке современной науки о душевном здоровье. Она способствовала пониманию того, что люди могут переживать мощный преобразующий процесс, который, хотя и может быть драматичным, однако не является патологическим. Посредством обучения она помогла специалистам и другим людям научиться отличать таких людей от тех, кто нуждается в медицинском лечении, и создала растущую сеть поддержки. Предстоит сделать еще очень многое, и все, кто участвует в деятельности SEN, как и мы сами, полагают, что их работа только начинается. Приложение 2 Каким нам видится круглосуточный центр Все годы, когда мы путешествовали и рассказывали о кризисах преобразования личности, на наших лекциях чаще всего можно было слышать вопрос о том, есть ли какие-то места, где клиентам предоставляется возможность проходить через подобные переживания без традиционного психиатрического вмешательства и под наблюдением тех, кто понимает сущность происходящего процесса. Хотя некоторые заведения с такими целями уже открывались в прошлом (к примеру, центр «Диабазис», созданный Джоном Перри в Сан-Франциско), все они, в конечном счете, закрылись из-за финансовых проблем. Эти трудности отражают отсутствие в нашей культуре понимания важности преобразующего путешествия. Хотя услуги центра «Диабазис» стоили гораздо меньше, чем традиционная психиатрическая госпитализация, ни одна страховая компания не хотела оплачивать счета за предоставлявшийся там уход, поскольку это альтернативное лечение не было признано профессионалами как приемлемое и законное. За время, прошедшее с тех пор, очень многое изменилось. Глобальный кризис, быстрый рост стоимости психиатрического лечения, возрождение интереса к духовности и одновременное увеличение числа случаев духовного кризиса привели нас к такому этапу, когда такие приюты для тех, кто переживает духовный кризис, могут оказаться вполне жизнеспособными. С возрастанием спроса на новое понимание и заботу о людях, переживающих духовный кризис, не могут не появиться новые возможности для создания подобных центров лечения. Мы верим, что центры по работе с духовными кризисами можно организовать так, чтобы они были приемлемыми для медицинского истэблишмента и страховых компаний в качестве эффективной альтернативы традиционному психиатрическому лечению. Такие центры легко могли бы возникнуть точно так же, как в свое время под нажимом общественного мнения и в ответ на потребность в более человечном и естественном подходе к рождению и смерти возникли центры подготовки к родам и центры для умирающих. Рождение, смерть и духовное преобразование — это такие врожденные и важные аспекты нашей жизни, что для каждого из них представляется необходимым создавать специальную поддерживающую обстановку. Далее мы расскажем, каким, на наш взгляд, должен быть круглосуточный стационар для людей, переживающих духовный кризис. Поскольку эта область относительно нова, некоторые аспекты этой модели необходимо проверить, дополнить или изменить. Наше описание носит лишь самый общий характер. Конкретные детали придется разрабатывать в соответствии со спецификой каждой отдельной ситуации. Общая идея. Концепция стационарного приюта для людей, переживающих духовный кризис, основана на понимании того, что к преобразующему процессу следует подходить с доверием и поддержкой, а не пытаться его подавлять или контролировать. Клиенты не считаются пациентами, а сотрудники персонала не называются специалистами по лечению. Скорее, каждый человек рассматривается просто как участник определенного этапа эволюционного путешествия. Кто-то имеет больше знаний, опыта и навыков, чем другие, но со временем это может меняться. Персонал обязан создавать такой контекст, в котором процесс сможет идти своим естественным путем. Место. В идеале такое убежище должно располагаться в природной среде, так как во время духовного кризиса люди зачастую очень восприимчивы и чувствительны к окружающему миру. Если это невозможно, то клиенты и персонал должны хоть как-то соприкасаться с травой, деревьями, пляжами, горами, солнечным светом, садом или другими аспектами природы. Центр должен находиться на достаточном удалении от соседних зданий, чтобы эмоциональная экспрессия, столь часто сопровождающая кризис, не беспокоила других людей. Строение (или строения) центра должны иметь уютный домашний вид с покрытыми коврами общими помещениями для групповой деятельности и собраний, спальнями и кухней. Необходимо иметь одну или две комнаты почти или совсем без мебели, и со стенами и полом, покрытыми подушками для тех, кому нужно безопасное место во время критических стадий процесса. Для тех, кто находит комфорт и исцеление в воде, следует предусмотреть горячие ванны или джакузи. Вся окружающая обстановка должна быть эстетически приятной и не похожей на больницу. Дом надо покрасить так же, как обычно красят жилые дома, и в нем должно быть много комнатных растений и свежих цветов на столах. Для трапезы следует готовить и подавать питательную и здоровую пищу, очень внимательно подходя к ее качеству и внешнему виду. На столах всегда должны стоять вазы со свежими фруктами. Возле дома должен быть красивый ухоженный сад, где выращиваются цветы и овощи, чтобы клиенты могли проводить там время за копанием грядок и уходом за растениями для уравновешивания своих сложных внутренних переживаний. В идеале, хорошо иметь и плавательный бассейн, где люди смогли бы активно выражать и выводить наружу непрошенные энергии, возникающие по ходу процесса. Для той же цели можно использовать бег трусцой в соседнем парке или другую энергичную деятельность. Персонал. Персонал может состоять из специалистов в области душевного здоровья, технических работников и других людей, готовых предложить свою помощь. Все члены персонала должны быть лично преданы идее поощрения, а не подавления выражения внутренних переживаний. Конкретный состав персонала зависит от требований, которые предъявляет каждая отдельная ситуация. Однако в любом случае важно иметь обученных помощников, готовых поддерживать и сопровождать других людей в ходе духовного кризиса. Общим требованием для всех сотрудников центра — поваров, администраторов, консультантов, врачей, психотерапевтов и помощников — является наличие теоретической и эмпирической подготовки. Подготовка может быть результатом их собственного духовного кризиса, какого-либо эмпирического метода, вроде холотропного дыхания, либо того или иного вида духовной практики, которая включает в себя состояния, аналогичные тем, что встречаются при духовном кризисе. Собственный опыт сотрудников наряду с хорошей теоретической подготовкой должен позволять им распознавать и понимать изнутри те процессы, которые они наблюдают у других. В результате, они будут способны общаться с клиентами без напряжения, угадывать их потребности и оказывать им адекватную поддержку. В идеале, все члены персонала должны регулярно заниматься той или иной духовной практикой. Еще одним необходимым компонентом должен быть знающий и доброжелательный медицинский персонал, поскольку с духовным кризисом нередко бывают связаны физические симптомы, которые могут правильно оценить только специалисты. Такие проблемы, как обезвоживание организма или недостаточное питание, требуют наблюдения врача. Изредка могут понадобиться слабые транквилизаторы, но не в качестве подавляющего лечения, а чтобы помочь людям отдохнуть после длительных периодов напряженной активности. Точные роли членов персонала зависят от структуры центра. Поскольку процесс духовного кризиса может быть очень интенсивным, сотрудникам и целесообразно, и полезно ограничить свои контакты с клиентами разумными промежутками времени. Во избежание переутомления лучше отказаться от постоянного пребывания персонала на территории центра и использовать посменные дежурства. В состав персонала могут в качестве временных помощников входить люди, в данный момент проходящие обучение работе с духовными кризисами. Дополнительную помощь и знания можно получить от тех, кто работает с проблемами алкоголизма и наркомании. Услуги. Общая программа основана на гибкости, заботе о клиентах и готовности к участию в любых приключениях. Хотя в центре могут быть доступны различные виды услуг, ни один клиент не проходит четко определенного курса лечения. Поскольку у преобразующего процесса свои мудрость, динамика и временной распорядок, его ход невозможно предсказать заранее. Однако общее понимание его природы и возможностей предоставляет широкое поле для творчества. На определенных стадиях клиенты могут проходить через интенсивные периоды, когда им нужно, чтобы кто-нибудь активно работал с ними, помогая им справляться с трудными переживаниями. Необходимая поддержка может иметь разные формы — от глубокой эмпирической психотерапии до простого физического контакта и возможности продолжительных бесед с понимающим человеком. Иногда клиенты могут нуждаться в одиночестве и покое, творческом самовыражении, занятиях простыми повседневными делами или напряженными физическими упражнениями. По мере того как внимание клиентов снова обращается к внешнему миру, они начинают задумываться о том, что с ними происходило, и нуждаются в объяснении и утешении. А когда приходит время возвращаться домой, им нужно помогать снова войти в обычный мир и взаимодействовать с людьми в ходе их повседневной жизни. Многие из этих стадий уже обсуждались в данной книге; изложенные в ней идеи можно расширить в процессе разработки конкретной программы лечения. Помимо круглосуточного дежурства обученных помощников, в число специальных услуг центра помощи при духовном кризисе могут входить регулярное психологическое консультирование, конфиденциальные беседы с членами персонала, игра в песке по методу Доры Калфф (подробнее см. Приложение 3), сеансы эмпирической психотерапии, телесная работа, акупунктура, живопись и лепка из глины. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность регулярных физических упражнений и работы в саду. В распоряжении клиентов и персонала должны быть достаточно богатая библиотека книг по искусству, мифологии, религии и символизму, а также большая подборка фотографий и рисунков, которые могут давать некоторые ключи к содержанию переживаний клиента. Весьма полезным будет и хороший выбор видеокассет по родственным темам. Сотрудникам персонала центра следует не только оказывать клиентам первую помощь во время нахождения в стационаре, но и помогать им при возвращении домой. У них должны быть адреса нескольких убежищ для тех, кому нужно провести еще некоторое в защищенной обстановке. Убежища комплектуются людьми, готовыми поддерживать и ободрять клиентов в процессе их возвращения к прежним взаимоотношениям, работе и миру социальных норм. Там клиенты имеют возможность жить рядом с людьми, которые проходят через тот же процесс, и находить поддержку в опыте других. Некоторые принципы организации таких убежищ можно почерпнуть из опыта подобных заведений, успешно действующих в области преодоления химической зависимости. Кроме того, центр помощи в духовном кризисе должен предлагать своим клиентам программы реабилитации в форме регулярно действующих еженедельных групп поддержки, индивидуального консультирования, эмпирической психотерапии и различных видов духовной практики. Вдобавок, клиенты могут поддерживать контакт с теми, кто ранее проходили лечение в центре, а затем вернулись туда для добровольной работы в качестве консультантов, садовников или помощников на кухне. Таким образом у них будет возможность встречаться и беседовать с другими людьми, прошедшими такой же путь и успешно интегрировавшими многие из своих переживаний в повседневную жизнь. Такого рода контакты могут быть весьма обнадеживающими для тех, кто все еще пребывает в шатком и неуверенном состоянии. Персонал центра также должен предусматривать регулярные программы для членов семей и друзей тех, кто переживает духовный кризис. Как в период пребывания клиента в стационаре, так и после его возвращения домой, членов семьи и друзей следует информировать и консультировать в отношении динамики преобразующего процесса, который мог войти в их жизнь совершенно неожиданно. Благодаря этому они, в конечном счете, будут способны в большей степени понимать и поддерживать близкого им человека при его возвращении в повседневный мир, а также заботиться о себе. Эта мечта далеко не совершенна. Возможно, всеобъемлющее представление о том, каким должен быть центр помощи при духовном кризисе, сложится только в процесе реального планирования и открытия подобного заведения, которое затем будет служить образцом для других. И мы надеемся, что в скором времени целая сеть таких центров, а также промежуточных убежищ и групп поддержки будет предлагать помощь и понимание, в которых крайне нуждаются столь многие люди. Приложение 3 Духовный кризис и профессионалы Когда мы писали книгу «Неистовый поиск себя», мы пыталиcь сделать ее идею понятной для широкого круга читателей. В этом Приложении мы хотели бы добавить некоторую информацию, которая может представлять интерес для тех, кто получил подготовку в области психиатрии, психологии и других смежных дисциплин, связанных с душевным здоровьем. Мы выбирали темы для обсуждения таким образом, чтобы они охватывали круг вопросов, которые нам чаще всего приходилось слышать от профессионалов во время наших лекций и семинаров.
Духовный кризис
Многим профессионалам, даже если они, в общем, с симпатией относятся к трансперсональной психологии и концепции духовного кризиса, оказывается трудно примирить эти понятия со своей традиционной подготовкой. Система мышления, которая сознательно отбрасывает все, что не может быть взвешено и измерено, не оставляет никакого места для признания творческого космического разума, духовных реалий или таких вещей, как надличностные переживания или коллективное бессознательное. В научных кругах весьма распространено представление о трансперсональной точке зрения, как о чем-то не только научно не обоснованном, но и фундаментально несовместимом со строгим научным мышлением. Поэтому нам представляется важным дать краткий обзор недавних революционных достижений западной науки и показать, что те понятия, которые мы здесь обсуждаем, отнюдь не являются «ненаучными» или «иррациональными». Хотя они явно несовместимы с традиционным ньютоно-картезианским мышлением*, они хорошо согласуются с теми революционными достижениями в различных областях современной науки, которые часто называют «новой парадигмой». Давайте сначала посмотрим на традиционную парадигму западной науки, основанную на идеях ньютоновской физики и ее исходных представлениях о природе реальности и человеческих существ.
|