Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Чего и кого следует избегать 2 страница
В более мягкой форме могут возвращаться и такие физические ощущения, как дрожь, телесный жар или различные боли. Либо что-нибудь увиденное в течение дня может напомнить вам какие-то моменты ваших переживаний или даже вызвать краткое видение. Возможно, в самый неожиданный момент к вам придет некое глубокое откровение, уводящее вас от повседневных дел и снова пробуждающее вас к вашим глубинам. Эти вспышки эмоций и переживаний не обязательно означают, что вы снова погрузитесь в глубины своего бессознательного. Это, скорее, остаточные явления вашего преобразующего процесса, которые будут исчезать по мере дальнейшего исцеления. Когда они происходят, вы можете работать с ними, используя те же стратегии, которые помогали вам во время духовного кризиса. Хорошим методом работы с этими остаточными явлениями может быть эмпирическая психотерапия, практика медитации, физические движения или творческое самовыражение. Ради сохранения отношений с близкими людьми, равно как и ради собственного здоровья, учитесь следить за появлением этих остатков и не смешивать их со своей внешней жизнью. Старайтесь не проецировать эти эмоции на других людей и не винить жизненные обстоятельства в своих неразрешенных внутренних переживаниях. Например, у вас может возникнуть соблазн проецировать волны остаточного гнева на ничем не заслуживших этого коллег или супруга, находя в качестве оправдания своих эмоций что-либо не устраивающее вас в вашей работе или в браке. Хороший психотерапевт, духовный учитель или группа поддержки могут помочь вам и направить вас в нужную сторону. Вы можете испытывать неуверенность в отношении того, что говорить другим людям или как себя вести. Выйдя из духовного кризиса, вы можете спрашивать себя — так что же произошло? И возможно, пройдет какое-то время, прежде чем вы будете способны удовлетворительно ответить на этот вопрос. Очень часто переживания людей опережают их интеллектуальное понимание. Логическое объяснение опыта приходит медленно, по мере чтения книг и общения с духовными учителями или другими людьми, прошедшими по такому же пути. На время вы можете оказаться в своего рода подвешенном состоянии, даже не зная, как объяснить самому себе, что произошло. Бывает и так, что вы настолько воодушевлены новыми перспективами, что готовы обсуждать их с каждым, кто захочет вас выслушать. Быть может, вы даже надеетесь, что ваша новая мудрость поможет другим людям. Наверняка вокруг вас есть любопытные люди, которые наблюдали за вами и помогали вам во время вашего преобразования. У них, скорее всего, есть собственные вопросы. Теперь вашей проблемой становится то, как рассказать о чем-то, чего вы, возможно, не понимаете сами. Прибавьте к этому то, что вы все еще привыкаете к своему новому «я», чувствуя себя уязвимым и неуверенным в отношении собственных границ. Вы можете испытывать некоторые сомнения насчет того, как вам себя вести, и чувствовать смущение и неловкость в присутствии других людей. Возможно, вам кажется, что они критически относятся к вам из-за ваших странных переживаний или подозревают, что вы будете продолжать вести себя необычным образом. Некоторые семьи или друзья, успокоившись, что драматическая фаза самораскрытия миновала, могут требовать, чтобы теперь жизнь всех, кого это коснулось, «вернулась к норме». А вы, со своей стороны, можете чувствовать, что только начали духовное путешествие длиною в жизнь. Как правило, другие люди не отдают себе отчет в значимости ваших переживаний. Если они придерживаются материалистического мировоззрения, ваша новая перспектива может даже показаться им угрожающей. С другой стороны, вы чувствуете, что вышли из своего духовного кризиса с глубокими прозрениями или творческими способностями, которые можно использовать для помощи другим людям. Джозеф Кэмпбелл в своей книге «Герой с тысячью лиц» прекрасно описал это чувство: «Как учить снова... тому, чему нас учили верно, а мы заучивали неверно тысячи и тысячи раз на протяжении тысячелетий человеческой благоразумной глупости. В этом трудная предельная задача героя... Как передать людям, настаивающим на исключительности свидетельств своих чувств, послание всепорождающей пустоты?» Как вам обсуждать свою новую точку зрения с людьми, все еще ограниченными своими собственными идеями о жизни? Очень осторожно. Проблема общения — один из самых коварных аспектов возвращения после духовного кризиса. Мы встречали слишком многих людей, пытавшихся рассказывать о своих переживаниях и прозрениях другим, которые не были готовы слушать такие вещи — которые никогда не соприкасались с этими сферами и, вероятно, стремились защитить привычный им способ понимания себя и мира. Чтобы вы ни говорили таким людям, они пропускают это мимо ушей. Они просто не могут или не будут слушать. Или они могут реагировать так, что это принесет вам вред. Работодатели, коллеги, друзья и члены семьи могут ощущать в ваших рассказах угрозу и уклоняться от общения или оказывать активное противодействие. Специалисты с ограниченным пониманием вашего процесса могут ставить вам патологический диагноз и рекомендовать лечение, неблагоприятное для вашего дальнейшего развития. Есть хороший способ различать тех, кто может реагировать отрицательно, и тех, кого серьезно интересует ваше преобразование. Весьма возможно, что даже если вы не будете ни о чем рассказывать, люди заметят в вас какую-либо внешнюю перемену. Ваши глаза могут выглядеть ясными и блестящими, лицо — сиящим, и вы можете быть полны новым возбуждением или покоем. Кто-нибудь может воскликнуть: «Ты выглядишь просто великолепно!» и спросить: «Что с тобой произошло?» Прежде чем сразу рассказывать этому человеку о своих глубинных переживаниях, спросите его, готов ли он уделить некоторое время тому, чтобы поговорить об этом. Этот простой вопрос позволяет выделить тех, кто испытывает подлинный интерес. Если в ответ на ваш вопрос человек отвечает: «Да, конечно», и быстро переходит на какую-нибудь другую тему, вы можете не сомневаться в том, что его интерес носит поверхностный характер. С другой стороны, если ваш знакомый отвечает: «Да, когда мы можем это сделать? Я хочу знать все», то он, скорее всего, настроен серьезно. И даже тогда вам нужно, рассказывая свою историю, учиться быть чутким к собеседнику и сообщать ему только о тех подробностях и прозрениях, которые он хочет узнать. Вы всегда можете рассказать больше в последующих беседах В духовных традициях существуют разные точки зрения на то, следует ли людям рассказывать о своем внутреннем путешествии. Некоторые школы считают, что сила переживаний уменьшается, когда о них рассказывают, и что такие обсуждения могут вести к развитию таких нежелательных черт, как гордыня и самодовольство. Многие из состояний, в любом случае, невыразимы, и даже самым красноречивым мистикам было трудно облечь их в слова. Вероятно, вы обнаружите, что совершенно невозможно удовлетворительно передать что-то столь неуловимое и преходящее, как ошеломляющий опыт смерти или ощущения растворения в бесконечности космоса. Другие традиции поощряют выражение, хотя и ограниченное, как способ интеграции внутренних состояний в повседневную жизнь. Разговаривая о своих переживаниях с людьми, которые вас понимают, вы сможете сами лучше разобраться в том, что с вами происходило. Кроме того, вы научитесь тому, как применять свои новые открытия и знания во внешнем мире. Вам потребуется избрать себе собственную стратегию, в то же время оставаясь готовым изменять ее с течением времени. Возможно, вы захотите некоторое время хранить молчание, прежде чем рассказывать о своих переживаниях другим людям. А может вам, наоборот, будет хотеться поскорее обсудить с кем-то свои переживания, чтобы самому их лучше понять. Обязательно выбирайте для этого восприимчивых людей — тех, кто сами прошли через подобный процесс, — знающего психотерапевта, духовного учителя или группу поддержки. Вы можете попытаться выразить свои переживания с помощью живописи, прозы, поэзии, танца или пения. Метафоры этих видов творчества близки к символическому языку вашего внутреннего мира. Наша культура вообще более терпима к откровениям, переложенным на язык искусства, нежели к тем, что выражаются непосредственно. Но что бы вы ни делали, не совершайте ошибку и не навязывайте свои откровения людям, которые не хотят их слушать. Некоторые из нас с таким энтузиазмом относятся к переменам, которые они видят в себе, что считают необходимым говорить о них со всеми подряд. Они даже могут пытаться обращать других людей в свою веру. Это, как првило, вызывает неудобства и межличностные проблемы. Все мы находимся на разных стадиях своего внутреннего развития, и каждый заслуживает уважения за то, кто он и где он находится в любой данный момент времени. У каждого из нас свое собственное путешествие, и их маршруты могут быть разными. Хотя поначалу вы можете этого не чувствовать, ваш опыт не означает, что вы какой-то особенный или в чем-то превосходите других людей. Если вам открылись трансцендентные сферы или устройство и высшие законы космоса, помните, что этот опыт потенциально доступен каждому. В противном случае у вас могут легко развиться чувства духовной гордыни и величия — очень соблазнительные, но потенциально вредные отклонения, хорошо известные в духовных традициях. Будьте осторожны, если вы вдруг обнаруживаете, что верите, будто у вас есть ответы на все вопросы и ваша особая миссия — нести свое послание миру. Ответы, которые кажутся важными вам, могут не подходить для кого-то другого. Скромность — одна из самых важных характеристик действительно духовно развитого человека. Вы можете чувствовать смущение, самоосуждение или вину по отношению к своему поведению во время духовного кризиса. Это в особенности относится к тем, кто прошел через крайнюю форму духовного кризиса с красочными переживаниями, необычными телодвижениями и эмоциональной экспрессией. Вы можете не помнить всего, что вы говорили или делали. Начиная выходить из своего кризиса, вы вдруг можете задуматься: «Что же я делал? Кто был при этом? И что они подумали?» Такое отношение весьма типично и мешает вашему дальнейшему исцелению. Во время преобразующего процесса ум оказывается нашим худшим врагом. Скорее всего, в ходе мощных переживаний ваш логический мир смешивался с иррациональными областями бессознательного. Вероятно, вы действительно говорили и делали такие вещи, которые выглядели совершенно нормальными во время и в контексте вашего самораскрытия. Но когда вы начинаете возвращаться к рациональному существованию, подобное поведение кажется неуместным и даже неприемлемым. Теперь, когда нагрузка и степень вовлеченности уменьшились, яркость переживаний угасает, оставаясь лишь в воспоминаниях. В работу включается ваш ум, пытаясь найти оправдание вашему необычному и внешне нелогичному поведению. На этой стадии люди, как правило, пытаются отрицать масштаб и значимость своего опыта. Вы даже можете попытаться уговорить себя больше не думать об этих переживаниях и перспективах, которые для вас чрезвычайно важны, либо приуменьшить их влияние, говоря себя: «Я переживал сильный стресс и просто был не в себе». Если вы еще не поняли, что с вами происходило, и чувствуете себя в изоляции, то можете даже пытаться убеждать себя, что действительно пережили безумие. Вы так потрясены своим опытом, что отчаянно хотите вернуться к «нормальной» жизни. Вы настолько неуправляемы, что нуждаетесь в возвращении к тщательно контролируемому существованию. Вы цепляетесь за свое понятие нормальности, желая снова стать приемлемым для самого себя и для окружающей вас культуры. Вы чувствуете вину и становитесь самому себе самым суровым судьей. Но есть место, где сообщество понимающих людей может вас поддержать. Знающий психотерапевт, духовный учитель, группа поддержки и те, кто, как и вы, пережили аналогичное путешествие, способны помочь вам осознать и уважать глубинную природу опыта, изменившего вашу жизнь, принять его, в какой бы форме он ни проявился, и идти дальше. Продолжайте расширять свои знания о динамике духовного кризиса. Вы обнаружите, что многие преобразующие переживания носят драматический характер. Читайте о духовном опыте святых и пророков и о сорока днях испытаний Христа в пустыне. Эти описания полны ярких примеров. Слушайте волнующую, эмоциональную музыку духовных традиций, знакомьтесь с ритуалами трансформации, существующими в разных культурах. Почти все эти виды страстной религиозной практики очень выразительны и обладают мощным действием. Они демонстрируют ту огромную первобытную духовную силу, которая действует во время всеразрушающего переживания пробуждения. Они не имеют ничего общего с пристойной и управляемой внешней видимостью, типичной для большинства социальных взаимодействий. Как только вы признаете, что ваши переживания были необходимым аспектом вашего духовного самораскрытия, вы будете благодарны за их мощное появление в вашей жизни. Вы можете продолжать почитать их за ту роль, что они сыграли в вашем развитии. Но двигайтесь дальше. Не задерживайтесь на том, что уже случилось. Впереди вас ждет много новых волнующих шагов. Что бы еще ни происходило с вами, меньше всего вам нужны нагромождения вины и самоосуждения. Не будьте слишком требовательны к себе. Используйте практику медитации, чтобы успокоить свой ум и развить в себе способность быть свидетелем всех его проявлений, не поддаваясь их влиянию. У вас могут быть трудности с интеллектуальным и философским осмыслением своего опыта или с его согласованием с вашим прежним мировоззрением. Это еще одна распространенная проблема. Подумайте о том, как было организовано ваше мировоззрение до начала преобразующего процесса. Быть может, вы отождествляли себя со своим телом и верили, что ваша жизнь началась в момент рождения и закончится со смертью. Реализация своего потенциала означала для вас развитие ума и механических навыков, а также продвижение в обществе. Ваше восприятие относилось к тому, что можно было видеть, слышать, осязать, обонять и пробовать на вкус. Любовь была основана на сексе и безопасности. И все ваши чаяния были связаны с материальным успехом. Затем, когда во время духовного кризиса вы заново переживаете свое рождение и сталкиваетесь со смертью, вы осознаете, что жизнь — это нечто большее, чем вы думали. Вы испытываете несколько состояний выхода из тела и узнаете, что вы — не просто физическое существо. Быть может, вы становитесь самураем в яркой сцене из средневековой Японии и начинаете думать о возможности перевоплощения. Посещая новые области внутри себя, вы внезапно наполняетесь творческими идеями и новыми прозрениями и обнаруживаете, что ваш потенциал оказывается безграничным. После многих ясновидческих снов и случаев интуитивного восприятия вы осознаете, что вам доступно гораздо больше, чем только пять чувств. Переживая мистическое единство со всем сущим, вы открываете новый смысл любви. И увидев все это, вы решаете вести подлинно духовную жизнь. Как будто и этого все еще мало, вообразите, что вы ортодоксальный иудаист и что ваши наиболее значимые мистические переживания происходят в контексте арабской суфийской традиции. Или же вы — убежденный католик, а ваши важнейшие преобразующие состояния связаны с индуизмом. Или вы буддист, переживающий яркие эпизоды типично христианского опыта. Как вы можете даже начать думать об этих радикальных отходах от вашего прежнего мировоззрения? Имеют ли они смысл? Как вы можете их себе объяснить? Означает ли это, что вы должны отказаться от своего привычного самоопределения, а также от взаимоотношений, которые на нем основываются? У многих людей ответы на подобные вопросы приходят сами собой. Выходя из своих переживаний, они принимают все произошедшее и не чувствуют необходимости ставить его под сомнение. Смысл опыта нередко осознается интуитивно и говорит сам за себя. Но другим приходится сражаться с этими вопросами. Их образ жизни и система ценностей основаны на прежнем мировосприятии, и им не хочется от них отказываться. Полезный способ усвоить свои новые прозрения — расширение знаний. Читайте книги и беседуйте с другими людьми. Если у вас были переживания, связанные с какой-то другой культурой, познакомьтесь подробнее с ее историей, искусством и литературой и посмотрите, созвучны ли они вашему новому осознанию. Если в ваших переживаниях снова и снова появляется какой-то специфический символ, например, лебедь или круг, выясните межкультурное значение этого символа. Возможно, вы найдете какие-то ключи к пониманию значения этого символа в вашей жизни. Окружите себя людьми, обладающими пониманием, которое близко к тому, что сейчас развивается у вас. Присоединитесь к группе медитации или молитвы, предлагающей практики той традиции, с которой вы могли встретиться в своем внутреннем опыте. Это не означает, что вы должны сразу же принять их учения. Но находясь там, вы можете найти дополнительные ключи к пониманию собственной внутренней ориентации. Возможно, хотя и не обязательно, что при этом вам придется на время или навсегда отойти от друзей или организаций, представляющих ваше прежнее мировоззрение. Некоторые люди могут легко придерживаться нового направления, оставаясь в прежнем окружении. Другим это не удается. То что у вас был духовный кризис, вовсе не означает, что вам обязательно нужно отказаться от старого образа жизни. Хотя внутри вас очень многое изменилось, вы по-прежнему можете заниматься той же деятельностью и поддерживать прежние отношения. Просто теперь вы по-другому с ними связаны. Однако может оказаться, что ваши житейские обстоятельства несовместимы с вашими новыми перспективами и ценностями. Вам хочется быть в такой среде, которая больше соответствует тому, кем вы становитесь. И вам нужно быть рядом с людьми, которые вас понимают. То же справедливо и для религиозных традиций. Возможно, вы выросли в набожной семье или общине, а когда начался преобразующий процесс, у вас внезапно возникли значимые переживания, связанные с другой верой. Вы могли начать сомневаться в своей системе верований, задумываясь о том, не следует ли вам от нее отказаться. Особенно сложная дилемма может возникнуть в том случае, когда окружающие люди вынуждают вас оставаться тем, кем вы были. Вам не обязательно отказываться от убеждений, которые были для вас важны. Но некоторые люди делают и такой выбор. Они могут становиться последователями иной традиции, находящей в их душе глубокий отклик, какого им никогда не приходилось испытывать в привычном окружении. Многие начинают испытывать интерес к мистическим аспектам различных религий, осознавая, что именно мистическое ядро их собственной религии привлекало их внимание. Они могут видеть в каждой религии один из разных путей к одной и той же цели и прийти к универсальной, экуменической религиозности, своего рода планетарной духовности. Другие лишь на время отходят от своей собственной традиции, позднее возвращаясь к ней с новым отношением. Одна наша знакомая, выросшая в ортодоксальной еврейской семье, пережила духовное пробуждение в индуистском контексте. Она провела несколько лет с учителем из Восточной Индии, приобретая знания и осваивая практики, ценные для своего развития. Она поняла, что ее проблемы с традицией иудаизма были связаны с узким и догматическим подходом ее семьи. В мистических состояниях к ней пришло понимание ценности жизни, основанное на ее новой всеобъемлющей, объединяющей точке зрения. Все еще тоскуя по своей собственной традиции, она в конце концов вернулась к иудаизму, но теперь ее привлекали его мистические аспекты, связанные с практикой хассидизма и каббалой. Вы можете попеременно чувствовать сильные волны облегчения, смирения, благоговения, благодати, благодарности и восхищения. Теперь мы подходим к некоторым из самых приятных последствий духовного кризиса. Наряду с приливами таких остаточных эмоций, как гнев или страх, вы можете начать замечать волны положительных эмоций или переживаний. По мере того как многие из разрушительных состояний сходят на нет, все ваше существо может испытывать глубокое облегчение. Давление интенсивных внутренних переживаний ушло, и вы чувствуете себя более расслабленным и уравновешенным. Возможно, во время своего кризиса вы увидели какие-то наиболее примитивные аспекты своего существа, например: страх смерти или разрушительные побуждения. Или, быть может, вы ощутили свою ничтожность перед лицом глубокого внутреннего сияния. В результате ваша ложная гордыня смягчилась, и вы чувствуете новое смирение. Многие барьеры между вами и остальным человечеством исчезли. Вы можете испытывать благоговение перед размахом и качеством своих переживаний и чувствовать благословение высшей силы, которая провела вас через все трудные этапы вашего кризиса. Вы благодарны не только за то, что закончились многие из ваших трудностей, но и за свое пробуждение к новым внутренним измерениям и возможностям. Возвращаясь из своего путешествия, вы можете быть полны восхищения масштабностью своего опыта и новым богатством своей повседневной жизни. Обычные моменты бытия могут вызывать необычайные чувства. Во время прогулки в лесу вы замечаете гнездо с птенцами, и у вас возникает мощное ощущение связи с созидательной силой Вселенной. Ваш взгляд привлекает сверкающее на солнце окно небоскреба, и вы снова переживаете состояние необыкновенной ясности. Слушая хоральную музыку, вы наполняетесь чувством благоговения перед безграничными масштабами творческого духа. И в минуту покоя рядом со своим ребенком вы ощущаете прилив благодати. Внутри вас открылась новая положительная область. Хотя исходящие от нее состояния целительны и питают вашу душу, они обычно оказываются преходящими. Вы можете научиться работать с ними, развивая и расширяя их. Находите время для размышлений и творческой деятельности, например, литературы или живописи. Если у вас есть такая возможность, гуляйте на природе. Выбирайте для себя такие ситуации и деятельность, которые стимулируют эти чувства, например, слушайте возвышенную музыку, ухаживайте за своим садом и т.д. Опять же, медитация, молитва и регулярное участие в сеансах психотерапии могут способствовать возникновению таких состояний и превратить их в постоянную часть вашей жизни. Вам может быть трудно принять непривычные положительные переживания, которые входят в вашу жизнь, и вы можете не знать, что делать с новым источником силы. Многие из нас так привыкли к постоянной борьбе, что не знают как быть, когда начинают чувствовать себя лучше. Мы так долго чувствовали свою неполноценность и сражались со своими страхами и фантазиями, что не знаем почти ничего кроме этого. Внезапное ощущение постоянного потока положительных эмоций может оказаться шоком. Многие из нас реагируют на это, начиная цепляться за любые сохранившиеся остатки страданий и проблем, поскольку они нам привычны. Мы даже можем находить такие занятия — например, активную политичскую деятельность или трудные отношения, — которые гарантируют нам продолжение борьбы и несчастья. Зачастую бывает трудно разрушить этот стереотип, формировавшийся в течение всей жизни. Когда вы будете готовы к дальнейшему внутреннему самоисследованию, оно поможет вам устранять сомнения и находить корни своей нерешительности. Эмпирическая психотерапия научит вас выявлять и удалять старые ограничительные программы: «Я не заслуживаю того, чтобы чувствовать себя хорошо»; «Жизнь — это страдание, и я живу, чтобы страдать»; «Если я чувствую себя слишком счастливым, значит я недостаточно много работаю». Вы обнаружите, что по мере того как вы убираете с дороги эти старые чувства, ваш новый источник силы становится все более мощным. Вы поймете, что безусловно заслужили того, чтобы чувствовать себя счастливым, умиротворенным и реализовавшимся, и что это совершенно естественная цель для каждого человека. Со временем вы научитесь принимать и приветствовать эту вашу новую внутреннюю сущность и использовать ее в повседневной жизни. Вы можете, сами того не желая, ждать, что ваше новообретенное состояние окажется недолговечным. Вы привыкли на протяжении месяцев, а может даже лет, переживать эмоциональные взлеты и падения. У вас были проблески состояния ясности и безмятежности, но они никогда не продолжались слишком долго и снова омрачались проблемами. Много раз, когда вы были убеждены, что, наконец, достигли счастья, что-то происходило, и ваш мир, казалось, снова распадался на части. Вы настолько свыклись с этой схемой, что полагали, будто такая ненадежная жизнь, похожая на катание на американских горках, типична для всех. Вскоре после своего духовного кризиса вы, возможно, начали замечать, что положительные изменения в вашей жизни не проходят. Спустя еще некоторое время вы осознаете, что проводили свои дни в ожидании внезапного возвращения болезненных переживаний, но этого не произошло. У большинства людей после того, как удалено достаточно барьеров между ними и их позитивным потенциалом, этот мощный и живой источник не иссякает. Словно прорвалась плотина, и океан, который был заперт за ней, изливается наружу. Это не означает, что ваше существование постоянно будет гладким и счастливым. Вы будете продолжать сталкиваться со всевозможными проблемами, составляющими неотъемлемую часть вашей жизни. Но благодаря новому внутреннему покою и ясности ваши взгляды на важность этих моментов изменились и ваши реакции на них стали более мягкими и уравновешенными. Как сказал нам один человек: «Когда-то проблемы были препятствиями, о которые я спотыкался, бредя по жизни; теперь это барьеры на моем духовном пути». Вы больше не находитесь во власти своих эмоций. Следовательно, эмоциональные подъемы и спады у вас не доходят до крайности. Кто-то, находящийся на этой стадии сказал: «Я знаю, что не достиг просветления, но теперь в моей жизни намного больше света». Как и в случае других аспектов «возвращения домой», давайте себе достаточно времени для того, чтобы наблюдать за своими новообретенными дарами и наслаждаться ими. В конце концов вы научитесь принимать их как часть своей обновленной сущности и найдете способы их использования в повседневной жизни. У вас может возникнуть ощущение, что, хотя впереди еще много работы, вам нужно на время сосредоточиться на такой деятельности, которая восстановит ваши силы. Многие люди, пускающиеся в путешествие самоииследования, догадываются, что наши внутренние миры бесконечны и необычайно богаты. Продолжающееся духовное путешествие будет открывать нам все более глубокие и широкие аспекты нас самих и той тайны, которая нас окружает. Возможно, вас ожидает состояние окончательного освобождения, описанное в мистических текстах. Но вы начинаете осознавать, что вам предстоит сделать еще очень многое, прежде чем вы его достигнете. После духовного кризиса у вас может остаться ощущение бескрайних внутренних областей, ожидающих исследования. Есть остаточные чувства гнева, страха и обиды, которые еще нужно исцелить. Быть может, вам нужно что-то сделать с нездоровым стереотипом отношений с родителями, супругом или другом. Вы знаете, что вам нужно еще поработать над собой, чтобы еще больше очиститься. Но вы так долго делали так много, что устали. Если только ваши эмоции и переживания не мешают вам в повседневной жизни, на этом этапе дальнейшая психотерапевтическая работа может быть не лучшим подходом. Зная, что когда-то вам понадобится еще многое сделать, вы вполне можете позволить себе период отдыха и восстановления сил, прежде чем погрузиться в дальнейшее глубинное самоисследование. Вы только что испытали мощный преобразующий опыт, который, скорее всего, станет одним из важнейших этапов вашей жизни. Вам нужно дать себе достаточно времени, чтобы усвоить уроки своих переживаний, подумать над ними и приготовиться к дальнейшему пути. Выясните, что оказывает на вас благотворное действие, и выделите для этого время в течение каждого дня. Быть может, вы ощущаете такое действие в ванне или плавая, когда вы наслаждаетесь целительными качествами воды. Такой же эффект могут давать период спокойной медитации или длительная пробежка ранним утром. Возможно, вам нужно обращать особое внимание на то, как вы одеваетесь, и находить какие-то любимые предметы гардероба, которые вызывают у вас хорошее настроение. Что бы это ни было, не жалейте времени, чтобы продолжать свой целительный процесс. Скорее всего, вы почувствуете, когда будете готовы снова приступить к более активной работе над собой. По мере того как вы начнете все более полно участвовать в повседневной жизни, вы можете найти для себя полезным придерживаться некоторых из предложенных нами стратегий. Выработайте для себя стиль жизни, который включает в себя простоту, время для размышлений и деятельность, оказывающую на вас благотворное влияние. Продолжайте свою духовную практику и (или) какие-либо формы трансперсональной психотерапии. Постарайтесь окружить себя людьми, разделяющими ваши мировоззрение и ценности. Когда предоставляется случай, используйте свой опыт для помощи другим людям. Служение другим не означает что-то особенное — можно просто внимательно слушать своих детей, когда им нужно с кем-то поговорить, или помогать своему партнеру в каком-то важном для него или для нее деле. Возможно, вы захотите быть полезным людям, переживающим духовный кризис, или добровольно работать в таких организациях, как Сеть поддержки в духовном кризисе. Быть может, у вас появится желание читать лекции или написать статью об уроках своего духовного кризиса, чтобы поделиться опытом с другими людьми. Независимо от формы служение приносит такую же пользу тому, кто его предлагает, как и тем, кому оно адресовано. Это чудесный способ противодействовать любой возможной тенденции зацикливаться на собственных повседневных проблемах и разочарованиях. Очень часто, когда вы сосредоточиваетесь на ком-то еще, ваши собственные заботы становятся не такими важными. Есть известный афоризм: «Ты не можешь что-то по-настоящему иметь, пока ты этого не отдаешь». Отдавайте свою новообретенную мудрость и блага своего исцеления, и это внесет великий смысл в вашу жизнь.
|