Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Франсиск ассизский






_____ Его детство и юность проходили в те годы, когда Иоахим дель Фиоре учил о трех сменяющихся царствах Богобытия в мире: царстве Отца, царстве Сына и царствии Святого Духа. Царство Сына признается до конца исчерпанным, так же, как царство Отца. Нигде утеря чувства Христа, сущего в мире до скончания века, не сказалась с такой ясностью, как в учении Иоахима: если наступает на земле царство святого Духа, то, очевидно, потому, что кончилось на ней царство Христа. Пришествие Антихриста, ожидавшееся Иоахимом в первой половине XIII столетия, есть грань, отмечающая начало царства Духа. В безграничной скорби пишет Иоахим строки, молящие Господа послать ему силы пережить мучения Антихриста и оказаться твердым...
_____ Святому Франциску апокалиптичность учения Иоахима дель Фиоре была совершенно чужда... То, что сделал основатель францисканского ордена, можно выразить в нескольких словах, Когда в отчаянии и тоске святой Антоний воскликнул однажды: " Господи! Где же ты? Я сорок лет ищу тебя и не нахожу! " - он услышал голос Христа: " Я сорок лет стою за плечами твоими". Устами святого Франциска Христос повторил это всему миру.
_____ Важнейшей добродетелью учения святого Франциска было не только сомучение распятому Христу, но сорадование ему. Фома из Челано, как очевидец, повествует о том, как Франциск " подымал с земли кусок дерева и, держа его в левой руке наподобие виолы, правой водил тоненькой палочкой, точно смычком, и, делая соответствующие движения, пел по-галльски о Боге". От самого Христа принял он заповедь непрестанного радования -- а ведь до святого Франциска все христианство было сумрачным. " Увидев однажды некоего из товарищей своих унылого и скорбного лицом, кающегося, и не легко перенося уныние это, святой Франциск сказал ему: - " Не подобает слуге Божьему являться перед людьми печальным и смятенным, но подобает быть всегда радостным. Преследуй и укоряй себя в келье твоей и в присутствии Божьем плачь и печалься; когда же возвращаешься к братьям, отложи печаль, укрепляя других". /Documenta antiqua franciscana, р. 111, Extraciones de Legenda antiqua, 37, р. 38/. Не этой ли заповеди радования следовал всегда цветочный народец, устраивая бесконечные праздники, украшая себя яркими одеждами, танцуя под реальную и космическую музыку в полях у древних святилищ и в центрах городов-монстров?
_____ Есть маленькое писание святого Франциска, которое лучше всего вводит в круг духовного делания и созерцания,, свойственный самому святому и раннему францисканству. Это - сложенное им " Приветствие добродетелям" /Opuscula, p.20/.
_____ " Радуйся, царица премудрость, Господь храни тебя, с сестрой твоей, святой и чистой простотой. Госпожа святая бедность, Господь храни тебя с братом твоим, святым смирением. Госпожа любовь святая, Господь храни тебя с братом твоим, святым послушанием. Все святейшие добродетели, храни вас Господь, проистекающих и идущих от Него. В целом мире не наказан ни один человек, кто одною из вас мог бы обладать, если не умрет он прежде того. Обладающий одною и не повредивший другие, всеми обладает; и повредивший одну, не обладает ни одной и все повреждает; каждая из них прогоняет пороки и грехи. Святая премудрость изгоняет Сатану и все злобствования его. Чистая святая простота прогоняет всю мудрость мира сего и мудрование плоти. Святая бедность прогоняет всякую алчность, скупость и за- боты мира сего..."
_____ " Беднячок" /Poverello/ стало народным прозвищем святого Франциска. Нигде он не был так близок к Христу, как в преклонении своем перед " царицей Бедностью". Не бедность, как бедность, проповедует Франциск /в его проповеди нет никакой экономики, осуждения богатства, какого-либо социального мотива/, но бедность, как совершеннейшую форму любви к Богу, человеку и твари, ибо бедность одна ставит человека в условия совершенного, полного смирения, а смирение есть любовь, вместившая Бога и мир, порвав всякую тень, противополагающую отъединенное человеческое " я" всему, что " не я". Бедность одна не покинула Христа до самого часа смерти на кресте, она - Его невеста, и святой Франциск проповедует любовь к бедности ради верности самому Христу, - " Нищему Христу".
_____ В природе и ее тварях видел Франциск дорогой ему образ полной бедности, совершенного предания себя в руки Божие, бесконечного смирения. " Его любовь и сострадание простирались... на всю немую и неразумную тварь, на гадов, на птиц и на все прочие одушевленные и неодушевленные создания", даже на камни и скалы. Он хотел идти к императору и умолять его, чтобы тот запретил убивать братьев жаворонков. Ему казалось, что эта птичка особенно ревностно служит Христу. " У брата жаворонка, - говорил Франциск, - шлык как у монаха, и он смиренная птица, потому что охотно ходит по дороге в поисках хлеба. Летая, он славит Господа очень сладко, как добрые монахи, презирающие земное".
_____ " У всей природы, как у брата жаворонка, нет завтрашнего дня, нет двух одежд, нет ничего, к чему бы шло название: " мое" - она вся нища, как Христос, и потому она в вечной любви к нему и потому Он - с нею".
_____ Франциск умиряет любовью злобу страшного волка, проповедует птицам, отпускает на волю пойманную рыбу, попавшего в сети зайчика; пчелам он приказывал давать зимою меда и вина, чтобы они не погибли от голода; сокол будил его к церковной службе рано по утру. " Даже к червям он питал любовь, ибо в писании сказано о Спасителе: я есмь червь, а не человек". И он собирал их с дороги и относил в безопасное место, чтобы путники не раздавили их.
_____ " Когда он видел множество цветов, он начинал проповедовать им и призывал их к восхвалению Господа, как будто они обладали разумом. С самым искренним простодушием он приглашал любить и почитать Господа нивы и виноградники, камни и леса, красу полей, зелень садов и воды ручьев, землю и огонь, воздух и ветер". Святой Франциск чувствовал такое благоговение к огню, что не позволял братьям тушить загоревшуюся на нем одежду; когда он видел солнце или созерцал звезды и луну, он преисполнился величайшего восторга и несказанной радости.
_____ Древняя легенда повествует, что вся природа питала ответную любовь к возлюбившему ее с весельем и восторгом, какого она не испытывала со дней Христа. " Все создания отвечали любовью на любовь святого и благодарностью платили за его отношение к ним. Они ласкались к ласковому, слушались просящего, повиновались повелевающему". " По чудесному и непонятному для других дару, для него были открыты тайны сердца всех тварей, как будто он уже парил в свободной славе сынов Божьих"...
_____ Короче, такого стопроцентного хиппака, как святой Франциск, надо было бы еще поискать среди тысяч обитателей города, названного его именем и тех, кто следовал через Хэйт транзитом.

/В материале использованы фрагменты
работы неизвестного нам автора
" Хиппи. Взгляд на отражение" и
фрагменты книги " Цветочки
святого Франциска Ассизского",
репринтное издание, Москва, 1990 г./

КИНИКИ

_____ " Они были прозваны киниками за своеобразие их нравов и чувств, а также за смелость их действий и речей. Если ближе присмотреться к странностям киников, то можно убедиться, что они сводились, главным образом, к перенесению в общественную жизнь нравов естественного состояния человека, /.../ Киники... разбрелись по всем областям Греции, борясь с предрассудками, проповедуя добродетель и бичуя пороки, в какой бы форме они не представали. Особенно часто они появлялись в священных местах и на площадях. Действительно, только открытая пропаганда могла сгладить внешнюю распущенность их учения. /.../ В самом деле, как представить себе, что люди замышляют недоброе и стремятся к дурным поступкам, когда их действия совпадают со словами и говорят они все, ничего не скрывая?
_____ Вот сведения и исторические анекдоты о киниках, выбранные из сочинений ~ных авторов, При этом нужно помять, что киники не оставили систематического изложения своей философии, отчего многие полагают кинизм просто образом жизни.
_____ Антисфен, первопроходец кинизма, сам себя именовал Вся жизнь Истинным Псом. Он первый стал пользоваться плащом без хитона и носить посох и суму - что было знаком простоты его жизни.
_____ Диоген понял, как надо жить в его положении, когда поглядел на пробегавшую мышь, которая не нуждалась в подстилке, не пугалась темноты и не искала никаких мнимых наслаждений. Однажды Диоген рассуждал о важных предметах, но ни. кто его не слушал, тогда он принялся верещать по-птичьему: собрались люди, и он пристыдил их за то, что ради пустяков они сбегаются, а ради важных вещей не пошевелятся. Диоген говорил, что берет пример с учителей пения, которые нарочно поют тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим.
_____ Нуждаясь в деньгах, Диоген просил друзей не " дать ему денег", а " отдать ему деньги". Рукоблудствуя на глазах у всех, он приговаривал: " Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот..." На одном обеде пирующие швырнули Диогену кости, как псу: он отошел и помочился на них, как пес.
_____ Диоген говорил, что демагоги - это прислужники толпы, а Венки - прыщи славы.
_____ Диогену сказали: " Тебя многие поднимают на смех", он ответил: " А я все никак не поднимусь".
_____ Однажды Александр подошел к нему и сказал: " Я - великий царь Александр". " А я, - ответил Диоген, - собака Диоген". И на вопрос, за что его зовут собакой, сказал: " Кто бросит кусок, тому виляю, кто не бросит, облаиваю, кто злой человек - кусаю".
_____ Люди хвалят человека, который подал ему милостыню. " А меня вы не похвалите за то, что я ее заслужил? " - спросил Диоген.
_____ На вопрос, откуда он, Диоген сказал: Я - гражданин мира".
_____ Он Шел в театр, когда все выходили оттуда навстречу ему. На вопрос, зачем он это делает, он сказал: " Именно так я и стараюсь поступать всю жизнь".
_____ Когда он грелся на солнце, Александр, остановившись над ним сказал: " Проси у меня, чего хочешь". Диоген отвечал: " Не заслоняй мне солнце".
_____ Кратет, обратившись в кинизм, деньги свои положил у менялы. Договорившись с ним таким образом: если его дети будут как все, меняла отдаст им деньги. Если же они станут философами, то меняла раздаст деньги народу, ибо философам деньги не надобны.
_____ Гиппархия, дочь богатых родителей, полюбила и речи Кратета и образ его жизни. Кратет стал для нее всем. Родители девушки позвали самого Кратета, чтобы он отговорил их дочь от желания пойти за ним. Кратет сделал все, что мог, но не переубедил Гиппархию. Тогда он встал перед нею, сбросил с себя все, что было на нем. И сказал: " Вот твой жених, вот его добро, решайся - не быть тебе со мною если не станешь тем же, что и я". Она сделала свой выбор оделась так же, как и Кратет, стала сопровождать его по всюду, ложиться с ним на глазах у всех и побираться по чу жим застольям.
_____ Антисфен, на вопрос, как следует обращаться с политикой, ответил: " Как с огнем, не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть".
_____ Как-то один из знакомых пожаловался Антисфену, что потерял свои ценные записи. На это он заметил: " Надо было записывать не на табличке, а на сердце". Антисфен повернулся так, чтобы были видны дыры на его плаще. Сократ на это заметил: " Сквозь дыры твоего плаща просвечивает твое тщеславие". На вопрос, какое вино он пьет всего охотнее, Диоген ответил: " Чужое". Когда Платона спросили, что он думает о Диогене, тот ответил: " Это спятивший Сократ".


_____ Теперь же небольшое отступление в сторону теоретизирования. В книге " Символ и ритуал" В.Тернер, крупнейший английский антрополог, исходя из анализа африканских ритуалов, дает очень важные дефиниции, проясняющие место хиппи в глобальной картине мира.
_____ Два основных понятия, которыми он оперирует и которые он заимствовал у Арнольда Ван Теннела, это лиминальность и коммунитас.
_____ Вся жизнь человеческая пронизана обрядами перехода, сопровождающими всякую перемену места, состояния социального положения и статуса. Все обряды перехода отмечены тремя фазами: разделение, грань или порог, и восстановление. Первая фаза означает открепление личности или целой группы от занимаемого ранее места в социальной структуре и от определенных культурных обстоятельств, либо от того и другого сразу. Вторая фаза - " лиминальный период" - является промежуточной, " переходящий" субъект получает черты двойственности, поскольку пребывает в той области культуры, у которой очень мало или вовсе нет свойств прошлого или будущего состояния. Третья фаза - восстановление - завершает переход. " Переходящий" вновь обретает стабильное состояние и благодаря этому получает права и обязанности " структурного" типа, которые вынуждают его строить свое поведение в соответствии с обычными нормами и этическими стандартами".
_____ Тернер уделяет наибольшее внимание " лиминальной" фазе, представителей которой характеризует так: " Лиминальные" существа - " ни здесь, ни там, ни то, ни се", они в щелях и промежутках. Их амбивалентные свойства выражаются большим разнообразием символов, и лиминальность часто уподобляется смерти, утробному существованию, невидимости, темноте, двуполости, пустыне, затмению солнца или луны".
_____ Коммунитас /термин, который Тернер предпочитает " общине" / - " это опыт, проникающий до самых корней бытия каждого человека и дающий глубинное переживание чувства общности со всем человечеством, это своеобразный " хэппенинг", когда каждая личность переживает во всей полноте существование другой. Если это община, то не иначе, как тотальная, абсолютная, идеальная, община общин". Однако Тернер предупреждает: Максимализация коммунитас ведет за собой максимализацию структуры, каковая, в свою очередь, порождает стремление к возобновлению коммунитас".
_____ Тернер выделяет три вида коммунитас, из которых нас интересует первый, а именно - экзистенциалъная или спонтанная коммунитас, приблизительно то, что хиппи бы назвали сегодня " хэппенингом", а Уильям Блейк мог бы назвать " крылатым моментом в полете " или " взаимным всепрощением". Тот вид коммунитас, к которому стремятся члены племени в своих обрядах и хиппи в своих хэппенингах - это не приятное и достигаемое безо всякого труда приятельство, которое ежедневно возникает между товарищами, сослуживцами или коллегами по профессии. Они ищут трансформативного опыта, который проникает до самых корней бытия каждого человека и находит в этих корнях нечто глубинно общее и всеми разделяемое.
_____ И - акме ко всему вышесказанному. Тернер включает этимологию, сближая слова " экзистенция" и " экстаз" и выводя первую из последнего: " Существовать означает находиться вне, т.е. находиться вне суммы структурных позиций, которые обычно человек занимает в социальной системе. Существовать - значит быть в экстазе".
_____ Но если для хиппи - экстаз есть конечная цель, то в религиях доиндустриальных обществ он - средство достижения более полного вовлечения в богатое разнообразие структурного исполнения ролей, что, по Тернеру, мудрее. Итоговая формула Тернера такова:
_____ " Они составляют один жизненный поток: плодотворящая сила коммунитас и изобильное плодородие структуры".


_____ Дойдя до экстаза, мы, тем самым, пришли к суфизму. Что он такое и какова его невидимая перекличка с хиппианством, станет ясно, если послушать самих суфиев.

СУФИИ

_____ Вот что рассказывает знаток суфизма, академик Е.Э.Бартелъс, об одном из суфийских шейхов - Бахааддине Накшбаиде: " Накшбаид в основу кладет требование факр /добровольной нищеты/. Но нищету он понимал не в смысле существования за счет чужой благотворительности - дозволенным пропитанием он считал лишь то, что заработано трудом собственных рук человека. /.../ В соответствии с этим Накшбаид жил земледелием, засевая в своем кишлаке небольшое участок земли пшеницей. В его доме утвари не было никакой. Ложем ему зимой служила солома, летом - простая циновка /.../ При таких условиях Накшбаид, конечно, не мог требовать от дервиша ухода от человеческого общества, погружения в себя в уединенном месте. Он формулирует свое требование так:
_____ " Уединение в обществе, странствие на Родине, внешне - с людьми, внутренне - с Богом".
_____ Другой знаток суфизма - Идрис Шах - так характеризует его: " Будучи человеком " вне времени" и " вне пространства", суфий активизирует свой опыт в контексте той культуры, страны и обстановки, в которой он живет". Замечание необыкновенно важное для понимания того пути, которым бессознательно пошли хиппи в нашей стране.
_____
_____ А теперь небольшая антология суфийских текстов.

_____ Суфий - тот, кто не боится ада и не жаждет рая.

/Рабияэль-Адвия/


_____ Суфизм - это истина без формулировки

/Ибн-аль Далали/


_____ Быть суфием - значит освободиться от навязчивых идей и предвзятых мнений и не пытаться уйти от своей судьбы.

/Абу Саид, сын Абу Хаира/

Дервиш в аду. Одному монаху однажды приснилось, что он видит какого-то царя в раю, а дервиша - в аду. Спящий воскликнул: " Что это значит? Я всегда думал, что все должно быть наоборот! " Голос ответил: " Царь попал на небо потому, что почитал дервишей. А дервиш попал в ад потому, что сблизился с царями". /Саади/


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал