Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Богомилы






_____ " Существует истинный свет, что просвещает доброго человека, идущего к тому миру." Однажды, во временах жил добрый всеблагой Бог. Он создал вселенную из семи небес и четырех стихий: огня, воздуха, воды и тверди. И поставил на верховном седьмом небе свой престол, и распределил ангелов по степеням их совершенства меж номерами небес. А ниже последнего небушка расстилалась воздушная гладь, а далее - водяная муть, обнимающая земной шар. Под землей, запряженные, как волы на пашне, стояли две огромные рыбины, поддерживая мировое равновесие, под ними плавали облака, а в самом низу располагалась геенна огненная,
_____ Всем этим чудесным сооружением Бог-отец управлял вместе со своим сыночком, как две капли воды похожим на родителя. Звали кровиночку Сатанаилом. В один из дней сынуля проснулся не в настроении и решил содеять путч. По всем семи небесам он разослал факсы следующего содержания: " Желающим создать альтернативное царствие небесное, предлагаю пониженную систему налогообложения и себя в качестве творца." Треть ангелов пленилась сладкой рекламой и подалась на баррикады, однако потасовка не состоялась, заговор был вовремя раскрыт и пресечен - недаром Бог-отец всемогущ. Раздосадованный папашка изобрел для чада пожизненную ссылку на Землю, дескать, хочешь играть - играйся, лишь бы с глаз долой. А в придачу забирай с собой всех, кого смог соблазнить своими коврижками и грошовыми налогами, нам стяжатели не нужны.
_____ Покинув высшие сферы, Сатанаил хоть и лишился божественного сияния, но творческую мощь и выдумку сохранил в полной мере. Он быстренько осушил твердь, привлекая к этому делу ангелов воздуха и воды; оприходовал венец ангела вод, раскурочив его на луну, звезды и небесное воинство, суть кометы, тарелки и прочие летучие мерцалки. Хозяйскою рукою создал дождь, град, гром, снег и все остальное, согласно Ветхому Завету. Таким образом, конструктивная мысль Сатанаила дала видимый мир,
_____ Полюбовавшись картинкой, дьявол-создатель решил заняться дублированием себя. Он материализовал две совершенные плотские оболочки, изображающие мужчину и женщину, но они смотрели на него пустыми глазами - на Земле не из чего было сделать душу для них. И Сатанаил отправил прошение Отцу, в котором обещал вместо ангелов-изменников прислать на небо души хороших людей. " Только откуда же их взять, папочка, если даже двоих не могу сделать духовными." Сжалился папка, командировал на Землю одного ангела с третьего неба - для мужчины, и одного со 2-го - для женщины.
_____ Так появились Адам и Ева, воплощающие материальное - сатаническое - начало. телом и божественное - душой. Создав видимый мир, Сатанаил стал властителем человечества и всех земных царств. По его внушению землянин встал на путь греха и преступления. Чтобы побыстрее развратить Адама и Еву дьявол наспех сляпал некое подобие небесного рая, поселив там змея, созданного из собственной слюны (по некоторым данным - спермы). Соблазненная тварью Ева произвела на свет " змеенышей" Каина и его сестру Калмену. От Адама Ева родила Авеля, Каин поступил традиционно. Это был первый террористический акт в истории человеческого рода.
_____ Сатанаил развлекался вовсю со своими подручными - падшими ангелами, первыми из которых были пророки Моисей, Енох, Иоанн Креститель. Узнав о бартерном договоре Отца с сыном, ангелы немедленно совокупились с земными девчонками, чтобы души их детей имели гарантированное местечко на небесах, Ничего хорошего о нравственных качествах этих отроков сказать было невозможно, и Бог-отец предпочел оставить вакантные места рядом с собой, нежели набирать в штат кого попало да по блату. Детки подросли и так вымахали, что стали Гигантами, а так как с детства им твердили: " станешь большим, попадешь на небеса, к Богу под крылышко", они решили, что жестоко обмануты и что им, следовательно, можно ВСЕ. Гиганты устроили путч номер два, на этот раз против Сатанаила, к ним примкнули измученные террором люди, Творец ответил Всемирным Потопом, только верный слуга Ной был оповещен заранее. Пока все бунтовали, он строил ковчег имени себя. Т.о. мы видим, что теория улучшения, генофонда нации работала и во времена Оно.
_____ Долго ли, коротко ли, Бог-отец понял, что кинут по всем параграфам: люди страдают, места на небе пустуют, сынишка ликует. " Пора посылать СЛОВО", - подумал Бог. Так родилась безумная идея мессианства, От мнимой матери, путем мнимого рождения, возник во мнимой плоти фантом, названный впоследствии царем иудейским. На самом деле он не нуждался ни в еде, ни в отдыхе, лишь страдание его было неподдельным - Христа отягощала навязанная ему миссия. Понаблюдав за этим 33 года, Сатанаил истощил свое терпение и отдал приказ уничтожить креатуру. Однако СЛОВО оказалось не так уж беззубо - творец " был свинчен, посажен в бочку и взят далеко вниз". В процессе путешествия окончание " ил" поистрепалось, и по возвращению на поверхность Земли бедолага стал именоваться попросту Сатаной, а по молве числиться неудачником и мелким карьеристом. Мессия вновь слился с сущностью Бога-отца, и Св.Троица, имевшая место быть в течении 33 лет, прекратила свое существование. (апокриф " Тайная книга")
_____ Потеряв регалии, Сатана тем не менее остался реальным властителем дум на Земле. По идее, дьявольский мир должен продлиться 7 дней творения или 7 эпох. " И запряг Адам волов и стал пахать, что б добыть себе пропитание. Тогда пришел дьявол и стал мешать Адаму пахать Землю, и сказал он Адаму: " Моя есть Земля, а божьи суть небо и рай, если хочешь пахать Землю, должен стать моим. Если хочешь быть божиим, поди в рай." Адам отвечал: " Господни суть небеса, и Земля, и вся вселенная, " Дьявол сказал ему: " Не дам Землю пахать, пока не напишешь рукописание свое." Адам ответил: " Кто Земли господин, тому принадлежу я и мои дети." Дьявол возрадовался, Адам же знал, что Бог хочет сойти на Землю в человеческом образе и побороть дьявола. И сказал дьявол: " Запиши же рукописание свое, " и записал Адам: " КТО ГОСПОДИН, ТОГО Я И ДЕТИ МОИ." (апокриф " Слово об Адаме и Еве")
_____ Но время идет, от Бога ни слуху, ни духу. Жилище Сатаны - Иерусалимский храм, ангелы его разместились по всему земному шару, где только есть алтарь и святоша - ближайший друг и слуга Сатаны. Все готово к приходу Весны Священной...
_____ Об этом знают немногие, " узок круг этих революционеров" и кличут их БОГОМИЛАМИ.
_____ Первые упоминания о еретической секте богомилов мы находим в письме константинопольского патриарха Феофилакта царю болгарскому Петру, датированном серединой Х века. Рукопись сия является практическим руководством к искоренению вновь появившейся в Болгарии опасной ереси - богомильства. Феофилакт рекомендует предавать отступников смертной казни, " в особенности, когда видно, что зло ползет и надвигается, портя многих". Подробное критическое описание этого течения мы видим в " Беседе против богомильства" Козьмы Пресвитера и тенденциозном трактате византийского историка Михаила Пселла " О деяниях демонов". Богослов Евфимий Зигабен посвятил богомильству часть гигантской Panoplia Dogmatica (" Догматическое всеоружие"), содержащей исчерпывающие сведения о космогонических и теологических представлениях данной ереси.
_____ Кроме критической литературы источниковедение называет нам ряд апокрифов, как древних, используемых богомилами в качестве древнего канона, так и написанных самими еретиками. В дохристианский период и первые века нашей эры появились " Видение Исайи", " Книга Еноха", " Откровение Варуха", апокрифический Апокалипсис Иоанна. Перу богомилов бесспорно принадлежит " Тайная книга" (" Евангелие от Иоанна"), написанная в ХI в. в виде диалога любимого Ученика с Учителем, доступно излагающего богомильскую космогонию, " нечто вроде еретического катехизиса". Все эти произведения объединяет гностическое начало, желание " приоткрыть дверку", получить откровение " из первых рук" - одновременно удивительная наивность и попытки раскодирования фонетических, цифровых и смысловых шарад Писания.
_____ Какие силы гнали этих людей вглубь лабиринта? Что заставило их принять на себя анафему, став живыми мишенями, еретиками? " Те, кто проникают глубже поверхности, сами ответственны за это. Те, кто разгадывают символ, сами ответственны за это. Ибо зрителя, а не жизнь поистине отражает искусство, " - сказал Оскар Уайльд в переводе Ричардса. Искусство Отношений с Богом, добавил кто-то из -за левого плеча.
_____ Представьте себе маленькое уютное государство, которое уж два века жило-поживало в покое и язычестве, Потом пришли маньяки с горящими глазами и громкими голосами, принесли новую " правильную" религию, понастроили храмов, посадили митрополитов, епископов и прочих вымогателей, расплодили монахов-дармоедов, присвоили землю, обложили налогами. Правда, научили читать-писать (храни господь Кирилла с Мефодием), только от этой радости небо и вовсе с овчинку показалось - печатное слово хорошему не научит, рукописное - тем паче.
_____ Как пишут в учебниках, " в обществе наметилась острая социальная поляризация", как говорят в народе, " два мира - два детства". Христианские священники талдычили: на небесах - все по полочкам, на земле - сделаем так же. Четкие касты, земная власть ниспослана свыше, имущество - " дар божий", имущие - божии избранники. И вот... " В годы правления царя Петра появился на болгарской земле поп по имени Богомил, а по истине богу-не-мил, который впервые стал проповедовать в земле болгарской", - пишет пресвитер Козьма.
_____ Только брешет он, полувер проклятый! Богомил, как человек весьма образованный, прекрасно знал и любил свои корни: мессалианство и павликианство, суть дуалистический спиритуализм. Седая древность глаголила богомиловыми устами: еще в 7 веке в Византии догадывались, что не только добро живет на белом свете. Павликиане, что в византийской Армении, сдернув у персов идею культа Мани (манихейство), проповедовали абсолютный дуализм: изначальное существование черного и белого, и вечную, безысходную их борьбу. Они ратовали за возрождение древних христианских общин, основанных на коллективной собственности и потреблении, что впрочем характерно для всех плебейских течений средневековья.
_____ Мессалиане, существовавшие в Малой Азии аж в третьем (!?) веке н.э., успешно распространяли мистический дурман в кругах обедневшего населения и монашества путем умеренного дуализма. Добро возникло в начале начал, говорили они, и победит в конце концов. Задача землянина - спасти душу для блаженства в следующей жизни. На земле имеется множество демонов, они не знают, куда приткнуться и одно из самых излюбленных их обиталищ - душа человека.
_____ Вслед за адептами обеих религий и к вящей злобе церкви, поп Богомил проповедовал господство Сатаны над видимым миром и всеми земными царствами. Ставленники дьявола на престолах и амвонах - что может быть сенсационней? Власть и богатство - отличительные признаки слуг тьмы... О какой истине в стенах церкви идет речь? Не Библия ли говорит нам, что Бог сотворил тело и душу человека? Какая наглая ложь! Ведь даже ребенку известны греховные повадки плоти. Значит, Ветхий Завет далек от истины и писан по наущению творца, т.е., Сатанаила. Лишь Псалтырь и некоторые высказывания пророков подлежат прочтению в этой книге. Богу-отцу мил Новый 3авет. Его нужно прочесть самостоятельно, обдумывая слово за словом, разыскивая хитросплетения смыслов. Ничто истинное не может быть сказано буквально. " К чему тут священник? Он лишний" - гласит Книга Иоанна. Он греховен, он погряз в материальном, как и вся церковная система с ее дорогостоящими таинствами. Абсурд - креститься водой, когда на самом деле освящается человек божиим духом, причащаться кровью и плотью христовой, в то время как СЛОВО имело мнимую материальность. Или - кощунство - поклоняться орудию пыток, на котором погибла не одна тысяча невинных. А святые мощи - это только кости мертвецов, бессмысленные, бессильные, подобные костям неразумных тварей, что белеют по обочинам дорог. Попадая в землю, плоть становится прахом и никакое чудо не поможет ей восстать в прежнем виде на Страшном Суде. Что храмы? - в них святотатствуют, что чудеса, творимые старцами? - мишура и обман зрения.
_____ Еретики хулят богатых, учат своих последователей не подчиняться хозяевам, ненавидят царя, ругают старейшин. Считают, что богу не угодны все те, кто работает на царя, и приказывают слугам не прислуживать своим хозяевам." (1, 342 - " Беседа" п.Козьмы).
_____ Итак, все убрать, разрушить, уничтожить, что же оставить? Раннехристианскую общину, основа которой - скромный, почти аскетический образ жизни. Питание растениями, исключая даже брынзу, молоко, яйца и вино. В апокрифе " Видение Варуха" сказано: " Лоза Посажена Сатанаилом в раю, и потому из нее изготовляется вредный для людей напиток". Другой источник гласит, что грехопадение Адама заключалось вовсе не в яблоке, а в алкоголе. Богомилы одевались в черные власяницы, не отличаясь внешним видом от монахов. Целомудренная жизнь вела к отрицанию брака как торжества плоти и как таинства, достойным сочувствия считался любовный союз между человеком и Богом-отцом. На если официальная церковь во главу угла ставила отношения с Богом, богомилы предпочитали любовь человека к человеку - уважение, взаимную нравственную чистоту, скромность, воздержание от дурных действий, терпимость.
_____ Однако строгой аскезы обязаны были придерживаться лишь " совершенные" - высшая ипостась богомилов (визант. EEOL, латин. perfecti). Это был руководящий слой, который состоял из хорошо образованных и верных учению людей, борцов, вечных путников. Они могли быть " дедецами", " старцами", " гостями", стоявшими во главе общины, или же агитаторами, которые переходят из дома в дом, не зная тепла своего очага. Лучших из них называли " апостолами".
_____ Следующая ступень богомильства - " верующие". (Они приняты в общины, имеют право участия в обрядах, много постятся и молятся, живут скромно, не стяжают земных благ, но имеют семью и частную собственность.
_____ Низшей категории последователей Богомила -" слушателям" - разрешено присутствовать на проповедях и готовить свой внутренний мир к вступлению в клан " верующих". Однако большинство сочувствующих богомильство привлекало не аскетизмом и возможностью продвинуться, а острой социальной направленностью. Велик был соблазн " выборочного" использования идеологии: постится пусть кто-нибудь другой, а я с дубьем да бояр грабить, поповых дочек насиловать. Там, где писалось об отказе от земных благ и смирении, простой человек, затертый налогами, прочитывал призыв к бунту, возврату отнятых церковью земель. Образная и красивая, как и все плебейские религии, богомильская ересь завлекала бедноту. " И где узрят человека простого и грубого, так же сеют плевелы учения своего."
_____ И еще: " Мнози не знают, что есть учение их и мнят их за правду страждущих и хотящих НЕЧТО воспринять от бога за вузы и темницы." Поиски " нечто" - гностика - с одной стороны, анархия-возница с другой, Озерцо глубоко только посередине, по краям - мелкота и стекляшки под ногами.
_____ На Руси, куда рано ли, поздно ли докатилось богомильство, странствующие проповедники дуализма называли себя волхвами, а значит, чародеями, кудесниками. И так же, как и в Болгарии, они пытались найти СМЫСЛЫ, но говоря о них, невольно задевали струны Воли в душах благодарных слушателей. И как обычно духовная лекция заканчивалась вооруженным восстанием каких-нибудь " стригольников" в Новгороде или Федора Курицына в Москве...
_____...Хоть Богомильство изначально есть убежденный пасифик, Об этом говорит образ Каина, несущего огромную космогоническую нагрузку преступника, который действовал по наущению Сатаны. Грешно проявлять агрессию, грешно убивать животное, если, конечно, оно - не змея. Религиозного фанатика - оппонента, как бы опасен он ни был, разрешается изобличать, преследовать словом, но не более. Физическое тело не должно иметь дел с подобным ему - ни в любви, ни в ненависти.
_____ Только душой имеет право манипулировать человек, живущий во плоти.
_____ Женщина, а priori считавшаяся греховной, богомилами реабилитирована и задействована во всей обрядности общины от молитвенных собраний до проповедничества. Кто кинет камень в девушку Еву, если грехопадение свершилось не в божьем, а в сатанинском раю, который и раем-то считать неприлично? Стараясь следовать слову и делу раннехристианских общин, богомилы имели всего три вида акций, которые можно было бы назвать обрядами.
_____ Первый из них - общее молитвенное собрание, где обильно вкушалась пища бренная и духовная. Уписывая за обе щеки вегетарианские салатики, братия внимала мудрствования дедеца-старейшины, ' прикормленные и обогретые нищие засыпали тут же под лавками. Единственная признаваемая богомилами молитва " Отче наш" читалась с преломлением хлеба между всеми присутствующими, причем вместо " хлеб наш насущный" (guotidianum) произносилось " хлеб сверхсущий" (superstantialem). Что и требовалось доказать - глубинный спиритуализм богомильский и тут не давал им покоя.
_____ Следующий обряд - взаимная исповедь членов братства. " Еретики исповедуются друг другу и дают друг другу отпущение грехов, хотя они связаны оковами дьявола. И это делают не только мужчины, но и женщины, что заслуживает еще большего осуждения", - пишет наш милейший пресвитер. " Совершенный" клал руку на голову кающегося, так что ладонь приходилась на темечко, где кости остаются мягкими и во взрослом возрасте, оставляя возможность общения человека с Космосом. Совмещая энергетические центры, " совершенный", обладающий прямыми выходами на небеса, транслировал покаянные речи грешника Богу и принимал Его ответ-благословение. Вливая в человека " божественный дух", " совершенный" в данном случае исполнял обязанности Бога-отца.
_____ Последним и самым волнующим обрядом был переход из " слушателя" в " верующего", а также вознесение в степень " совершенного". При полном собрании общины кандидат описывал внутренние процесс своего " я", побуждающего его к движению вверх. В случае совершенного посвящения, " апостолы" возлагали ладони на коленопреклоненного новичка и чудом совместной молитвы продвигали его на новую ступень.
_____ Руководствуясь принципами вселенской любви, богомилы принимали в общину беглых, каторжан, изгоев, больных и сумасшедших. Входя в братство " совершенных", человек отказывался от частной собственности в пользу коллектива. Таким образом, богомильские общины были весьма зажиточны, прямо пропорционально числу посвященных в высшее знание. Процветал стиль жизни " кто не работает, тот не ест". Труд - физический для рядовых членов общины, умственный для " perfecti" - был основой процветания коммуны. Богомилы работали даже по воскресеньям. Их отрицательное отношение к нищенству, как образу мысли, выражено в заповеди: " Милостыня есть ненавистный Богу обычай." Отвращение вызывало у них и отшельничество. " Нет ничего более постыдного, чем человек, который живет для себя, заботится лишь о собственном спасении и не занимается никаким трудом."
_____ Чрезмерная пропаганда богомилами постной жизни неизменно рождала саркастические усмешки критиков. Так богослов Зигабен писал о " совершенных" - агитаторах - " ходят от дома к дому и едят чужой хлеб", - намекая на лицемерие призывов к всеобщему труду. " Всякую неделю они наказывают поститься по вторникам, а также по четвергам и пятницам, но позови их только к себе обедать, тотчас же забывают свои правила и едят, и пьют, как слоны". Дурашка-Зигабен! Все ж для человека делается, для того, чтобы хозяев чванством не обидеть.
_____ Так веселились богомилы с IX по ХIV век, пока не пришли проклятые турки и не убили всяческую политическую и экономическую свободу Болгарии, " страны еретиков". Все смешалось: там где раньше были православные и отступники, оказались единые в горе братки-соотечественники. Христиане сбились в кучу и стали называться попросту - " неверными". А кто в те времена кудрявые считался верным да правильным, про то совсем другая сказка, внучок...

 

_____ Теперь ничего не остается делать, как перейти непосредственно к хиппи...... У Жана Эллюля, одного из умнейших людей нашего времени, есть книжка образца 1972 г. под названием " От революции к бунту".
_____ По Эллюлю движение хиппи, в отличие от всех прочих молодежных группировок и субкультур, представляет собой " фундаментальное отрицание всех основ современного общества", они не только обладают собственной системой ценностей, но создали новый образ жизни, соответствующий этим ценностям. Тем не менее, они живут за счет общества, и этим определяются границы их возможностей и двойственность их ситуации. Современное индустриальное общество " может себе позволить роскошь содержать своих бунтарей". Тем самым хиппи - как бы " предмет роскоши", социальный излишек западного общества, " который возможен только в силу того, что остальная часть общества занята высокопроизводительным трудом".
_____ Поэтому Эллюль весьма скептически оценивает возможности воздействия хиппи на глобальное общество. Скорее всего, повзрослев, сами хиппи изменятся и так или иначе приспособятся к системе, поступят на работу и т.д., оставшись, в лучшем случае, " чудаками". Победа же хиппи /совершенно маловероятная/ станет первым условием их исчезновения, ибо им сразу же придется начать бороться за выживание.
_____ Тем не менее, рассматривая попытки создания контробщества, Эжиоль приравнивает успехи на этом пути к Пирровым победам. Причины в том, что специфические формы протеста и утверждении свободы - употребление наркотиков и сексуальная распущенность - чрезвычайно быстро приводят к истощению энергии, инертности, деградации и разрушению личности. Как показали обследовании, " зачинатели" - хиппи, входившие в первую волну, за прошедшие 5 лет превратились в пассивных, отупевших и ни на что не способных людей.
_____ И вот пессимистический диагноз Эллюля: прошли те времена,. когда изменение целей могло что-то действительно изменить: " наше общество - это общество, где господствуют цели, ставшие автономными. Ни цели, ни идеалы ни в чем не могут модифицировать их: чтобы изменить эти средства, нужно завладеть ими. Но, владея, попадешь в их власть. Такова безжалостная логика нашего общества. Об эту скалу разбиваются волны контркультуры и движения протеста".
_____ Ситуация представляется ему безысходной, потому что " мир, созданный техникой", для нас невыносим /подсознательно/, но мы не хотим никакого другого /сознательно/". Финальный результат - невозможность победы, известен заранее, однако человек восстает, чтобы хотя бы на краткий миг почувствовать, что он еще жив.
_____ Влиятельный американский психолог и специалист по молодежи К.Кенистон выпустил в 1971 г. сборник своих статей под названием " Молодежный раскол. Возникновение новой оппозиции".
_____ 1964 г. помечена его статья " Отчуждение". В ней Кенистон описывает в некотором смысле до - или пред - хиппи, понимая при этом под отчуждением открытое неприятие индивидом того, что окружающим обществом принимается за господствующие ценности.
_____ Жизненный стиль " отчужденных" таков: они предпочитают роли наблюдателя или зрителя. Отсюда и их пристрастие к бродяжничеству, причем оно не столько выражение эскапистских устремлений, сколько стремление освежить свои восприятия.
_____ В статье 1967 г. " Молодежь, перемены и насилие" речь идет уже непосредственно о хиппи, а также о новых радикалах. Вот общие черты, которые Кенистон усматривает и у тех, и у других:
_____ 1. Текучесть, бесструктурность движения, отсутствие фиксированных целей. И хиппи и новые радикалы равно антидогматичны, враждебны любым готовым доктринам и формулам. При этом центр тяжести для хиппи лежит в достижении прямых внутригрупповых коммуникаций. Иными словами: главное понять - самим же - что мы есть, чем выговорить перед другими, что мы должны.
_____ 2. Решающую роль приобретает идентификация через возрастную группу. " Постсовременная молодежь" считает себя в первую очередь частью поколения, а не какой-либо органиэации. Незыблемых авторитетов нет, нет и традиционных героев и старших лидеров.
_____ 3. Основной упор делается на персонализацию - т.е. на отношения " Я и ТЫ", поэтому неспособность установить прямые отношения " один на один" почитается самым большим грехом. Обеим группам присущ антиаскетизм, экспрессивность и сексуальная свобода. Сексуальная эксплуатация или отсутствие взаимности решительно осуждаются.
_____ 4. Имеет место, скорее, стремление к открытости, к постижению всех аспектов чувств, мотивов и фантазий других, чем стремление к отделению от них. Национальные и расовые барьеры теряют свое прежнее значение.
_____ 5. Антитехницизм, имеющий, правда, специфический характер, ибо сам мятеж против техницизма возможен только в технически развитом обществе. Поэтому он направлен не против самой техники, а против обезличивания, которое она несет. Кроме того - уже знакомый по Эллюлю мотив - само демонстративное нищенство хиппи возможно только в " обществе изобилия" и выглядело бы бессмысленно в обществе, где бедностью никого нельзя удивить. б. Стремление к созданию нового стиля жизни и новых типов организаций, которые бы способствовали раскрытию в индивидах личностного начала. Поиск таких новых форм приводит к возрождению трибализма.
_____ 7. Антиакадемизм, который не следует путать с антиинтеллектуализмом. Простое невежество не поощряется. Это скорее стремление придать знаниям непосредственный жизненный смысл.
_____ 8. Психологическое непротивление, квиетизм, отвращение ко всем формам агрессивности ярко выражено среди хиппи с их лозунгом Make Love Not War и с символическим ритуалом поднесения цветов полицейским.
_____ Чарльз Рейч в своем бестселлере " Зеленая поросль Америки" /1970 г./ дает анализ молодежного движения с позиции постороннего, но заинтересованного в успехе энтузиаста. Его материал - исключительно США.
_____ У Рейча - твердая концепция: он последовательно выделяет в истории США три типа сознания, которые так и именует: сознание I, сознание II, сознание III.
_____ Сознание I. /время возникновения которого - приблизительно середина XIXa./ характеризуется: а) верой в индивидуальные усилия /которые должны в конечном счете привести к благосостоянию страны и народа в целом/; б) самоподавлением, как важнейшей составной частью усилий и грядущего успеха, что привело к тому, что работа перестала быть самовыражением, наивностью, оптимизмом и эгоизмом.
_____ Типичным представителем сознания II, вызванного к жизни Великой депрессией, Рейч называет Кеннеди. Главные его ценности - наука, техника, организация и планирование. Люди с сознанием II благожелательны и терпимы к чужим взглядам, но лишь при условии, что эти взгляды выражены в рамках признанных законом процессуальных форм. Высший критерий, по сознанию II, - разум, а сфера его приложения - работа, как во имя интересов государства, так и ради личного преуспевания. Сознание II породило человека, играющего две роли: одну на работе, другую - дома, где он придерживается ценностей, во многом противоположных служебным.
_____ И, наконец, сознание III, " чудом расцветшее на каменной почве корпоративного государства". По словам Рейча, он анализирует его идеальную модель, не принимая в расчет неизбежные искажения. " Основа сознания III - освобождение", которое начинается с собственного " Я". Для сознания III - личность - отправная точка и единственная реальность.
_____ Первая его заповедь - " не насилуй себя, будь честным по отношению к себе".
_____ Вторая - " не суди другого", ибо каждый человек имеет право быть самим собой и тем он хорош.
_____ Третья - " будь честным по отношению к другим, не используй никого в качестве средства".
_____ Признавая высшими ценностями жизни братство, товарищество, дружбу и любовь, сознание III отвергает выполнение обязательств, не подкрепленных чувством.
_____ Концепция общества зиждется, во-первых, на уважении и неповторимости каждой личности и, во-вторых, на понятии, выражаемом словом " вместе" /together/. " Вместе" означает, что люди ощущают себя представителями одной " породы", членами единой семьи, даже если они не знакомы друг с другом.
_____ Жизнь рассматривается не как вертикальное восхождение по лестнице успеха, а как постоянный эксперимент, направленный на всестороннюю реализацию личности и включающий множество " целей и выборов".
_____ Музыку Рейч полагает самым полным и ярким выражением сознания III. Она уничтожает границу между жизнью и искусством. Не допуская пассивного " потребления", музыка превращает каждого слушателя в активного участника, пробуждает его творческие способности. Наконец, она объединяет людей и служит средством общения.
_____ Главное условие, на котором настаивает сознание III в своих усилиях не допустить метастаз государства в свою среду, - это чувствовать себя вне системы. Силы же для постоянного возобновления этого чувства черпаются в природе.
_____ Рейч верит в надежду, оттого и вывод его таков: " Участники движения могут устать, потерять мужество, но время и силы на их стороне. А на другой стороне нет никого. У них нет врагов. Нет человека, который в глубине души не хотел бы того же, к чему стремится сознание III".
_____ Книга " Профанирующая культура" П.Уиллиса посвящена субкультурам рокеров и хиппи. Уиллис подходит к теме, как философствующий социолог, отсюда и несколько повышенный, по сравнению с другими авторами, градус интеллектуализма.
_____ Мировосприятие и самовосприятие хиппи характеризовались состоянием радикальной онтологической ненадежности. " В сущности они никогда не могли поверить в то, что мир реален, но... они приветствовали это как глубочайшее открытие". Желание воспринимать реальность как таковую было, с их точки зрения, уделом социально нормальных, " правильных" людей. Они же, напротив, ощущали себя в принципе людьми " неправильными", поэтому состояние он теологической ненадежности вовсе не воспринималось ими с ужасом, как некая болезнь, а встречалось как освобождение, ведущее к достижению подлинного самосознания и высшего сознания - сверхсознания.
_____ Культура хиппи вырастала вокруг полуосознанной парадоксальной игры, всегда содержавшей в себе возможность разрешения, но вместе с тем не дававшей того разрешения. Разрешение связывалось с " фундаментальным ощущением единства всех вещей, убеждением, что все противоречия разрешены, все противоположности сняты, всякое сознание слито воедино в некоем всеобщем сверхсознании... В самом центре этого монизма было осознание того, что каждый есть Бог".
_____ Духовный опыт хиппи осознавался ими как субъективный опыт в противовес рационально-объективному опыту социального мира. Хиппи отказались от логики объективного, линейного времени, они заморозили ее, удерживая настоящее как самоценное. Их опыт был погружением в самодостаточное " теперь". Внутри этого опыта все представало в необычном, чарующем свете. В своем опыте хиппи навечно пребывает в экзотической стране - даже тогда, когда он находится у себя дома, Не только умственное наслаждение, но и ощущение безграничного знания, которое, однако, не может быть передано /оттого Уиллис именует его " бессильным знанием" / - таковы его основные характеристики.
_____ Одежда и стиль хиппи - закономерное продолжение их миросозерцания. Своей манерой одеваться хиппи отвергали как утилитарно-функциональный, так и престижно-иерархический принципы одежды, принятые в обществе. " Их одежда была красочным вызовом общепринятой мудрости. /.../ Повсюду в их одежде символы изобилия сосуществовали с символами бедности".
_____ В культуре хиппи складывается также весьма своеобразный стиль взаимодействия внутри группы. Их социальное взаимодействие было тонким вычерчиванием жестов, слов, пауз, поз и т.д. По поводу того главного, что всегда предполагалось известным, но о чем прямо ничего не говорилось - по поводу этой фундаментальной нереальности жизни, этой игры, этого знания, безрассудного смысла этого " теперь и навсегда". В некотором неявном смысле взаимодействие ощущалось как " непрерывно разыгрываемый последний акт перед наступлением пустоты".
_____ Ориентация хиппи на то, чтобы повседневная жизнь стала разновидностью искусства, ни в чем не проявлялась так отчетливо, как в их речи. " Говорение" было для них одним из важнейших занятий, которому посвящалось много времени. Однако, главное в их разговорах заключалось не в том, о чем они говорили, а в том, как это говорилось. Для разговоров были характерны неожиданные паузы, провоцирующие утверждения, неоднозначные аллюзии, внезапные отрицания, оскорбительные вопросы, очевидные парадоксы.
_____ Между хиппи существовало сильное чувство общности, однако было бы неверным истолковывать эту общность в терминах " любви", " мира", " братства", Хиппи не исповедовали и не практиковали социального коллективизма, скорее они исповедовали " природный индивидуализм". Их асоциальная установка проявлялась в ненадежности их обещаний, в неожиданных исчезновениях того или иного хиппи из поля зрения группы, в явном безразличии к жизненным траекториям друг друга. Но, несмотря на это, хиппи, несомненно, хотели быть в группе, и, будучи рядом, стремились помогать друг другу вполне бескорыстно.

Фрагменты работы " Хиппи. Взгляд на
отражение", автор которой нам
неизвестен. Машинописный вариант
текста был предоставлен Л.Волковым, в
настоящее время находящимся в Париже,
раздел " Богомилы" подготовлен Т. Арефьевой.
Составители допускают возможность
существования иной точки
зрения на данную тему.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал