Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. НАУКА И религия О поддержаниИ здоровья души и тела (4 часа)Стр 1 из 4Следующая ⇒
А. Л. Афанасьев
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Учебно-методическое пособие для студентов направления 040400.62 «Социальная работа»
Томск 2012 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие ……………………………………..……………………… 4 Тематический план дисциплины ……………………………………….7 Практические занятия (семинары) …………………………………….. 8 Планы практических занятий ………………………………………... 8 Тема 1. Введение.………..….…………………………………………... 9 Тема 2. Теория и методология дисциплины ……………………......... 10 Тема 3. Методы общего оздоровления организма.…………………... 11 3.1. Источник: Ф. Г. Углов. «Памятка русскому долгожителю» …………………………………………………………………………… 12 Тема 4. Улучшение зрения без очков. Метод У. Г. Бейтса - Г. А. Шичко ……………………………………………………………………………..13 Тема 5. Сохранение здоровья при работе на компьютере …………...14 Тема 6. Аборты, защита материнства …………………..……………..16 6.1. Отношение к абортам религиозных конфессий и государства ……………………………………………………………………………..16 6.2. Профилактика абортов, помощь матерям …..…………….. 18 Тема 7. Основы девиантологии..…………………………………........ 21 Тема 8. Пьянство и алкоголизм. Причины и последствия …………… 22 8.1. Источник: Из работы Л. Е. Попова «Алкоголь и человек» 24 Тема 9. Меры государства и общества по ограничению потребления алкоголя, утверждению трезвого образа жизни ……………………… 26 9.1. История алкогольной политики и трезвенных движений в России, Советском Союзе в XVI-XX вв. …………………………….. 26 9.2. Алкогольная политика и трезвенные движения в послесоветской России (1992 г. – начало XXI в.) …………………... ……………28 Тема 10. Психолого-педагогические методы избавления от алкогольной зависимости ……………………………………...............………….31 10.1. Источник: Е. Кириков. «Почему я бросил курить и употреблять алкогольные напитки» ……………………………………….. 33 Тема 11. Курение: причины и последствия............................................ 34 Тема 12. Политика в отношении оборота табака и курения. Профилактика курения ……………………………………….................................. 36 Тема 13. Наркомания. Социальные причины и последствия ………. 38 Тема 14. Политика государства в отношении наркотиков.………... 40 Тема 15. Общественные организации в борьбе с наркоманией. Психолого-педагогические методы освобождения от наркотической зависимости.......................................................................................................... 42 Вопросы к зачёту ……………………………………………………….. 44
ПРЕДИСЛОВИЕ Здоровье… Значимость его в русской культуре столь велика, что, что наше приветствие человеку звучит как: «Здравствуйте!», иначе говоря: «Желаю Вам быть здоровым! Будьте здоровы!» По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней. Нет сомнений в том, что хорошее здоровье можно приобрести, сохранить и передать детям, только ведя соответствующий – здоровый - образ жизни. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение нашему предмету. - «Здоровый образ жизни как социально-культурное явление» – это учебная дисциплина о том, как с помощью мер социального и культурного характера вести / наладить здоровый образ жизни. Как же образ жизни соотносится с такими понятиями, как человеческое счастье, главные цели и проблемы молодёжи? Счастье… - В нём нуждаются все люди. Дать ему определение нелегко. Учёный-физик, участник Великой Отечественной войны, профессор кафедры прикладной математики Томского государственного архитектурно-строительного университета Леонид Евгеньевич Попов (родился в 1925 г.) вывел следующую формулу человеческого счастья: Счастье = творчество + общение + любовь Очевидно, что для достижения успеха в каждой составляющей этой формулы необходим здоровый образ жизни. Не здоровый же в конечном итоге всё разрушает[1]. Главные цели студенческой молодёжи… - При проведении социологического исследования в Томске в 2010 г., когда было опрошено более 650 студентов, оказалось, что «большинство респондентов называли счастливую семейную жизнь своей главной целью»[2]. – Связь счастливой семьи с образом жизни так же очевидна. Здоровый образ жизни помогает «строить», «развивать» семью, нездоровый в конечном счёте разрушает её. Так, например, более 50% разведённых называют главной причиной развода пьянство супруга или супруги. «Самой большой своей проблемой» студенческая молодёжь Томска считает трудоустройство[3]. При трудоустройстве и продвижении по службе сторонники здорового образа жизни имеют неоспоримые преимущества. Так, например, весной 2007 г. в Томске состоялась деловая игра способных выпускников российских вузов – стипендиатов Фонда Потанина с целью отбора для работы в ведущие компании России. Представительница крупной фирмы пригласила на собеседование одного юношу со словами: «Вы - единственный, кто написал в своём резюме: “Я веду и пропагандирую здоровый образ жизни”! - У нас большие нагрузки. Пропагандируя здоровый образ жизни, сотрудник укрепляет Компанию». Вспомним также многочисленные объявления о приёме на работу с предостережением: «Лиц с вредными привычками просим не беспокоиться». Это означает только одно: человек со здоровыми привычками рассматривается как желательный кандидат, с нездоровыми – как неприемлемый. Наконец, для верующих поддержание здоровья души и тела является необходимым условием Спасения. Студент – член православной Молодёжной общественной организации «Трезвение» г. Челябинска написал по этому поводу так: «Если лично я чего-то и «хочу», то жить в истинно христианской культуре, где главной ценностью здоровых и свободных людей будет Бог» [4]. Итак, будущему бакалавру социальной работы необходимо овладевать знаниями, умениями, навыками ведения и пропаганды здорового образа жизни. Этому и призвана помочь дисциплина «Здоровый образ жизни как социально-культурное явление ». 1. Цель дисциплины – формирование у студентов знаний о современных подходах к ведению и пропаганде здорового образа жизни (ЗОЖ), что является необходимым условием успешной жизни и профессиональной деятельности. Задачи: 1.1. Изучение основных составляющих здорового образа жизни; 1.2. Формирование умений и навыков ведения и пропаганды ЗОЖ; 1.3. Формирование представлений о методах профилактики вредных привычек. 2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: · это предмет вариативной части базового цикла; · он изучается во II семестре в объёме 144 часов; · отчётность – зачёт; · дисциплина является основой для дальнейшего освоения образовательной программы, в частности таких предметов, как «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Социально–медицинская помощь». 1. Требования к результатам освоения дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен: 3.1. Знать: · основные составляющие здорового образа жизни, ведущие к обеспечению физического, психического и социального здоровья клиентов; · методы профилактики вредных привычек. 3.2. Уметь: · строить свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ЗОЖ; 3.3. Владеть: · навыками пропаганды здорового образа жизни среди клиентов; · навыками профилактики вредных привычек. 4. Рекомендуемый порядок изучения дисциплины: 4.1. Вдумчиво работать на лекциях и с текстом лекций. Результат многократно повышается, когда студент ведёт записи лекций. По окончании лекции необходимо в этот же день «обработать»конспект: внимательно прочесть, обдумать, выделить главное, дополнить и исправить то, что было записано не полно или неточно; выучить определения, даты. Продумать вопросы к практическому занятию. 4.2. Обстоятельно готовиться к практическим занятиям: · Проработать лекцию по соответствующей теме. · Прочесть, выделить главное, законспектировать по выбору одно или несколько произведений, указанных в списке обязательной и дополнительной литературы. · Большая часть рекомендуемой литературы имеется в Учебно-методическом кабинете гуманитарных наук (233 ауд. гл. корпуса ТУСУР). Художественные произведения - на абонементе художественном литературы (учебно-лабораторный корпус). Можно использовать также библиотеки по месту жительства. Некоторые работы из списка литературы имеются также в Интернет. 4.3. Для подготовки докладов, выполнения самостоятельной работыиспользуются произведения из списка основной и дополнительной литературы к практическим занятиям. 4.4. Чтобы получить практические навыки, полезно участвовать во внеучебных проектах и движениях по утверждению здорового образа жизни, таких как: «Трезвая карта Томска», «Русские пробежки», «Остановим деградацию» и другие. Творческая, заинтересованная работа позволит вам достичь поставленной цели, пополнить личный «золотой запас» знаний, умений, навыков ведения и пропаганды здорового образа жизни и получить зачёт. тематический план дисциплины
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. ВВЕДЕНИЕ в дисциплину «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ кАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ» (2 часа)
1. Основные понятия дисциплины, её место в системе других дисциплин. 2. Значение здорового образа жизни для студента, специалиста социальной работы. 3. Источники и литература.
Обязательная литература
1. Виленский М.Я. Физическая культура и образ жизни студента: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: КНОРУС, 2012. – С. 5-53.
Дополнительная литература
2. Васильева О. С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: учеб. пособие для студ. вузов / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 155-165. 3. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2002. - С. 35-40, 79-81. 4. Физическая культура: учеб. пособие / П. Г. Балашев [и др.]; под ред. Д. И. Коваленко, О. Г. Черноусова. – Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2005. – С. 6-7, 26-28.
Тема 2. НАУКА И религия О поддержаниИ здоровья души и тела (4 часа)
1. Наука и религия о необходимости поддержания здоровья души и тела. 2. «Гигиена духа» в традиционных конфессиях. 3. Тоталитарные, деструктивные культы, их воздействие на человека. 4. Как уберечь себя и клиентов от тоталитарных сект.
Обязательная литература
1. Виленский М.Я. Физическая культура и образ жизни студента: учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: КНОРУС, 2012. – С. 23-29.
Дополнительная литература
1. Головко В. В. Вера+Наука: философские этюды. - Раздел «Гигиена духа» // Управление общественными и экономическими системами.- Орёл. – 2010. - №2. – Электрон. дан. - URL: https://bali.ostu.ru/umc/zj2010_2.php. 2. Дворкин А.Л.Десять вопросов навязчивому незнакомцу или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным. - М. – 1995. [Электронный ресурс]. - URL: https://iriney.vinchi.ru/main.htm. То же: Афанасьев А. Л. Место религиозных конфессий в социальной работе: учебно-метод. пособие. Томск: ТУСУР, 2006. С. 48-69. 3. Дворкин А.Л.Определения основных сектоведческих терминов. 2000. [Электронный ресурс]. - URL: https://iriney.vinchi.ru/main.htm. То же: Афанасьев А. Л. Место религиозных конфессий в социальной работе: учебно-метод. пособие. Томск: ТУСУР, 2006. С. 69-74. 4. Неопятидесятнический концлагерь в Хабаровском крае: 5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – Разд. XI. Здоровье личности и народа. [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2000. - URL: https://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html. 6. Основные положения социальной программы российских мусульман. – Разд. 3.3. Запреты на употребление наркотиков и алкоголя. – [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – М., 2001. - URL: https://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/islam/.
|