Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос № 28 Факторы, формирующие кредитную политику в период переходной экономики. Правовые формы кредитных отношений.
Правовой институт «Обеспечение финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций» представляет собой комплекс правовых норм, определяющих: 1) основные принципы, цели и задачи воздействия на финансовую деятельность субъектов аграрного права; 2) организационные и экономико-правовые формы и методы осуществления финансовой деятельности; 3) правовые гарантии соблюдения финансового законодательства; 4) движение денежных средств между сельскохозяйственными организациями и публично-правовыми образованиями, другими юридическими и физическими лицами; 5) движение денежных средств внутри самой сельскохозяйственной организации формированию функционированию новых рыночных структур. Стратегической государственной задачей последних лет было проведение единой финансовой политики, направленной на формирование многоканальной системы финансирования капитальных вложений; концентрация государственных ресурсов на приоритетных направлениях развития агропромышленного производства; разработка единой системы бухгалтерского и статистического учета в отраслях АПК. Согласно Федеральному закону от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» основным средством оздоровления субъектов аграрного права является реструктуризация долгов - это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания обязательств.
В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» подчеркнуто, что финансирование основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Получение кредитов является одним из важнейших направлений финансовой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Краткосрочные кредиты (займы), предоставляемые на срок до одного года сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, включая индивидуальных предпринимателей, на приобретение горюче-смазочных материалов запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, покупку молодняка сельскохозяйственных животных и уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции, а также организациям независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, - на закупку poccийского сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.
Страхование в сельском хозяйстве. Агрострахование - страхование сельскохозяйственных культур или животных - выделено в отдельную линию рискового страхования. Часто агрострахование проводится по лицензии на имущественное страхование (отлично от огневого страхования). В практике выделяют несколько видов страховых продуктов - страхование от огня и града, отдельно град, мультирисковое страхование (или комбинированное), страхование от поименованных рисков. Следует начать с того, какое имущество может быть застраховано. Одним из видов страхования является страхование 1) сельскохозяйственных культур. Растениеводство больше, чем другая отрасль сельскохозяйственного производства, повреждено воздействию природно-климатических условий. Неблагоприятные природные факторы, воздействующие на конечные результаты в растениеводстве, можно разделить на две группы. Первую составляют постоянные, т.е. обычные для той или иной местности, факторы: короткий вегетационный период, невысокие среднегодовые температуры воздуха, низкое качество почвы и т.д. Вторую образуют необычные, случайные отклонения от нормальных условий развития растений: ранние заморозки, длительное отсутствие осадков, градобитие и т.п. Основным принципом современного страхования урожая сельскохозяйственных культур является его тесная связь с результатами деятельности в колхозе, совхозе или другом хозяйстве. Размер страхового обеспечения зависит от уровня урожайности. Страхователями являются: колхозы, включая рыболовецкие, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, межхозяйственные организации и объединения, кооперативные, арендные и фермерские хозяйства. Страхование распространяется на все виды сельскохозяйственных культур: озимые и яровые зерновые и зернобобовые, технические, овощные бахчевые, кормовые, сады, ягодники, виноградники, питомники, теплицы и т.д. Объектом страхования является основная продукция культуры. По культурам, дающим два-три вида основной продукции все они считаются застрахованными. При страховании многолетних насаждений объектом страхования выступают сами насаждения: как основные или оборотные фонды, так и урожай этих насаждений. Насаждения страхуются в их полной балансовой стоимости, а урожай - в общем указанном выше порядке.[1] Условия страхования предусматривают кроме того, возмещение ущерба при гибели урожая культур в закрытом грунте (теплицы, питомники) из за прекращения подачи электроэнергии, вызванной стихией, пожарами или аварией. Цветы могут быть дополнительно застрахованы на случай их похищения. Страхование урожая начинается со дня посева (посадки) сельхозкультуры и прекращается со дня окончания уборки урожая сельскохозяйственной культуры. Поскольку окончание уборки зависит от вида культур, момент прекращения страхования по культурам различается. Размер страховых платежей сельскохозяйственного предприятия определяется исходя из среднего застрахованного урожая каждой культуры, цены на ее продукцию, площади посева (посадки) и тарифов. Органы государственного страхования по каждому сельхозтоваропроизводителю отдельно ведут «Журнал учета урожайности сельскохозяйственных культур. В нем фиксируются данные о ежегодной урожайности основной продукции, всех культур. Страховые платежи исчисляются исходя из стоимости урожая на всю площадь посева (посадки) и ставок страховых платежей. В последнее время страхование в сельском хозяйстве проводилось в соответствии с постановлением Правительства от 1 ноября 2001 г. N 758 " О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства", которым были утверждены правила пр едост авления субсидий за счет средств федерального бюджета на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур. .К сожалению, Минсельхозом России очень долго разрабатываются Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур. Проектом правил предусмотрены следующие условия предоставления субсидий:
При отсутствии у сельхозтоваропроизводителей данных для определения средней урожайности сельскохозяйственных культур за предшествующие 5 лет при заключении договора страхования в расчет принимается средняя урожайность за указанный период по соответствующем) административно-территориальному образованию:
При Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации создано Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства. Основными задачами Агентства являются:
Сформирован Российский сельскохозяйственный страховой пул (объединение страховщиков), работающих на агропродовольственном рынке. Следующий вид - это страхование животных. Страховая защита животноводства направлена, с одной стороны, на возмещение ущерба от падежа, гибели или вынужденного забоя животных как части основных и оборотных фондов сельскохозяйственных предприятий, а с другой – на уменьшение и компенсацию потерь животноводческой продукции от стихийных бедствий и других неблагоприятных событий. Страхование проводится на случай гибели животных от следующих стихийных бедствий: бурана, бури, урагана, ливня, града, наводнения, землетрясения, обвала, селя, удара молнии. Страховое возмещение выплачивается и в случае, когда следствием стихийного бедствия явилась неинфекционная болезнь животных, вызвавшая их гибель в течение 10 дней после стихийного бедствия. Страхование пушных зверей и семей пчел проводится от болезней, стихийных бедствий, несчастных случаев: домашней птицы и кроликов - только от эпизоотии, пожара, наводнения, бури, урагана, бурана, града, землетрясения и обвала. Страховое обеспечение сельскохозяйственных животных, домашней птицы, кроликов, пушных зверей и семей пчел устанавливается в пределах 70-80% их балансовой стоимости в соответствующих хозяйствах. Проводится также страхование собак - охотничьих, служебных, сторожевых и декоративных. Предусматривается возмещение потерь в случае гибели от различных болезней, кражи (пропажи), стихийных явлений и т.п. Преимуществами страхования с участием государства являются: · возможность обеспечивать большее страховое покрытие по сравнению с другими методами минимизации сельскохозяйственных рисков; · повышение роли страховщиков (как представителей частного капитала) в управлении системными рисками в более широком диапазоне; · освобождение государства от необходимости урегулирования большого количества убытков, что позволяет направить его усилия на другие проблемы экономики. Причины низкой страховой активности аграриев: 1. «Бедность» сельхозтоваропроизводителей; 2. Высокая стоимость страхования; 3. Сложность получения субсидий; 4. Наличие «серых» страховщиков; 5. Несовершенство страхового механизма.
|