Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой нигилизм






Проблема правового нигилизма и правового идеализма в учебной литературе по теории государства и права практически рассмотрена явно недостаточно. В научном плане она также в должной мере пока не исследована. Но потребность в ее изучении давно назрела, так как на­званные социально-юридические феномены широко распространились в фактической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворче­стве, государственной и общественной деятельности, среди юристов.

Нигилизм (в пер. с лат. — «отрицание») выражает негативное от­ношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нор­мам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем сторонам человече­ского бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведе­ния. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии главным образом в Западной Европе и в России.

Общая черта всех форм нигилизма — отрицание, однако не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому дале­ко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В про­тивном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворя­ется в более объемном понятии «отрицание».

В традиционном понимании нигилизм воспринимается в большин­стве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в настоящее время. Нередко нигилизм принимает разрушительные фор­мы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анар-

36.1. Правовой нигилизм

хическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом.

Характерные признаки нигилизма — интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофирован­ное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принци­пах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.

Одним из видов нигилизма является социальный нигилизм, кото­рый особенно распространился в России в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмыс­ливалось, осуждалось и отвергалось.

Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипо­стасях: неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых («рыночных») ценностей, недовольство переменами, социальные протесты против «шоковых» методов осу­ществляемых преобразований; несогласие с теми или иными полити­ческими решениями и акциями, неприязнь или даже вражда по отно­шению к государственным институтам и структурам власти, их лиде­рам; отрицание не свойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров.

Разновидностью социального нигилизма стал правовой нигилизм. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения.

Правовой нигилизм имеет в России хорошую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Как и раньше, мы жи­вем в море беззакония, подчас принимающего характер национального бедствия и наносящего обществу огромный и невосполнимый ущерб. Корни же этого недуга уходят в далекое прошлое. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти. Представления о праве как указани­ях «начальства» настойчиво культивировались в народе: то, что исхо­дит «сверху», от властей, то и есть право.

К сожалению, мы не только не избавились от этого застарелого порока, но в полной мере унаследовали его, а во многом обогатили.

Сегодня главный источник рассматриваемого зла — кризисное со­стояние российского общества. Социальная напряженность, экономи-

Глава 36. Правовой нигилизм и идеализм

ческие неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтация властей, морально-психологическая неустой­чивость общества и многое другое не только не способствуют преодо­лению правового нигилизма, но постоянно воспроизводят и приумно­жают его. Сложились идеальные условия для тех, кто не в ладах с законом, у кого на первом плане эгоистическое намерение.

• Правовой нигилизм — продукт социальных отношений, он обуслов­лен множеством причин и следствий. В частности, он подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный попу­лизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников.

На личностном уровне правовой нигилизм выступает в двух каче­ствах: как состояние умов, чувств, настроений и как образ действий, реальное поведение. Он бывает активным и пассивным, стойким и спон­танным, постоянным и ситуативным, может проявляться в виде просто­го фрондерства, иметь личные причины, когда, скажем, гражданин недо­волен судом только потому, что его осудили, а закон плох потому, что предусмотрел наказание за совершенное им деяние.

Нигилизм возникает и как результат неудовлетворенности субъек­та своим социально-правовым статусом. В целом нигилизм выступает в теоретической (идеологической) и практической формах. Он разли­чен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степе­ни от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование.

Существует множество различных форм правового нигилизма.

1. Прямые преднамеренные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов составляют огромный и трудно­обозримый массив уголовно наказуемых деяний, а также гражданских, административных, дисциплинарных и иных проступков. Злостный, ко­рыстный уголовный криминал — наиболее грубый и опасный вид право­вого нигилизма, наносящий неисчислимый, не поддающийся точному определению вред обществу — физический, материальный, моральный. Преступность — мощный катализатор правового нигилизма. Злоумыш­ленники не боятся законов, умело обходят их, используя разного рода правовые «дыры» и «щели». Страна все глубже погружается в трясину тотальной коррупции, которая сводит на нет все реформаторские уси­лия, разлагает нравственные и правовые усток общества, подрывает престиж России на международной арене.

2. Повсеместное массовое несоблюдение и неисполнение юриди­ческих предписаний, когда субъекты (граждане, должностные лица,

36.1. Правовой нигилизм

государственные органы, общественные организации) не соотносят свое поведение с требованиями правовых норм, а стремятся жить и дей­ствовать по «своим правилам». Неисполняемость же законов— при­знак бессилия власти. Царит правовая анархия, законы мало кто ис­полняет. Неподчинение же законам наносит не меньший вред, чем их прямое нарушение. Такое всеобщее непослушание — результат край­не низкого и деформированного правосознания, отсутствия должной правовой культуры.

3. Война законов, издание противоречивых, параллельных или даже взаимоисключающих правовых актов, которые как бы ней­трализуют друг друга, растрачивая бесполезно свою силу. Неред­ко подзаконные акты становятся «надзаконными». Принимаемые в боль­шом количестве юридические нормы не стыкуются, плохо синхронизи­рованы. В результате возникают коллизии.

Война законов и властей — абсурдная и наиболее разрушительная форма правового нигилизма. Общая картина усугубляется еще и тем, что кроме войны юридической в стране существует множество других войн (бюджетов, суверенитетов, компетенции, юрисдикции, телерадио-эфиров, кланов, «авторитетов», олигархов, компроматов и т.д.).

4. Подмена законности политической, идеологической или праг­матической целесообразностью, выходы различных официальных должностных лиц и органов, общественных групп и сил на неправовое поле деятельности, стремление реализовать свои интересы вне рамок Конституции, т.е. начинают жить опять не по законам, а «по понятиям».

5. Конфронтация представительных и исполнительных струк­тур власти на всех уровнях возникла в процессе становления новой для России президентской вертикали управления при сохранении ста­рой системы Советов. Эти две модели власти оказались несовмести­мыми по своим целям, задачам, методам. Отсюда — трения, конфликты, противостояния, стремление доказать, какая власть важнее и нужнее.

6. Серьезным источником и формой выражения политико-юри­дического нигилизма являются нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество, безопасность. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокой­ствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бес­силие права не может породить позитивное отношение к нему, а вызы­вает лишь раздражение, недовольство, протест. Человек перестает це­нить, уважать, почитать право, так как он не видит в нем своего надежного гаранта и опору. В таких условиях даже у законопослушных граждан


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал